Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Интервью с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольгой Балабкиной на НВК "CАХА" | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 11:08 (UTC+9:00) t в Якутске: -2 (09:00)

Интервью с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольгой Балабкиной на НВК "CАХА"

- Друзья, началась наша постоянная рубрика «Как вам это нравится». Сегодня у нас в гостях заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольга Валерьевна Балабкина.
 
- Здравствуйте.
 
- Друзья, мы сегодня с Вами будем обсуждать важную вещь. Кстати, если у Вас возникнут вопросы или Вы хотите высказать свое мнение,  можете позвонить по телефону 32-11-66 или 32-00-66. Будем говорить о нашем выборном праве. Наш Парламент принял в окончательном чтении поправки в Закон «О местном самоуправлении». Поправки касаются нашего неотъемлемого права, гарантированного Конституцией – основным законом Российской Федерации. Это право выбирать власть и быть выбранным. Ольга Валерьевна, давайте поясним нашим слушателям: что это за поправки? Насколько они важны для каждого избирателя?
 
- Мы приняли на последнем пленарном заседании, в окончательном чтении два законопроекта, касающиеся выборов в органы местного самоуправления.
 
Начнем с изменений и дополнений в закон «О муниципальных выборах». Действительно, большинством депутатов принято решение о том, что на муниципальных выборах предлагается включить в бюллетень для голосования графу «против всех». Это стало возможным, благодаря тому, что федеральный законодатель дал право самим субъектам  самостоятельно определить: есть смысл включать эту норму в бюллетень или нет. Прошло большое обсуждение среди всех субъектов Российской Федерации, в том числе и у нас. Кто-то отказался от включения этой нормы. Мы же считаем, что протестные настроения, которые могли бы поставить под угрозу саму процедуру выборов, у нас не настолько велики. Вот поэтому Парламент принял такое коллегиальное решение и сейчас закон отправлен на подпись Главе республики.
 
- Ольга Валерьевна, самые ближайшие выборы состоятся в марте?
- Да, в марте.
 
- И если Глава нашей республики подпишет этот закон, и он будет опубликован, то эта норма будет уже применяться?
- Да, эта норма будет применена на ближайших досрочных муниципальных выборах в марте, которые состоятся вне порядкового графика.
 
- Ольга Валерьевна, друзья, как вы думаете, может ли эта принятая норма поставить под угрозу эти предстоящие выборы в связи с санкциями и нестабильной экономической ситуацией? Ведь может начаться бесконечная череда новых дат выборов?
- Я думаю, что риски есть всегда, в том числе и политические. Результаты выборов могут быть разные и при полном штиле. В законодательстве всегда было понятие «несостоявшиеся выборы»: люди просто могут взять и не прийти на выборы.
 
- Обычно ведь как происходит? У кого протестное настроение, они так и лежат на диване: «Ой, ладно, не пойдем голосовать».
- Вы знаете, это не всегда определяется протестным настроением. По-моему мнению, мы потеряли культуру голосования как таковую. Лет двадцать назад на выборы ходило гораздо больше людей, люди это делали по велению души. Постепенно, количество тех, кто ходит на выборы стало уменьшаться. Есть определенная категория людей, которые ходят на выборы всегда, от выборов Президента страны, до депутата городского, районного, поселкового совета. А есть люди, которые заняты, которые находятся в постоянном цейтноте и в то же время, они получили от действующей власти то, чего они хотели – работу, бизнес, жилье, возможность отдыхать и так далее. Вот они не всегда готовы принимать участие в выборах, их вроде всё устраивает. То есть на выборы ходят не из-за протеста, а потому что не видят смысла что-то менять или им просто некогда. Мне думается, надо повышать общую культуру голосования, формировать в гражданах ответственность за свои решения.
 
- Но вот эта норма как раз-таки, мне кажется,  должна «вытащить» как можно большее количество граждан сделать выбор, осознанно прийти на участки голосовать. Те люди, которые ходят на выборы, хотят иметь нормальную, действенную, адекватную власть. И хочется верить, с принятием этой поправки подобных якутян станет больше.
- Разработчик законопроекта Алексей Ильич Еремеев действительно исходил из того довода, который Вы сейчас озвучили. Однако, при обсуждении на комитете я высказала свою позицию. Я не сторонник этого обоснования. Это мое принципиальное мнение как человека, прошедшего через выборы. После мартовских выборов нам нужно встретиться в этой студии снова, чтобы обсудить насколько графа «против всех» повысила явку. Мое мнение, эта графа явку не повысит. Возможно, она каким-то образом поменяет результат в пользу той части голосов, которая обычно уходит в оппозицию.
 
- Это тех, которые, когда этой нормы не было, говорили: «Вот я против этого, того, сего. Выбора нет, но я пойду и поставлю галочку за этого кандидата, который мне менее неприятен, чем кто-то».
- Мы всегда в жизни выбираем, стоим перед этим выбором ежедневно после утреннего пробуждения. Мы всегда выбираем, выбираем из двух зол меньшее и т.д. Поэтому право выбора - это базовое право предоставленное гражданину. И потому можно спокойно перейти ко второму проекту, которое принял Парламент и отправил на подпись Главе Якутии.
 
- Дорогие друзья, я напоминаю телефоны в студии  32-11-66 или 32-00-66. Вот звонок. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.
 
- Добрый день, Валерий Михайлов, город Нюрба. Хочу задать вопрос. Вот местные депутаты до сих пор не утвердили свой бюджет, как Якутск, Москва или Санкт-Петербург. Местные депутаты даже основы самоуправления не знают. Ни законодательства, ни поселений до сих пор нет. Они не могут отстаивать свои права. Как Вы на это смотрите? - Спасибо большое.
- Я так понимаю, речь идет о том, как поднять статус местных депутатов. Конечно, сегодня нужно проводить такую работу, чтобы депутат поднимал не свой личный материальный уровень, а стал ближе к тому, кто его избрал. И никогда не забывал того, кто его избрал, т.е. местное население. Связь с населением должна осуществляться, прежде всего, через местных депутатов. Они должны собирать все предложения, чаяния населения и рассматривать в районном, улусном собрании. И уже тогда должен формироваться бюджет. Именно депутаты должны убеждать главу, какие позиции нужно отстаивать в районе. Ответственность должны нести все вместе. Выбранные глава и депутаты, должны работать спокойно и без конфликтов. Это относится к любой власти.
 
- Ну, и книжки о праве в помощь.
- Безусловно, книжки в помощь. Я почему к ним так трепетно отношусь? Потому что считаю, нельзя в одночасье стать юристом, только потому, что ты стал депутатом. Закон необходимо изучать. Правильное понимание закона и его не искажение впоследствии влияет на осуществление прав граждан.
 
- Но и потом депутатский корпус создает свои локальные нормативные акты.
- Конечно, они создают свои правила, которые действуют только на их территории. У меня в округе есть посёлок Ленинский, муниципальное образование «Ленинский» в Алданском районе. Был выбран достаточно серьезный депутатский корпус и очень долгое время, в течение первого года, глава муниципального образования, скажем так, немного не советовалась с депутатами. Депутаты очень четко поставили перед ней ряд вопросов. В итоге на сегодня, мы имеем сильнейший тандем депутатов и главы. При этом депутаты очень близки к населению. Они слышат все, что им говорят. Глава слышит, что говорят избиратели. Все это становится результатом сбалансированных, взвешенных решений. Депутаты вместе с главой распоряжаются бюджетными ресурсами, решают: кому делать ремонт муниципального жилья, кому нет. Это позволяет осуществлять властные функции и нести за это ответственность.
 
- Давайте поговорим о том законе, который наши депутаты приняли в окончательном чтении по поводу определения как выбрать главу на самом низовом поселенческом уровне. Я так понимаю, что в принципе эта норма уже была десять лет. Почему ее приняли сейчас и представляют новым законом?
- Десять лет назад в Республике Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» было определено, что главы муниципальных образований всех уровней - районов, городов, сельских поселений либо выбираются на прямых выборах, либо выбираются из состава депутатов представительных органов в соответствии с уставом муниципального образования.
 
- Это уже было прописано для всех уровней?
- Да, для всех уровней в течение 10 лет. То, что произошло весной, когда началась новая муниципальная реформа в области прав республики в области регулирования вопросов местного самоуправления, можно даже назвать «весенней оттепелью». Через 10 лет существования местного самоуправления федеральный законодатель обратил внимание и дал возможность субъектам самим определять, какую форму выбора глав  лучше применить субъектам.
 
- Имеется ввиду либо депутатский корпус выбирает главу, либо народ?
- Да. Прошло очень много обсуждений среди населения и депутатов. И пришли к выводу, что на сегодня сельские поселения у нас наиболее политически активны. Этот телефонный звонок – тому подтверждение.
 
- Вы правы. Последние выборы показали, что до обеда проголосовали почти 80% избирателей. Особенно на Севере.
- Вот почему им предоставлено право самим определиться, как они хотят выбирать главу. Захотят по уставу, где было в основном прописаны прямые выборы, будут выбирать сами. А могут при желании выбрать главу из депутатов.
 
- То есть маленькая деревня выбирает депутатов. А потом, если они так решат, выбирают из них главу?
- Да, могут, конечно. В то же время в новом законе четко прописано: главы районов и городов выбираются только прямыми выборами, устав изменить эту форму выборов не вправе.
 
- А раньше это было общее правило и для Якутска, районов и сельских поселений. А сейчас это четко разграничено?
- Это размежевание происходит из тех обсуждений, которые  прошли в парламенте. У нас наиболее активными избирателями являются сельчане. Поэтому им оставили эту норму для самоопределения. Впервые Россия дала нам самостоятельно определиться по этому вопросу, мы это право передали селу. Что же касается городов и районов, там всегда идут сложные выборы. Потому определили, что пока там оставят только одну форму прямых выборов.
 
- Депутат «Единой России» Виктор Федоров заявил как-то на дискуссии, что «из этого закона ничего резонного не выйдет, не надо раздражать народ. Село требует прямых выборов».
- Если село требует, пусть село и определяется.
 
- А, например, Дмитрий Саввин, член фракции единороссов сказал, что законопроект наоборот «действенный механизм для борьбы с безответственными главами». У нас есть главы в отдаленных наслегах, которые могут работать всего по тридцать дней в году. В остальное время они находятся, якобы, в командировках в районе, городе. Перед населением четко не отчитываются. При избрании депутатов возрастет ответственность глав». Мне непонятно, неужели в деревне, где все друг друга знают, неужели нет такой возможности приструнить такого главу, заставить его работать?
- Механизм отзыва главы очень сложный. Вначале должны определиться депутаты, найти нарушение. Потом должны обратиться к Главе республики. Глава республики должен отреагировать. Механизм очень долгий и собрать эту процедуру вместе, чтобы прийти к отзыву главы это действительно сложно. Мы настаиваем на том, чтобы депутаты и глава работали слаженно, независимо от того, как они выбираются. Есть хороший пример четкой, слаженной работы городского округа  Якутск.
 
- Вчера я посмотрела интернет-форумы. Там неоднозначная реакция, люди обеспокоены. Теперь мне понятно, что сельское поселение, перед утверждением Устава поселения, само определит форму выбора главы.
- Это право существовало десять лет и ни у кого не вызывало никаких вопросов. Большинство муниципальных образований пошло через прямые выборы. Сегодня Глава республики сказал в своем послании, что есть ряд муниципальных образований, которых уже назрела ситуация, где возможно изменить форму выбора. По-моему мнению, вот для чего для села оставили более демократичный способ выборов. Собрались сами и определились, не надо им навязывать ту или иную позицию. Они сами лучше нас с вами знают, что им лучше для собственного выживания, особенно в нынешних сложных условиях. Население села четко знает, кто чего стоит, как распределяются деньги и как им решать свои проблемы.
 
- Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях была заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольга Валерьевна Балабкина, замечательная и прекрасная женщина. Спасибо большое. Встретимся в нашей студии в марте, мы снова вернемся к этому закону и посмотрим, как он заработает на деле. Всего доброго.
- Обязательно. До свидания.
 
Интервью вела Юлия Михайлова

Опубликовано: 19 декабря, 2014 - 12:19
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице