23 июня 2022 года, 17:33 (UTC+9:00) t в Якутске: 18 (21:00)

Александр Слепцов: Важно, чтобы народ увидел перспективы работы в Арктике

Александр Слепцов, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представляющий Арктическую региональную группу, директор сельскохозяйственного потребительского заготовительного кооператива «Таба-Яна» Усть-Янского улуса:
 
- По обращениям избирателей можно судить о полноте проблем, с которыми сталкиваются жители арктических районов. Если обобщить, то это вопросы пассажирских и грузоперевозок - та самая плохая транспортная доступность, которая, помимо всего прочего, сильно влияет на цены на продукты и товары первой необходимости. Много вопросов, касающихся строительства, ремонта жилья, здравоохранения, образования и пр. В решении этих проблем мы тесно работаем с главами муниципальных образований, помогаем наслегам и районным центрам в реализации тех или иных программ.
 
Но важно говорить не только о текущих заботах, но и о развитии, в котором сами жители арктических районов играли бы ведущие роли. Однако нужно понимать, что экстремальные климатические условия, огромные необжитые территории, отсутствие конкурентной среды не позволяют Арктической зоне России жить по правилам рынка и эффективное освоение территорий возможно только при федеральной господдержке хозяйствующих субъектов, работающих в сфере ЖКХ, в энергетике, в транспортной и дорожной отраслях, в сельском хозяйстве.
 
Это можно осуществлять через организацию федеральных казенных предприятий. В качестве примера можно назвать создание в Якутии в 2007 году на базе 24 аэропортов ФКП «Аэропорты Севера». Разница между доходами и расходами предприятия покрывается субсидиями из федерального бюджета. Таким образом, найден и уже практически реализуется эффективный механизм сохранения и развития аэродромной сети местных и региональных воздушных линий в Арктике. В других сферах экономики, где нет федеральной поддержки, положение иное.
 
Очевидно, что государство не располагает избытком ресурсов, позволяющих быстро разрешить все существующие проблемы в Арктике, но некоторые из них могли бы быть решены с использованием механизма государственно-частного партнерства. К примеру, часть вопросов по северному завозу могли бы взять на себя ресурсодобывающие компании. Вопрос этот требует изучения, но сама идея сотрудничества государства и частного бизнеса в деле развития Севера и Арктики могла бы быть обоюдно полезной.
 
Важным представляется обеспечение транспортной доступности, включая меры господдержки пассажирских перевозок путем субсидирования социально значимых как федеральных, так и внутрирайонных авиарейсов, а также частных такси, занимающихся перевозками пассажиров из отдаленных населенных пунктов. Считаю, что необходимо внести дополнения в статью 101 Воздушного кодекса РФ в части закрепления понятия «социально значимые пассажирские авиационные перевозки».
 
Основой устойчивого развития северных территорий, традиционного образа жизни коренного населения на среднесрочную перспективу являются прямая бюджетная поддержка и развитие собственного ресурсного потенциала. Сегодня молодежь не хочет идти работать оленеводами, потому что жизнеобеспечение оленеводческих бригад отстало от современных социальных стандартов. В связи с этим мы полагаем, что надо внедрять в стойбищах последние достижения современной техники: технологии по переработке сельхозпродукции (рыбы, мяса), спутниковые средства связи, телемедицину, интернет, высокопроходимую вездеходную технику, современные спецодежду и охотничьи принадлежности.
 
Крайне необходимо принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего господдержку северного оленеводства. В нем должны найти отражение вопросы сохранения и развития оленеводства (как современного технологического семейного хозяйства), обучения детей оленеводов в кочевых малокомплектных школах на основе современных информационных технологий, развития культуры, традиций и обычаев, медицинского и социального обеспечения оленеводов на основе современных мобильных технологий.
 
Что касается рыболовства, то в Якутии около 80% - это рыба летнего улова, которая быстро портится. Поэтому необходимо строить в арктических районах приемные пункты и мобильные комплексы переработки сырья с цехами глубокой заморозки. Тем более регламент по безопасности пищевой продукции, который будет введен в рамках ВТО, потребует обеспечить переработку на месте вылова рыбной продукции.
 
В рамках Года Арктики парламент Якутии начал работу по инвентаризации всего республиканского законодательства в сфере поддержки коренных малочисленных народов Севера с целью разработки и принятия Кодекса Республики Саха (Якутия) о статусе коренных малочисленных народов Севера. Кодификация воплотит в себя весь опыт правового регулирования в данной сфере общественных отношений, в том числе с учетом изменившегося федерального законодательства.
 
 
Опубликовано: 26 ноября, 2014 - 09:50
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице