6 февраля 2023 года, 02:37 (UTC+9:00) t в Якутске: -38 (03:00)

В. Прокопьев: При освоении природных ресурсов приоритет должен быть отдан экологической безопасности и предусмотрен особый природосберегающий подход

Доклад председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимира Прокопьева на тему «О законодательном обеспечении охраны окружающей среды и экологической безопасности: задачи, проблемы, перспективы», озвученный на годичном совещании Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) 11 декабря 2014 года.
 
В настоящее время законодательная база республики в области охраны окружающей среды занимает передовую позицию среди субъектов Российской Федерации. Этому способствовало принятие в период  90-х – 2000 годов основных базовых законов республики, некоторые из которых были  приняты впервые по России.
 
Но ситуация внутри страны, в том числе и в Республике Саха (Якутия) меняется, интенсивное развитие добывающей отрасли, внедрение новых технологий, все это требует современного подхода в решении поставленных задач, в том числе, и в части законодательного обеспечения охраны окружающей среды, и особенно ее экологической безопасности.
 
Часто меняющееся федеральное законодательство, также диктует свои правила. Так в 2014 году внесены серьезные изменения в природоохранное законодательство. Во-первых, хочу отметить Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ, который внес изменения в базовый закон охраны окружающей среды, они вступят в силу с 1 января 2015 года.
 
Данный закон внес существенные изменения. Это касается формирования новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, снижающих негативное воздействие и применяющих наилучшие технологии, дифференциации предприятий по значимости воздействия на окружающую среду и применение к ним пропорциональных мер регулирования. В отношении экологически опасных объектов предусмотрен переход к выдаче комплексных разрешений с 1 января 2019 года.
 
В связи с исключением требований о получении экологических разрешений для подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности  уточнен порядок государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующие изменения в республиканское законодательство будут рассмотрены буквально на днях.
 
14 октября 2014 года принят долгожданный Федеральный закон №307-ФЗ, которым уточнены полномочия инспекторов особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе наделяющие их правами рассматривать дела и составлять административные протокола. Министерство охраны природы и постоянный комитет Госсобрания совместно провели определенную работу по внесению данных изменений, и это дало положительный результат, что для всех нас является большим достижением.
 
Федеральный закон от 28.12.2013 года № 406-ФЗ внес значительные изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», которые, к сожалению, ослабили правовую защиту особо охраняемых природных территорий.
 
Учитывая уникальность и хрупкость нашей Северной природы, обеспечению экологической безопасности должен быть отдан приоритет и предусмотрен особый природосберегающий подход к освоению природных ресурсов.
 
В связи с чем, постоянный комитет поднимает следующие проблемные вопросы и предлагает  пути их решения: для реальной оценки природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта,  необходимо предусмотреть весь комплекс превентивных мер, а это экологическая паспортизация, экологическое страхование, добровольная сертификация, экологический аудит. Учет вышеперечисленных компонентов, позволил бы  реализовать идеальное соотношение между промышленным освоением территорий и охраной окружающей среды. Но для того, чтобы все хозяйствующие субъекты придерживались данного принципа, мы должны создать определенную законодательную основу.
 
Учитывая то, что ответственность за экологическую безопасность на своей территории, прежде всего, несут органы государственной власти субъектов Российской Федерации, комитет будет ставить вопрос о необходимости передачи объектов федерального государственно-экологического надзора в ведение регионального экологического надзора, возможно как передача отдельных полномочий с выделением федеральных субвенций.
 
Комитет начал работу по рассмотрению хозяйственной деятельности крупных компаний - недропользователей по выполнению законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в части экологической безопасности, участия в социально-экономическом развитии территории, взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, с населением. Отмечу, что последние изменения в законодательстве в части упрощения процедуры государственной экологической экспертизы показали себя не с самой лучшей стороны. Мы считаем, что этот нужный институт необходимо вернуть для наиболее экологически значимых или опасных объектов, для проектов генеральных схем и планов развития территорий. Соответствующий законопроект будет нами разработан в течение 2015 года и внесен на рассмотрение Госдумы.
 
Серьезнейшей экологической проблемой при выводе из эксплуатации горнодобывающих предприятий является вопрос рекультивации нарушенных земель. Действующее законодательство не стимулирует проведение эффективной рекультивации земель и не содержит обязанностей возможно более полному использованию отходов, отвалов вскрышных пород. В связи с чем, нами разрабатывается соответствующий проект федерального закона.
 
До сих пор законодательством страны не определены такие понятия, как "экологический ущерб", "экологическое обременение". Отсутствуют методики выявления, учёта и оценки экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью. Не отработаны механизмы финансирования соответствующих мероприятий по ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью и реабилитацией загрязнённых территорий, в том числе на основе государственно-частного партнёрства. Комитет по данным вопросам проводит соответствующую работу.
 
Сегодня остро назрела необходимость создания экологических фондов, с аккумулированием средств, поступающих от хозяйствующих субъектов. Фонд должен быть «экологической гарантией» при разработке месторождений. Министерство охраны природы республики и наш комитет в данном направлении работает в одном русле.
 
В последнее время вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ особенно обострился. И попытки изменить границы и категорию особо охраняемых природных территорий участились, и надо отметить, что изменения внесенные Федеральным законом № ФЗ-406 это позволяют.
 
В действующем Законе нормы, которые бы регулировали случаи изменения границ особо охраняемых природных территорий нет, поэтому комитет на парламентских слушаниях в Госдуме предложил такие случаи определять законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации соответственно, в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий. Соответствующие законопроекты разрабатываются, и будут внесены в Государственную Думу.
 
Население республики испокон веков занимается рыболовством и охотничьим промыслом, они являются традиционными видами природопользования, считаю, что полномочия по утверждению правил рыболовства и охоты должны находиться на региональном уровне. Так как, действующие сегодня правила, принятые на федеральном уровне не в достаточной мере учитывают региональные особенности. Соответствующие предложения были направлены в профильный комитет Госдумы, не один раз были рассмотрены в Государственном Собрании, и далее комитет продолжает работу в этом направлении.
 
Сегодня в федеральном законодательстве отсутствуют нормы обеспечения экологической безопасности при осуществлении космической деятельности. Данный вопрос остро стоит не только в нашем регионе, в связи с чем комитет ставит вопрос скорейшего принятия федерального закона "О районах падения космических объектов" и разработки федеральной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности". Эти вопросы были подняты в рамках парламентских слушаний, организованных профильным комитетом Госдумы, а также соответствующее обращение Государственного Собрания в адрес Федерального Собрания было направлено в апреле этого года.
 
Общественное экологическое движение в республике у нас сформировано, имеет свою историю и достижения, и в целях усиления их прав и обязанностей  в скором времени на пленарном заседании будет рассмотрен проект закона республики, которым общественные организации будут наделены соответствующими правами и обязанностями. Для поддержки деятельности общественных организаций, занимающихся реализацией мероприятий в области охраны окружающей среды, рассматривается вопрос об их включении в перечень получателей субсидий из государственного бюджета.
 
С учетом необходимости обеспечения радиационной безопасности, в соответствии с планом Государственного Собрания 18 декабря комитет проводит правительственный час на данную тему.
Вот те основные направления, по которым комитет работает и продолжит  свою деятельность в период 2015 года и в целом пятого созыва Государственного Собрания.
 
Государственная политика в области экологического развития должна быть основана на сильных законах, между тем, существующее законодательство всё ещё содержит в себе много отсылочных и неработающих норм.
 
Нам необходимо помнить, что экологическая нестабильность страны ведёт к ухудшению социальной обстановки и в итоге - к кризису практически во всех отраслях общественной жизни. Наша с вами совместная задача сохранить наше природное наследие и обеспечить экологическую безопасность, для этого нам необходимо совершенствовать Законы, сделать их такими, чтобы они отвечали реалиям настоящего времени, а для этого надо усилить нашу совместную деятельность.
 
 
           
Опубликовано: 11 декабря, 2014 - 18:52
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице