Александр Николаевич, с какими мыслями Вы провожаете уходящий 2014-й год? Чем он запомнился?
В уходящем году были и достижения, были и упущения. Но это – жизнь, в ней всякое случается. Есть что-то, что нам удалось добиться, что-то не получилось.
Сегодня нам необходимо успевать за стремительно меняющейся обстановкой в мире, которая оказывает самое непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь. Взять тот же кризис на Украине и его последствия для России и для Якутии, как неотъемлемой части нашей великой страны. Кто еще год назад мог предсказать такое развитие событий, какое мы видим сегодня: гражданскую войну, потоки беженцев в Россию, в том числе и на нашу якутскую землю, антироссийские санкции, экономический шторм, случившийся к концу года? Кто еще год назад мог сказать, что якутская земля будет принимать беженцев из Донбасса, а жители республики – оказывать им помощь и проявлять гостеприимство? Запомнился этот год многими событиями. Главные из них – Крым, санкции, обвал рубля, всплеск патриотизма и возникшая тревога за завтрашний день.
Для Якутии в этом году также произошло немало значимых событий. Главное из них – мы впервые за 12 лет самостоятельно выбрали Главу республики – Егора Афанасьевича БОРИСОВА, который по итогам голосования на выборах заручился поддержкой значительного большинства избирателей. Это солидный кредит доверия от жителей республики, который должен быть оправдан и дать импульс нашему развитию. Уверен, что при поддержке народа и парламента Якутии, Глава республики многое сделает для ее развития, повышения уровня и качества жизни якутян. И это позитивный итог уходящего года.
В этом году республика стала одним из ключевых звеньев в развитии международного сотрудничества Российской Федерации с ее зарубежными союзниками и партнерами. Речь прежде всего идет о беспрецедентном газовом контракте, заключенном между нашей страной и Китайской Народной Республикой. И то, что церемония начала строительства газопровода «Сила Сибири» состоялась именно в Якутске, говорит о значимости ресурсной и производственной базы республики, которая в дальнейшем будет только возрастать.
Начинается развернутое в рамках федеральных целевых программ создание транспортной инфраструктуры, без которой невозможна реализация гигантского экономического потенциала Якутии. Наши видение и предложения, выработанные в республике, вносят существенные коррективы в разработку программ комплексного развития всего Дальнего Востока России. Это также можно отнести к положительным результатам.
Уходящий год был объявлен в республике Годом Арктики. К этой зоне, в которую входит 40% территории Якутии, проявляется все больше внимания со стороны государства. Мы стремимся, чтобы из формата протокольных обсуждений возможных перспектив развития Арктической зоны перейти к принятию практических решений и их реализации. Порядка 20% наших населенных пунктов находится именно в Арктической зоне. В этом направлении республика предпринимает опережающие решения, но сможет сделать еще больше, опираясь на поддержку государства. Нам предстоит выработать дополнительные механизмы для социально-экономического развития арктических улусов республики и улучшения факторов жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера. Для этого нам потребуется найти более качественные законодательные решения.
Остается широкий спектр проблем и вопросов, над которыми еще предстоит много работать. Это и повышение эффективности нашего сельского хозяйства, особенно в условиях экономических санкций, наложенных на страну, и введение нашей страной эмбарго на поставки продовольствия из стран, эти санкции применивших. Можно говорить, что развитие событий в таком ключе предоставило нам некоторый шанс для вывода нашего сельского хозяйства на качественно более высокий уровень. Однако не следует забывать о том, что имея значительную продуктовую зависимость от импорта, у республики возникают серьезные риски в бесперебойном и качественном обеспечении населения именно сельскохозяйственными продуктами.
Решение социальных задач, связанных с обеспечением достойного качества жизни населения в наших непростых природно-климатических условиях, когда из-за внешнего воздействия ограничены наши экономические возможности, это еще один новый вызов. Нам надо учиться генерировать внутренние финансовые потоки, искать новые формы сотрудничества с регионами Российской Федерации и другими странами, которые бы позволили это сделать, вырабатывать для этого соответствующие правовые механизмы. И в сфере развития малого и среднего бизнеса. И за счет создания и развития на территории республики современных производств с высоким уровнем добавочной стоимости с использованием межрегиональной и международной кооперации, привлечением частных и государственных инвестиций. Надо дальше уходить от сырьевой модели развития региона, заниматься разработками современных технологий, адаптированных к условиям высоких широт, в самых разных сферах жизнедеятельности. Очевидно, что чем дальше, тем больше на них будет спрос, учитывая истощение ресурсной базы в благоприятных для жизнедеятельности человека регионах. Решение всех этих задач требует соответствующей нормативно-правовой базы, и наша главная обязанность – найти такие решения.
В общем год выдался непростой. Предстоят не менее сложные годы.
Есть ли какая-то ключевая проблема, решение которой позволит сдвинуть с мертвой точки или ускорить решение других задач социально-экономического развития республики?
Такая проблема есть. Она актуальна не только для Республики Саха (Якутия), но и для всего Дальнего Востока. Это вопрос кадрового обеспечения. Сегодня в дальневосточном регионе проживает примерно 6 миллионов человек. Для территории, составляющей практически треть страны, это крайне мало. Для сравнения: это половина официально зафиксированной численности населения Москвы. С точки зрения экономики это очень маленький рынок с низкой покупательной способностью и, значит, с низким потенциалом развития. Какой бизнес сюда пойдет, если в центральных регионах страны за счет емкости рынка и скорости оборота капитала он может обеспечить себе на порядок большую норму прибыли, чем здесь? Он и не идет. Кроме крупных сырьевых корпораций, которые опять же решают проблемы обеспечения своей деятельности и получения доходов большей частью за счет вахтового метода. А это значит, что на дальневосточных территориях не создаются ни новые производства, ни новые рабочие места, ни социальная инфраструктура, ни прибавочная стоимость. Все ограничивается изъятием природных ресурсов.
Тот небольшой прирост населения, что у нас есть, не покрывает миграционного оттока населения. А кто уезжает? Уезжают наиболее подготовленные, профессиональные, экономически активные люди, которые уверены в том, что их квалификация позволит им быть в выигрыше на рынке труда в любом регионе.
Почему уезжают? Потому что условий для нормальной жизни, с их точки зрения, у нас нет. Рыночные механизмы выравняли размеры зарплат на Севере и в центральных регионах. Больше того, в некоторых отраслях в центральной части страны они даже выше, чем у нас. А цены на товары и услуги у нас неизмеримо выше. Климат суровее. Со школами и детскими садами – проблема. Катастрофически не хватает жилья. Проще говоря, нет условий для того, чтобы ехали к нам, а не уезжали отсюда. Те механизмы, что в советское время способствовали привлечению сюда людей, разрушены. А новые, адекватные современным реалиям не созданы. Очевидно, что это задачи общегосударственного уровня. Мы должны заниматься выработкой таких правовых механизмов, которые бы обеспечивали создание условий, делающих Якутию и Дальний Восток привлекательными. И на республиканском, и на федеральном уровне. И прежде всего – для местного населения. Для освоения Севера и Дальнего Востока мы должны привлекать, готовить местные кадры из числа тех, кто здесь родился, живет и не собирается никуда уезжать, знает, любит эту землю. Словом, механизм привлечения трудовых ресурсов должен быть выстроен с опорой на местные возможности. Создание комфортных условий жизнедеятельности этой части населения позволит, во-первых остановить продолжающийся кадровый отток, во-вторых, привлечь лучшие, квалифицированные ресурсы и, в-третьих, закрепить их на новом месте всерьез и надолго.
Как Вы считаете, сможет ли решить подобные задачи закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР), о котором говорил в своем Послании Федеральному Собранию глава государства?
В части создания отдельных точек роста – безусловно. Однако, учитывая масштабы территории Дальнего Востока и задачи по его развитию, которые Президент Российской Федерации объявил приоритетом для страны в XXI столетии, этого, очевидно, недостаточно. ТОР – это один из инструментов решения глобальной задачи. Необходимо вести речь о комплексном развитии Дальнего Востока и Забайкалья. Без этого невозможно эффективное освоение ресурсной базы, сосредоточенной в регионе, которая является основой для развития страны на долгосрочную перспективу. Без комплексного подхода не получится решить задачу привлечения и закрепления населения, о чем мы говорили выше. Конечно, надо будет тщательно отслеживать практику реализации закона о ТОРах, изучать ее, брать лучшее и экстраполировать на всю территорию Дальнего Востока. Думаю, есть смысл еще раз проанализировать законодательные акты времен царской России, когда шло активное заселение Сибири и Дальнего Востока. Выделить наиболее эффективные механизмы, посмотреть, насколько их можно адаптировать к нынешним реалиям, и брать на вооружение, использовать их.
В этом году приняты важные изменения в федеральное законодательство, призванные кардинально изменить качество местного самоуправления. Как обстоят дела в муниципалитетах республики?
В этом году вступил в действие Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Говоря проще, закон о реформе органов местного самоуправления. Закон позволил парламенту республики рассмотреть несколько моделей формирования муниципальной власти, в том числе и такую, когда прямые выборы глав муниципалитетов отменяются, а главы избираются из состава депутатов городских Дум и поселенческих Советов.
Соответствующий закон принят и в Республике Саха (Якутия) на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн), состоявшемся 15 декабря 2014 года. При этом наши народные депутаты учли мнение населения и представителей самой муниципальной власти республики. Суть принятого закона состоит в том, что полномочия органов местного самоуправления пересмотрены и уточнены в соответствии с федеральным законодательством, установлены прямые выборы глав городских округов и муниципальных районов сохранены. Сохранено право – депутатам поселенческих Советов предстоит самим определить, как выбирать главу поселения: или прямым голосованием избирателей, или из состава депутатов этих самых Советов.
Очевидно, что роль муниципалитетов должна возрасти. Нам надо повысить уровень взаимодействия парламента и муниципальных представительных органов, лучше знать ситуацию на местах. Необходимо находить и внедрять новые формы взаимодействия на уровне муниципалитет – республика, стимулировать применение инструментов стратегического планирования и новых механизмов административного управления в сфере местного самоуправления.
Особое внимание надо уделить малым населенным пунктам. Они должны быть обеспечены полноценной социальной инфраструктурой. Это малокомплектные школы, больницы и детские сады, культурно-досуговые центры, физкультурно-оздоровительный комплекс, качественная связь, доступ в сеть интернет. Нужны необходимые правовые условия, формированием которых парламент республики уже занимается. Пора говорить не отдельно о малокомплектных школах, больницах и т.д., надо ставить вопрос шире и глубже. Значительная часть здорового населения Российской Федерации проживает именно в малых населенных пунктах. Решение проблем малых сел должно стать общегосударственной задачей. Отдельная тема – моногорода республики. Их мы тоже не можем оставить без внимания, особенно в складывающейся сегодня социально-экономической обстановке. Здесь мы в полной мере можем проявить инициативу и принять свой закон о моногородах, поскольку на федеральном уровне такого закона еще нет. И над решением этой задачи мы также работаем с учетом того, чтобы максимально приблизить муниципальное самоуправление к решению проблем населения.
Александр Николаевич, Вы много внимания уделяете, скажем так, вещам нематериальным – народной культуре, искусству, их продвижению за пределы республики. Почему Вы этим занимаетесь и считаете это важным?
Нам не безразлична судьба своего народа, его прошлое, настоящее и будущее. Человек, глухой к этим темам, опасен для системы государственной власти. Спросите сегодня в любом уголке нашей страны или мира о Якутии. И что вы услышите в ответ? То, что это край лютых холодов, и то, что здесь добывают алмазы. Это самые распространенные ответы. А людей, которые здесь живут веками, их как бы и нет вовсе. Разве это правильно, справедливо? Конечно, нет. Это тем более несправедливо по отношению к народам, у которых есть своя самобытная культура, своя история, традиции, кто веками шаг за шагом осваивал этот суровый край, превратил его в землю предков. Культурные коды, сошедшиеся на нашей земле, не попирают, а дополняют, обогащают друг друга в самых разных проявлениях. Это то самое взаимопроникновение культур, которое чем оно шире и глубже, тем жизнеспособнее делает народы, стремящиеся к нему. Им нужно дорожить, хранить и по возможности расширять, насколько возможно. И если наш героический эпос «Ньургун Боотур Стремительный» стоит в одном ряду с киргизским «Манасом», финским «Калевала» или русскими былинами, разве мы не должны этим гордиться?
Есть такая аксиома: значимость любого события или объекта определяется тем, как много людей о нем знают. Поэтому считаю важным, чтобы как можно больше людей и в России, и во всем мире знали о нашем олонхо, в котором отражена история нашего народа. О нашем обрядовом танце осуохай, в котором заложена идея единения людей. О якутском хомусе, с помощью которого наши мастера рассказывают о величии и многообразии природы наших мест. О нашем празднике Ысыах, символизирующем открытость, гостеприимство и очищение души. Ведь народ оценивают и уважают не по тому, что он просто есть, а по тому, что он создает, что дает окружающему миру. У нас этого немало. Нам есть, чем гордиться и чем поделиться со всем человечеством. Посмотрите, какую популярность за совсем короткое время приобрел наш национальный вид спорта – перетягивание палки. Масрестлинг, как его называют в мире. Сегодня им увлекаются везде: и у нас в стране, и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. И все знают, что этот вид спорта родом из Якутии. Если мы хотим, чтобы наш народ жил в веках, сохранял свои культуру, искусство, традиции, мы должны заниматься тем, чтобы нас знали и уважали везде.
Что Вы пожелаете нашим читателям в наступающем году?
Чтобы духи верхнего и нижнего миров принесли в наш срединный мир спокойствие и процветание, благополучие, уют и добро – в наши дома, здоровье, счастье, любовь и удачу – всем нам и нашим близким. Желаю всем терпения, упорства, веры в свои силы и в то, что вместе мы сможем сделать завтрашний день лучше сегодняшнего. С Новым годом!
Журнал ИТ, № 2, декабрь 2014 года
Опубликовано: 26 декабря, 2014 - 10:08