Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Как защитить исконную среду? | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
16 апреля 2024 года, 13:49 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (09:00)

Как защитить исконную среду?

Возможные ответы на этот вопрос- о ходе реализации статьи 7 Закона РС(Я) «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера РС(Я)» обсуждали народные депутаты на недавних парламентских слушаниях в Государственном собрании (Ил Тумэн) РС(Я).
 
В настоящее время в республике живет 32,9 тысяч представителей малочисленных народов Севера. В местах их компактного проживания созданы четыре территории традиционного природопользования (ТТП) в Олекминском, Алданском, Усть-Янском и Оленекском улусах. В масштабах республики с учетом того, что недропользование ведется почти во всех улусах, цифра небольшая. Поэтому в республике в последние годы в связи с усилением промышленного освоения остро встал вопрос о защите исконных территорий малочисленных народов. Даже тех, где ТТП уже созданы.
 
Проблема в том, что имеющиеся региональные  законы, гарантирующие права малочисленных народов Севера, а это 21 республиканский закон, чаще всего не работают. Причина в отсутствии механизма их реализации, нормативов, без чего не может быть и финансового обеспечения. Но, как без языка и культуры нет народа, так и без исконной земли, невозможно традиционное природопользование и образ жизни. Это знают и понимают все. Однако, когда вопрос встает об освоении богатых месторождений и крупных барышах, на проблемы коренного населения зачастую закрываются глаза и уши не только у недропользователей. А отсутствие строгих регламентов только усугубляет положение и не может гарантировать соблюдение интересов местного населения. Между тем, малочисленные народы не просто живут на своих территориях, а ведут активную хозяйственную деятельность.
 
На февраль этого года в республике насчитывалось 129 общин и других некоммерческих организаций. В 128 из них содержатся олени в количестве 175 тысяч 228 голов. Кроме этого хозяйства специализируются на скотоводстве, рыболовстве, охотпромысле, переработке и реализации собственной продукции. Так как вся эта деятельность напрямую зависит от наличия и объемов природных ресурсов, то и успешность хозяйствования здесь связана с имеющимися территориями, их экологическим состоянием.
 
С экологией все в порядке, но регламент нужен
 
По данным Минприроды республики, только с территорий арктических улусов с 2010 по 2014 годы исследовано 3500 проб воды, почвы и воздуха. Регулярный мониторинг показывает, что здесь экологическая ситуация стабильная, хотя и наблюдаются локальные загрязнения в населенных пунктах и местах промышленного освоения. В частности, наиболее сильное загрязнение наблюдается в Усть-Янском и Оймяконском районах. Вместе с тем, по всей Арктической зоне указывается на отсутствие водоочистных сооружений для хозяйственно-питьевого водоснабжения или наличие неэффективно работающих очистных сооружений канализационных стоков. Одновременно с этим отмечается отсутствие стационарных пунктов государственной сети наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы. То есть получается, что в таких условиях любое даже разовое серьезное загрязнение может нанести вред здоровью людей и беспрепятственно распространиться в природе.
 
Чтобы предотвратить это и в связи с Годом Арктики Министерство охраны природы в этом году инициировало проведение аналитических исследований проб с территории прибрежной зоны Арктического шельфа, превентивный мониторинг Томторского месторождения редкоземельных металлов. По полученным данным, уже сейчас по всем водным объектам участка «Буранный» и прилегающей территории Томторского месторождения наблюдается загрязнение воды органическими веществами, превышены нормативы по содержанию меди, железа.
 
По реке Онгучах превышено содержание марганца, на реке Уджа к этим показателям добавляется высокое содержание фенолов. Также на разных водных объектах наблюдаются превышения по цинку, алюминию, свинцу и другим металлам. По наиболее токсичным из них ( мышьяк, ртуть, сурьма, висмут, бериллий, уран, торий и др.) фиксируются показатели ниже предельно допустимой концентрации для рыбо-хозяйственных водоемов. То есть, вроде и незачем беспокоиться. Однако не в Оленекском улусе, где находится участок Буранный, только одно промышленное освоение прилегающей к нему Прончищевской нефте-газоносной площади может подмять под себя большую часть территории Анабарского улуса. В том числе более 20% особо охраняемой природной территории Терпей Тумус, где живут малочисленные народы, зарегистрированы их общины, оленеводческие, рыболовецкие и охотничьи хозяйства. Значит, здесь и во всех остальных подобных территориях промышленного освоения должны быть строго определены регламенты для деятельности недропользователей и их взаимодействия с местным населением. Как было озвучено на Слушаниях, в настоящее время нет закона, который бы строго обязал недропользователей заключать соглашения и согласовывать свои действия с населением в местах проведения работ.
 
 
Особые условия для земель КМНС
 
Но, как оказалось, не все так плохо. Как разъяснил народный депутат республики Иван Андреев, решение данного вопроса находится в обязательных пунктах лицензионных соглашений, которые имеются у каждого недропользователя. Поэтому он предложил создать по ним единую базу данных с учетом наличия подписанных договоров социально-экономического развития с местной властью и их исполнения. Также парламентарий напомнил, что при проектировании работ и получении лицензии одним из основных пунктов является документ с оценкой воздействия будущего освоения территории на окружающую среду (ОВОС). В этой части он озвучил необходимость разработки на региональном уровне своего закона и Положения ОВОС, куда следует внести отдельные требования к процедуре для месторождений в местах традиционного природопользования КМНС. При этом включить в Положение пункты: о проведении ОВОС на начальном этапе работы над проектами; об ответственности за нарушение условий публичности при проведении экспертиз, участия общественности в обсуждении их итогов и механизме учета результатов общественных обсуждений. Не оставил без внимания народный избранник необходимость разработки региональных нормативов к федеральной методике исчисления размера убытков, причиненных объединениям КМНС в результате природопользования со стороны промышленных компаний.
 
«Сегодня мы говорили о том, что по месторождению Томтор Таас в Оленекском улусе лицензия получена, - озвучил Иван Иванович. - Но на сегодняшний день со стороны недропользователя ничего не проведено. Приезжают, где-то выступают, а с населением не встречаются. Такого не должно быть. Мы обязаны добиться безусловного исполнения всех законов. Только тогда коренные народы смогут чувствовать себя защищенными», - подчеркнул народный депутат Якутии.
Среди других предложений по исполнению Закона о защите исконной среды малочисленных народов на Слушаниях прозвучало также предложение о создании специального фонда, куда бы вносились средства от недропользования и направлялись на экологические мероприятия.
 
На сто оленей сто браконьеров
 
- «Надо поддержать предложения Ивана Ивановича Андреева, - выступила глава общины эвенков из Алданского района Клавдия Тихонова. Наш Алданский район - промышленный. Положение таково, что как будто только отрасли промышленности у нас главные, а все остальные – второстепенные. Мы живем в сложных условиях, в тайге. Я сама оленевод. Есть вроде бы право на землю, документы, но об этом никто не хочет знать. Почему при выдаче лицензии, когда аукционы проводят, недропользователям сразу не говорят, что на этой территории кто-то живет, в том числе коренные малочисленные народы, что надо согласовать с ними? Мы, коренные малочисленные народы – заложники промышленности. У нас Канкунская ГЭС, железная дорога, ВСТО. На сто оленей сто браконьеров. Вся территория сплошь изрыта, везде полигоны, техника заброшенная, лес рубят, вода красная. На оленях переходить дороги невозможно. Можно было бы единую госпрограмму взаимодействия коренных народов и промышленников создать, по которой можно было подписывать договора. Мы сами не можем этого сделать. Помощь правительства нужна. Проблема территорий коренных народов существует и вне арктических, и северных районов».
 
О низкой зарплате работников, утечке кадров, необходимости помощи в восстановлении поголовья, укреплении материально-технической базы оленстад, выделения средств на авиаотстрел волков и о многих других вопросах жизнедеятельности рассказали собравшимся оленеводы Нижней Колымы и Усть-Маи.
 
Бывать ли съезду 20 лет спустя
 
О проблемах законодательства в сфере оленеводства и коренных малочисленных народов Севера рассказали в своих выступлениях и другие представители общественности республики. Среди них Уполномоченный по правам КМНС РС(Я) Константин Роббек и Президент Союза эвенов России Михаил Погодаев.
 
Подчеркнув, что республика всегда остается лидером в защите прав малочисленных народов, Михаил Александрович призвал не успокаиваться на этом, так как проблем остается много. Среди главных он назвал зарплату оленеводов. Отметив принятое недавно решение парламентариев и Правительства РС(Я) о повышении зарплаты до 20 тысяч, выступающий отметил, что в Магаданской области оплата труда достигает 35 тысяч. Поэтому Якутии есть к чему стремиться. Еще одним показателем кризисности главной отрасли КМНС он назвал отток молодежи из отрасли, дефицит кадров. «Очень важно создать условия молодым для работы в оленеводстве, - озвучил Михаил Александрович. - Нужно создавать производственную инфраструктуру, заниматься постепенным развитием частного оленеводства, чтобы в будущем оленеводы смогли сами обеспечивать свое благосостояние. В этом году мы предлагали проект по развитию мобильных забойных пунктов и небольших цехов, которые смогли бы обеспечить предложения по продукции оленеводства на местном уровне и на внешнем рынке. Действительно промышленное освоение происходит очень активно. Некогда мы пошли по пути создания территорий традиционного природопользования. Но здесь, к сожалению, проблем очень много. Вопросы землепользования не решены, большие проблемы существуют с оформлением, закреплением земельных участков за общинами. Есть федеральный закон об организации общин. Органам власти необходимо активно содействовать, чтобы общины смогли оформить свои земли и эффективно защитить права. Федеральный закон по территориям традиционного природопользования фактически не работает. Но у нас есть региональный закон, по которому такие территории местного значения уже создаются. Может нам стоит сделать пилотный проект о создании ТТП регионального значения? В России более 500 ТТП создано. Более 400 из них в Ханты-Мансийском автономном округе. Они почти за каждой общиной закрепили их земли. В этом плане нам тоже необходимо инициировать работу, создавать новые территории». Завершая свое выступление, Михаил Погодаев озвучил возможность кодификации всех имеющихся законов по КМНС, чтобы они были согласованы и объединены в единый кодекс и призвал депутатов поддержать идею о проведении у нас съезда оленеводов России, который в последний раз проводился в 1995 году. «Именно на нем мы бы могли озвучить все свои предложения и рекомендовать их федеральной власти», - подытожил выступающий. 
 
Сардаана Сивцева

Опубликовано: 30 декабря, 2014 - 11:59
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице