6 февраля 2023 года, 20:58 (UTC+9:00) t в Якутске: -39 (21:00)

Член Экспертного совета по Арктике и Антарктике Михаил Жуков: «Север – в капкане идеологии»

Ученый секретарь автономной некоммерческой организации «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» Михаил Андреевич Жуков рассказал о том, каково сегодня отношение органов государственной власти к проблемам развития Арктики и Антарктики и том, что нужно сделать для комфортной жизни населения в этих регионах.
 
Почему 5 вместо 13 улусов республики вошли в Арктическую зону РФ?
 
-- С каким настроем вы приступаете к работе в обновленном составе Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации?
-- Настрой на работу у всех членов Экспертного совета самый позитивный. Текущий год оказался несколько скомканным, а вот в 2015 году, думаю, наша работа будет гораздо более эффективной.
 
-- С чем связана ваша оценка работы совета в 2014-ом году?
-- Связано это с рядом объективных причин. Начиная с того, что Совет был переформатирован. Вы знаете, что раньше Экспертный совет по Арктике и Антарктике был при Председателе Совета Федерации, а теперь – при Совете Федерации, то есть его уровень и до этого немалый, поднят еще выше, а значит, выше стала и ответственность. В 2014 году произошло много серьезных внешнеполитических событий, которые, скажем так, отвлекали на себя много сил и внимания руководства Совета. Много времени и сил было потрачено на работу с Министерством регионального развития Российской Федерации, но, к сожалению, сотрудники Министерства, отвечающие за арктическое направление, не всегда демонстрировали адекватный имеющимся проблемам подход, затем Министерство было и вовсе ликвидировано, результат, как говорится, налицо. Вы знаете, что вместо тринадцати улусов Якутии в состав Арктической зоны вошли только пять, которые имеют выход к Северному Ледовитому океану. Мы отчаянно боролись за все территории, которые имеют право входить в состав Арктической зоны страны, отстояли Мурманскую область, Воркуту, некоторые другие регионы, но не Якутию.
 
-- Да, вот мы сейчас с вами разговариваем, а за окном почти минус пятьдесят. И это Якутск, который находится в центральной части республики.
-- Я знаю, в каких условиях вы живете. Сам работал в Якутии и хорошо представляю, что значит жить в Республике, особенно в ее арктической зоне.
 
-- Как вы думаете, есть хоть какая-то перспектива для оставшихся восьми улусов войти в состав Арктической зоны страны?
-- Вопросы о совершенствовании состава Арктической зоны Российской Федерации и о федеральном законе «Об Арктической зоне Российской Федерации» стоят в плане работы Экспертного совета и работа в этом направлении обязательно будет продолжена. Дело осложняется тем, что вопрос сейчас находится в ведении сразу нескольких министерств. Будем использовать наш статус органа при Палате регионов.
 
Населению Крайнего Севера надо помогать
 
-- У вас есть свое видение будущего закона об Арктической зоне РФ. В том числе вы считаете, что вопрос социальных гарантий не должен быть предметом рассмотрения этого закона. Тогда где, в каком нормативном акте, должны быть предусмотрены эти гарантии?
-- Существует целый перечень законодательных и нормативных актов, где зафиксированы социальные гарантии самого разного плана. И поскольку они не всегда между собой корреспондируются, нужно вносить изменения в эти нормативные правовые акты или же вообще усовершенствовать федеральную систему социальных гарантий в целом. Этот вопрос в свое время рассматривался, было предложено два варианта районирования по критериям дискомфортности проживания. Один вариант подготовил ВНКЦ «Север» при Минэкономразвития РФ, которым я тогда руководил, это было в начало 2000-х годов. Второй вариант подготовила Валентина Ивановна Пивненко в комитете Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. В свое время я публиковал статью в Якутии об этих двух попытках. С моей точки зрения, всю систему социальных гарантий нужно реформировать так, чтобы она была применена ко всем группам населения, нуждающимся в помощи государства. В этом смысле Арктика, как субъект законодательного регулирования, точно также как и коренные малочисленные народы, со всей территорией, на которой они проживают, занимает относительно небольшую часть той территории Российской Федерации, на которую, в принципе, должны проецироваться эти нормы.
 
 
-- В вашем представлении, в каких конкретно нормативных актах и какие именно могут быть предусмотрены социальные гарантии для проживающих в Арктической зоне людей?
-- Необходимость в льготах и компенсациях заключается в том, что в районах с дискомфортными условиями расходы на поддержание жизнедеятельности объективно выше. И необходимо помочь населению, поддержать его, потому что люди несут повышенные расходы на медицинское обеспечение, питание, проезд – практически на все. И это должно компенсироваться. Невозможно одни и те же нормы социального обеспечения проецировать и на юг Краснодарского края и на север Красноярского края. Ведь в отсутствии дифференциации уже заложена дискриминация – это как раз то, о чем говорил на заседании Председатель Экспертного совета Вячеслав Штыров.
Все более очевидным становится необходимость принятия отдельного законодательного акта высшего уровня, посвященного данному вопросу, то есть закона Российской Федерации. Но даже в случае принятия такого закона, основная часть все-таки останется в профильном законодательстве, регулирующем оплату труда, начисление пенсий, социальные обязательства в части проезда, а также иные формы поддержки населения. У нас в Экспертном совете создана специальная секция социального развития, которую возглавит хороший специалист – Валентина Пивненко. Я думаю, что под ее руководством мы сумеем найти правильное обоснование для разработки документов, регулирующих социальные обязательства для граждан, проживающих в Арктической зоне страны. А в принципе сама идеология достаточно понятна. Мы должны рассмотреть потребительскую корзину с точки зрения современного наполнения применительно к особенностям регионов. А для того, что знать эти особенности регионов нужно оценить степень дискомфортности. Как в сопоставимых относительных величинах, так и непосредственно с точки зрения содержания потребительской корзины. И зная ее содержание в натуральном выражении пересчитывать ее периодически в денежном выражении, потому что цены все время меняются. Содержание же потребительской корзины должно учитывать пригодную специфику региона и степень дискормфортности проживания в нем. Если мы пойдем по этому пути, то придем к достаточно стройной логичной системе.
 
Север – в капкане идеологии
 
-- Существует ли понимание у Правительства Российской Федерации в необходимости дифференцированного подхода к регионам страны?
-- ПравительствоРоссийской Федерации до настоящего времени во многом исходит из парадигмы, сформулированной Егором Гайдаром. Он не сам ее придумал, а почерпнул из рекомендаций западных специалистов. Эти рекомендации базируются на пресловутом равенстве перед законом, что в своем примитивном, буквалистском выражении трактовалось и до сих пор часто трактуется так, что совершенно одинаковые нормы относительно чего бы то ни было должны быть и на Чукотке и в Сочи. Везде и все должно быть одинаково: одинаковые налоги, социальные нормы, потребительские корзины и так далее. Гайдар стремился ликвидировать систему льгот и компенсаций, которые увеличивают социальные расходы бюджеты. Обязательства государства, по его мнению, надо превращать в услуги. И до сих пор эта идеология считается «священной коровой». Она такая же священная, как в свое время коммунистическая идеология. Покушение на нее рассматривается как покушение на основы государственной власти. И до тех пор, пока этот подход не изменится, мы будем находиться в идеологическом капкане, в который нас загнали в 1991 году. Произошел такой же идеологический перегиб, как в советское время, только в другую сторону.
 
-- Когда же мы достигнем равновесия?
-- Равновесия мы достигнем тогда, когда начнем относиться к природе вещей не формально, а четко понимая их содержательную часть. Большинство представителей законодательных органов власти, технической интеллигенции, специалистов все это уже понимают. Необходимо только добиться такого же понимания от руководителей исполнительных органов власти. В первую очередь – Министерства финансов, Министерства экономического развития Российской Федерации. Здесь есть уже некоторые подвижки. На прошлой неделе состоялось заседание Вольного экономического общества России, где выступал бывший заместитель главы министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Андрей Клепач. Он в своем докладе аккуратно, но говорил о необходимости смены парадигмы развития страны, о том, что вместо идеологического подхода нам нужен практический подход. А на практике мы знаем, что страна наша велика и обширна, условия проживания на северных и южных территориях очень сильно разнятся. И это конечно, надо учитывать, делать не по установкам неведомых «зарубежных специалистов», а по примеру тех конкретных зарубежных странах, в состав которых входят арктические или антарктические территории. Во всех этих странах оказывается масштабная, тщательно продуманная и технически хорошо реализованная поддержка населению, проживающему или работающему в зонах с экстремальным температурно-климатическим режимом. У нас в России населению, проживающему в условиях с экстремальным климатом, поддержка тоже осуществляется, но лишь в той мере, в которой она пока что не ликвидирована со времени Советского периода. Но я думаю, поворот в сторону Крайнего Севера скоро произойдет, предпосылки к этому созданы. Главное – что Президент Российской Федерации Владимир Путин поддерживает развитие Арктики и работа в этом направлении движется довольно активно.
 
-- Для себя вы определили, в чем будет заключаться ваша работа в составе Экспертного Совета?
-- Я намерен работать сразу в нескольких секциях: экономики, транспорта, недропользования и экологии. Всего у нас таких секций семь и для каждой из них намечен свой план работы. Экспертный совет в полном составе проведет несколько заседаний в наступающем году, в том числе два выездных – в Якутске в июне и в Омске в октябре. В Якутске будем рассматривать вопросы, связанные с обеспечением защиты прав коренных малочисленных народов Севера при промышленном освоении арктических территорий. У нас создана рабочая группа по разработке проекта закона по внесению изменений в федеральный закон о территориях традиционного природопользования. Предстоит поработать также в части районирования, совершенствования проекта закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». В целом, завершая наш разговор, хочу подчеркнуть, что отношение к проблемам развития арктических и антарктических территорий постепенно меняется в позитивную сторону. Однако без смены общей парадигмы ждать быстрых результатов не стоит.
 
Ольга ФОМИНА

Опубликовано: 15 декабря, 2014 - 19:06
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице