2 июля 2022 года, 17:11 (UTC+9:00) t в Якутске: 20 (21:00)

Владимир Прокопьев выступил на парламентских слушаниях в Государственной Думе

В Госдуме 17 ноября 2014 года состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации». От имени Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выступил председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев.
В частности, во время своего выступления народный депутат республики внес предложения к рекомендациям парламентских слушаний, адресованные Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации.
 
Приводим отрывок из выступления председателя постоянного комитета парламента Якутии.
 
Уважаемые участники парламентских слушаний!
 
Республика Саха (Якутия) имеет сформированную систему особо охраняемых природных территорий (ООПТ), состоящую из 212 ООПТ различной категории и вида, в т.ч. 3 ООПТ федерального, 125 ООПТ республиканского и 84 ООПТ местного значения. В условиях освоения новых месторождений и реализации крупных промышленных проектов пока удается не только сохранить, но и увеличить площадь ООПТ до 908 тысяч кв. км. или 29,4% территории Якутии. В последнее время, как в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так и в смежное законодательство, внесен ряд изменений, которые с одной стороны способствовали развитию системы особо охраняемых природных территорий, но с другой стороны значительно ослабили правовую защиту ООПТ. 
 
Особенно хочу отметить, положительные моменты, отраженные в Федеральном законе № 307-ФЗ от 14 октября 2014 года в части уточнения полномочий государственных органов и муниципальных органов по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Но все же отдельные его моменты так и остались нерешенными.
 
Кроме этого, добавились проблемы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 
В-первых, перевод земельных участков и постановки их на учет особенно остро стоит в регионах. В случае особо охраняемых природных территорий федерального значения статус земель ясен, они являются землями особо охраняемых природных территорий, но для региональных и местных особо охраняемых природных территорий этот вопрос актуален, так как в большинстве случаев, они расположены на землях лесного фонда.
 
Кроме того, ввиду отсутствия в действующем законодательстве четкого определения какими природными объектами являются отдельные категории особо охраняемых природных территорий, сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков. Хотя в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» особо охраняемые природные территории могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Это связано с тем, что в законе прямо не указано, что ООПТ должны вноситься в ГКН как зоны с особыми условиями использования территорий.
 
В связи с этим, мы предлагаем ввести норму, позволяющую перевести земли и земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в категорию земель особо охраняемых природных территорий с изъятием земель у их правообладателей. А также предлагаем законодательно установить перечень особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий и отдельно перечень особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости как земельные участки.
 
Во-вторых, одним из основных вопросов, волнующих нас, является исключение территории традиционного природопользования, согласно Федеральному закону № 406-ФЗ, из перечня особо охраняемых природных территорий и категории земель ООПТ соответственно.
 
В Республике Саха (Якутия), по данным Всероссийской переписи населения, имеется 32,9 тыс. представителей малочисленных народов Севера. На особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия), включая природные парки и ресурсные резерваты, ведут свою традиционную деятельность 62 родовые общины коренных малочисленных народов Севера на площади около 16,4 млн. га. Авторы изменений высказывали более позитивную мысль о том, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации должны иметь больше возможностей для хозяйственного использования соответствующих территорий и находящихся на них природных ресурсов, и выбор должен был сделан в пользу того, чтобы отнести земли территорий традиционного природопользования к землям природоохранного назначения. Но на деле, создали правовой вакуум, когда Федеральным Законом «О территориях традиционного природопользования» определено, что территории традиционного природопользования являются особо охраняемыми территориями, образованными для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, но при этом в Земельном кодексе не прописано, что данные территории относятся к особо охраняемым территориям, тем более они не отнесены к землям природоохранного назначения, как ранее было заявлено авторами данного Закона.
 
Предлагаем прописать в Земельном кодексе Российской Федерации положение о том, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов относятся к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий.
 
В-третьих, в последнее время вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ особенно обострился. И попытки изменить границы и категорию особо охраняемых природных территорий участились, и надо отметить, что изменения, внесенные Федеральным законом № ФЗ-406, это позволяют, так государственный природный заповедник может быть преобразован в национальный парк, со всеми отсюда вытекающими последствиями.
 
Считаю недопустимым изменение категории ООПТ в отношении государственных природных заповедников. Государственные природные заповедники не должны менять свой статус, иначе для чего мы их создавали. Но, сожалению вопрос решен не так.
 
В действующем Законе нормы, которые бы регулировали случаи изменения границ особо охраняемых природных территорий нет, поэтому предлагаю, такие случаи определить законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации соответственно, в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий.
 
Хочу также отметить, что в действующем законодательстве не предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон. В то же время, судебная практика доказывает, что документация, обосновывающая изменения границ и режима ООПТ, является объектом государственной экологической экспертизы, в связи с чем предлагаем в Федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об экологической экспертизе» прописать норму, обязывающую проводить государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон.
 
Опубликовано: 20 ноября, 2014 - 14:10
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице