Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Интервью с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольгой Балабкиной на радио НВК «CАХА» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
24 апреля 2024 года, 21:22 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (21:00)

Интервью с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольгой Балабкиной на радио НВК «CАХА»

- Дорогие радиослушатели, Вашему вниманию предлагается радиопередача «Поговорим на тему», и в нашей студии заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольга Балабкина. Ольга Валерьевна, здравствуйте.
 
- Доброе утро, Светлана.
 
- Тема сегодняшней радиопередачи «Поговорим на тему» актуальная – мы будем говорить о Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Если лаконично сформулировать тему, то она будет звучать так: «Участковые больницы на нестандартных территориях – закрывать нельзя оставить». И сегодня разговор пойдёт вокруг вопроса, где в этом предложении поставить запятую: «Участковые больницы на нестандартных территориях – закрывать, нельзя оставить» или «Участковые больницы на нестандартных территориях – закрывать нельзя, оставить». Мы будем говорить о самом законе и об изменениях в нём.
 
- С 1 января 2012 года начал действовать Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», который изменил оказание первичной медицинской помощи в населённых пунктах Российской Федерации. Мы считаем, что принятие данного федерального закона во многом не учитывает территориальные и климатические особенности ряда субъектов Российской Федерации. Республику не устраивает положение о том, что оказание медицинской помощи в круглосуточных стационарах, существовавших ранее практически во всех населённых пунктах, не относится теперь к первичной медицинской помощи, в результате чего койки круглосуточных стационаров должны быть закрыты.
 
Мы понимаем, что в наших условиях, характеризующихся разбросом населённых пунктов, их удалённостью от районного центра, отсутствия доступности, даже с точки зрения естественных преград, к примеру, рек, отсутствия автомобильных дорог, их сезонность, оставить людей без круглосуточных стационаров, без оказания первичной медицинской помощи невозможно. Поэтому с момента принятия федерального закона – с 1 января 2012 года – республиканский бюджет несёт определённые затраты, направленные на сохранение коек в круглосуточных стационарах. Проблему нужно решать, необходимо внести изменение в принятый федеральный закон. Угроза закрытия круглосуточных стационаров стоит в 488 населённых пунктах Якутии, где проживает 35% населения республики. Такое неравное положение – когда часть населения может получить полный пакет первичной медицинской помощи вовремя, а часть сделать этого не может – не устраивает руководство Республики Саха (Якутия). В этой связи Государственное Собрание (Ил Тумэн) при поддержке Главы Якутии Егора Борисова внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законодательная инициатива, названная «жизненно важной инициативой», поддержана всеми представителями Якутии в Федеральном Собрании: Михаилом Ефимовичем Николаевым, Вячеславом Анатольевичем Штыровым, Александром Константиновичем Акимовым; депутатами Государственной Думы, сенаторами Совета Федерации, рядом законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
Состоялся ряд рабочих визитов представителей федерального Министерства здравоохранения, на совещаниях с которыми Глава Якутии Егор Борисов неоднократно ставил этот вопрос. Вопрос находится в стадии решения.
 
Государственная Дума поддержала предложение председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Александра Жиркова о проведении в марте в Якутске выездного заседания Комитета Госдумы по охране здоровья под председательством Сергея Калашникова для того, чтобы найти общий знаменатель в разрешении этой проблемы. На совещании планируется рассмотреть особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченности транспортной доступности на примере Якутии.
 
- На мой взгляд, вряд ли кто-то будет против. Понятно, что по причине территориальных и климатических особенностей нашего региона и дороговизны авиабилетов населению надо быть уверенным в получении качественной первичной медицинской помощи на местах. Но есть ли обратная сторона этой медали?
 
- Конечно, есть. Сегодня главная задача органов государственной власти – обеспечить граждан качественной медицинской помощью. В республике для этого есть вся необходимая база. Медицинские кадры готовит медицинский институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Параллельно решаются вопросы закрепления медицинских кадров, которые могли бы оказать эту помощь в труднодоступных населённых пунктах. Есть много вариантов. Это и помощь в приобретении жилья, иные формы материального стимулирования для того, чтобы врачи ехали в труднодоступные и отдалённые населённые пункты. Возможно, будут применяться вахтовые варианты приезда туда врачей. Но, в любом случае, мы должны выполнять вторую задачу, что опять же повлечёт расходы из государственного бюджета республики. 35% населения – это большое количество.
 
- Как обстоят дела на сегодняшний день в улусах, посёлках и деревнях с оказанием медицинской помощи?
 
- Я думаю, что Правительством республики приняты все меры, чтобы сохранить и кадры, и круглосуточные стационары для оказания медпомощи в полном объёме, особенно в труднодоступных и отдалённых населённых пунктах. Если расстояние позволяет доехать по нормальной дороге до другого населённого пункта, в котором есть больница с полным стационаром, то по ряду населённых пунктов вопрос решён прикреплением стационаров к близлежащим больницам. В любом случае – каждый населённый пункт находится на контроле у министерства здравоохранения Якутии.
 
Я бы хотела привести один пример. В Якутии низкая плотность проживания – в 30 раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Между тем, на полярных станциях, на Северном полюсе и в Антарктиде любая экспедиция оснащается шестью профессиональными врачами. Однако наши климатические и территориальные условия сродни полярным станциям. Поэтому сегодня объективная необходимость сохранения здоровья людей есть. Мы постараемся убедить наших коллег из Государственной Думы и представителей Минздрава РФ в поддержке законодательной инициативы якутских парламентариев. Такую задачу в качестве основной законодательной инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) пятого созыва ставит председатель парламента республики Александр Жирков.
 
- На планируемом выездном заседании Комитета Государственной Думы в Якутске Вы видите несколько вариантов решения, к которому придёте, или же будет отстаиваться какой-то один вариант?
 
-  Варианты решений могут быть самые различные. Самое главное – разрешить проблему оказания квалифицированной помощи в труднодоступных и малонаселённых пунктах. А в какой закон будет внесено изменение или в подзаконный акт, неважно. Главное, чтобы помощь была оказана вовремя.
 
- Наверняка, эта проблема стоит не только в Якутии, но и в других субъектах Российской Федерации.
 
- Да, нас действительно поддержали много регионов. Прежде всего, нас поддержали парламенты-члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Нас поддержал и сенаторский корпус, в том числе, Вячеслав Штыров, возглавляющий рабочую группу Совета Федерации по разработке проекта федерального закона о комплексном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Ведь решение подобного рода проблемы – это один из элементов комплексного развития макрорегиона, потому что без оказания медицинской, социальной помощи, развивать экономику невозможно.
 
Есть ряд регионов, которые по-своему решают данный вопрос. Есть информация, что наши чукотские коллеги пошли на закрытие круглосуточных больниц, но решают проблему быстрой доставки больных. Подобного рода проблемы есть и у западных регионов страны, но они решаются за счёт хороших дорог и специально оборудованных автобусов. Однако ни одна наша дорога не соответствует тем автобусам, выделенным по программе модернизации здравоохранения.
 
- Ситуация действительно крайне сложная. В маленьких деревнях и посёлках с населением в 300-500 человек состояние дорог отставляет желать лучшего, авиабилеты дорогие и воздушное сообщение не всегда работает так, как хотелось бы. Ситуация действительно критическая.
 
- Хотелось бы получить определённое понимание у граждан. Многие хотят восстановить всю прежнюю инфраструктуру, которая была в советское время, но, тем не менее, нужно входить в рамки разумных трат бюджета. Это очень важно.
 
- Как жители воспринимают принятие федерального закона? Что говорят жители отдалённых улусов? Есть ли сайт, на котором они высказываются?
 
- Министерство здравоохранения во время выездов и отчётов проводит беседы, разъясняет, и граждане поддерживают разрешение проблематики сохранения круглосуточных стационаров.  
 
- А будет ли организована поездка федеральных гостей в улусы в рамках выездного заседания Комитета Госдумы, чтобы российские гости сами увидели, насколько сложно организовать медицинскую помощь? Будет ли организован телемост с жителями отдалённых населённых пунктов?
 
- У нас есть две задумки, чтобы подтвердить наши доводы. Надо сказать, что по проведению расчётов вместе с медиками отработала сильная команда финансистов и экономистов. Рассчитать законопроект, составить его финансово-экономическое обоснование было очень сложно: разные расстояния, разрозненность, при этом необходимо было охватить территорию всей Российской Федерации.
 
Мы не забываем, что наших гостей нужно вывести за пределы Садового кольца и в Якутске показать, что у нас есть такие сложности. В марте у нас всегда метели, можно отправить людей на север и оставить там надолго, наверное, это будет не самое рациональное решение. Пресс-служба Государственного Собрания (Ил Тумэн) выезжала в один из отдалённых наслегов Аллаиховского улуса и сняла фильм, в котором показан путь от участковой больницы до районной больницы на «Буране» и вездеходе. Мы покажем фильм и этого наглядного пособия, думаю, будет достаточно.
 
Второй путь – планируем выезд через Лену, в один из заречных улусов, чтобы показать, как оказывается первичная медпомощь в заречных районах.   
 
Сегодня наша медицина не стоит на месте. Посредством телемедицины наши медики получают консультации из Республиканской больницы № 2, поэтому организуем визит в эту организацию. Медики расскажут депутатам, с какими сложностями им приходится сталкиваться, на какой стадии заболеваний поступают к ним жители улусов, чтобы объяснили, насколько время и расстояние влияют на здоровье человека.
 
- Проблема актуальная. Сегодняшняя радиопередача – только начало разговора. Надеюсь, что на выездном заседании Комитета Государственной Думы будет принято решение.
 
- Не хотелось бы говорить «До свидания», наоборот, хочется сказать «Здравствуйте», ведь когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья, поэтому хотелось бы пожелать ещё раз здоровья, здравствуйте.
 
- Спасибо, и Вам здоровья, Ольга Валерьевна. В Якутии половина населённых пунктов относится к категории  малочисленных, 44% - к категории  труднодоступных. И всё-таки есть надежда, что, благодаря изменениям в закон, медицинская помощь дойдёт до труднодоступных мест на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Благодарю Вас за актуальный разговор, а слушателям напоминаю, что в нашей студии гостила заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольга Балабкина. Мы говорили о Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», о возможных и нужных изменениях в этом законе.
 
 
Опубликовано: 19 февраля, 2015 - 22:15
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице