18 августа 2022 года, 01:00 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Театр и Олонхо

В череде знаменательных событий республики 2015 года выделяется одно – 75-летие со дня постановки на сцене Государственного якутского музыкально-драматического театра первой якутской музыкальной драмы «Ньургун Боотур Стремительный».
 
Премьеру, состоявшуюся 22 марта 1940 года, в наши дни, возможно, сочли бы как одну из важных культурных мероприятий. Но на пике тоталитарного режима, во времена усиления борьбы за «чистоту» пролетарской идеологии, оно с высоты прошедшего времени, представляется событием из ряда вон выходящим. Поскольку в то время театр оставался самым доступным средством пропаганды новых идей, на него и на весь театральный репертуар было обращено самое пристальное внимание.
 
Напомним, что это было время вдохновляющее и в то же время устрашающее. За пять лет до постановки умер вернувшийся из ссылки первый директор театра А.И. Софронов, в 1937 -1939 гг. арестовано практически все руководство республики.
 
По всей стране в пропаганде буржуазно-националистической идеологии были обвинены многие исследователи фольклора и искусства. С точки зрения классовой борьбы критику не устраивало, что пришедшие из глубины веков эпосы призваны возвеличивать патриархально-феодальный строй, «поработителей», а народ – «угнетенные массы» - остается в тени. Это было довольно-таки сильным аргументом. Известный российский эпосовед, 46 лет руководивший отделом фольклористики Института мировой литературы им. М. Горького В.М. Гацак, вспоминая о судьбах своих коллег, отмечал: «Бурятский «Гэсэр» попадал под запреты и мифологизированное, с шаманскими компонентами якутское олонхо было не особо в чести. Мидина Искандеровна Богданова за увлечение «Манасом», туркменский ученый Баймухамед Агалиевич Какрыев за научный интерес к эпосу были посажены за решетку и отправлены впоследствии на ссылку». Не известно, как позднее сложилась бы судьба признанного исследователя эпоса Иннокентия Васильевича Пухова, если бы он не согласился работать в данном институте в Москве.
 
В крайне сложной общественно-политической обстановке создавалась эта первая музыкальная драма М.Н. Жиркова «Ньургун Боотур Стремительный», когда из репертуара театра была вычеркнута драма «Туйаарыма Куо» П.А.Ойунского в музыкальном оформлении М.Н. Жиркова и постановке В.В. Местникова, собственно как было запрещено упоминать и имя писателя.
 
Но композитору и режиссеру удается использовать приобретенный художественный опыт в дальнейшей разработке этой темы. Так родилась первая музыкальная драма «Ньургун Боотур Стремительный», ставшая преемницей эпической традиции, заложенной П.А. Ойунским. Автором либретто выступил Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон. О своей работе он писал: «… В основу либретто положен текст якутского олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», записанный К. Оросиным и изданный политссыльным Э.К. Пекарским в 1907 году. Однако я не ограничился одним только этим вариантом и в ряде случаев использовал мотивы из многих других олонхо».
 
Богатый звуковой мир олонхо, сохранившийся в народной памяти, нотированный и гармонически обработанный М.Н. Жирковым, стал основой национальной традиции в якутской профессиональной музыке.
 
Весь процесс создания спектакля возглавил режиссер-постановщик В.В. Местников. Творческое осмысление глубинной художественно-эстетической сущности олонхо стало его основным критерием в решении музыкальной драмы. Премьера первенца национального музыкального стала этапным событием большого культурно-исторического значения.
 
В спектакле раскрылись таланты первых легендарных исполнителей главных партий. Роль Ньургуна Боотура исполняли Устин Нохсоров, Иннокентий Местников, Михаил Жирков; Туйаарымы Куо – Александра Новгородова и Анна Егорова; Урyн Уолана – Иннокентий Местников, Уот Усутаакы – Виктор Саввин; Кыыс Кыскыйдаана – Екатерина Захарова и Мария Белолюбская; Айыы Умсуур – Анна Егорова и Евдокия Скрябина; Сорук Боллура – Петр Решетников и другие.
 
На премьере небольшим ансамблем дирижировал, играя на скрипке, сам композитор Марк Жирков, он же был и хормейстером. Спектакль имел ошеломляющий успех в народе, шел почти ежедневно до конца сезона на сцене театра и на гастролях.
 
Вслед за премьерой в газетах «Кыым», «Эдэр большевик», в журнале «Хотугу сулус» в 1940 году были опубликованы восторженные объемные отклики о постановке, написанные И. Барашковым, Г.М. Васильевым, Н. Павловым, Л. Докторовым, в 1942-1943 гг. - Г.П. Башариным.
 
В дальнейшем, художественный тандем единомышленников – Жирков, Местников, Омоллоон, Туралысов – направляет процесс эволюции музыкальной драмы к крупным формам оперно-балетного искусства. Из года в год, с каждым сезоном спектакль дополняется новой музыкой и углубленным режиссерским поиском.
 
Как один из лучших спектаклей репертуара «Ньургун Боотур Стремительный» представлял первый 10-летний юбилей Якутского театра и другие знаменательные даты республики.
 
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне стоит особо отметить о могучей, вдохновляющей роли всенародно любимой драмы, которая в те годы становится жизнеутверждающим символом грядущей Победы. Незабываемой легендой в поколениях является 100-ый спектакль «Ньургун Боотур Стремительный» 1943 года, вызвавший необычайный воодушевленный подъем на сцене и в зале. В честь этого знаменательного события театр дополнительно внёс в Госбанк собранные средства на сооружение танка «Джулуруйар Ньургун Ботур» и отправил об этом знаменитую телеграмму на имя Верховного Главнокомандующего. И.В. Сталин в ответ направил руководству театра телеграмму следующего содержания: «Прошу передать сотрудникам Государственного якутского музыкально-драматического театра, собравшим, кроме ранее внесенных 132 000 рублей в фонд обороны, дополнительно 158 300 рублей на строительство танка «Джулуруйар Ньургун Ботур», - мой братский привет и благодарность Красной Армии».
 
Спектакль воспитал и вырастил первую славную плеяду вокалистов, чье творчество составляет гордость и славу якутского искусства: Александра Новгородова, Анна Егорова, Екатерина Захарова, Устин Нохсоров, Михаил Жирков, Тарас Местников, Николай Харитонов, Григорий Кокшарский, хормейстер Феврония Баишева. Большой вклад внесли в развитие музыкального театра хормейстер Феврония Баишева и оперный режиссер Анна Егорова.
 
Музыкальная драма вошла в основу, можно сказать, стала первой национальной оперой «Ньургун Боотур» М. Жиркова и Г. Литинского, премьера которой состоялась в дни празднования 25-летия республики 1947г.
 
Через десять лет, в 1957 г. опера стала центром знаменательного события в честь 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и первым триумфом якутского искусства и республики на всесоюзном уровне, на I Декаде якутской литературы и искусства в Москве.
 
Театральные критики Москвы в центральной периодике дали наилучшие отзывы, сопровождаемые восторженными эпитетами о постановке театра, «неотразимо обаятельном» творческом составе, об их «истинном таланте». Их отзыв до сих пор согревает души и сердца последующих поколений актеров и поклонников театра, задает высокую планку их исполнительского мастерства.
 
Следует отметить, что путь эпоса к мировой славе – к признанию шедевром устного нематериального наследия человечества – был непростым. Он пронесен из глубин веков самим народом, как бесценное его культурное достояние, выстрадан жизнью первых представителей интеллигенции, расчищен принципиальностью исследователей олонхо и представлен народу, в том числе благодаря подвигу участников первой постановки этой музыкальной драмы.
 
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н.Жирков
 
 
 
Театр уонна Олоҥхо
 
 
Биһиги өрөспүүбүлүкэбит 2015 сыллааҕы биир бэлиэ түгэнинэн  Саха судаарыстыбаннай музыкальнай-драматическай театрын сценатыгар саха бастакы музыкальнай драмата «Дьулуруйар Ньургун Боотур» туруоруллубута 75 сыла буолар. 1940 сыл кулун тутар 22 күнүгэр буолбут премьераны биһиги билигин култуура эйгэтигэр биир дьоһун тэрээһин быһыытынан сыаналыа этибит. Ол эрээри оччолорго, ааспыт сыллар уорҕаларыттан өҥөйөн көрдөххө, тоталитарнай режим тыҥаан, пролетариат идеологията өрөгөйдөөн турар кэмигэр бу уһулуччу суолталаах түгэн этэ.
 
Театр ол кэмҥэ саҥа идеяны, өйү-санааны киэҥ хабааннаахтык тириэрдэргэ тоҕоостоох култуурнай киинэ буолан, театрга уонна театр репертуарыгар улахан болҕомто ууруллубута.
 
Ол саҕана өрө көтөҕүллүүлээх эрээри, дьалхааннаах кэм этэ. Испэктээкил туруон биэс сыл иннинэ театр бастакы директора А.И.Софронов-Алампа сыылкаттан төннөн кэлэн баран олохтон туораабыта, 1937-1939 сылларга өрөспүүбүлүкэ бары кэриҥэ салайааччылара самнарыллыбыттара.
 
Дойду үрдүнэн буржуазнай национализм идеологиятын тарҕаппыт аатыраннар, үгүс фольклору уонна искусствоны чинчийээччилэр буруйдаммыттара. Кылаассабай охсуһуу өттүттэн көрдөххө, былыргы дьыллар мындааларыттан төрүттээх эпос патриархальнай-феодальнай тутулу арбаан күүркэтэрэ, онтон «батталга олорбут норуот» күлүккэ хаалара ол кэмнээҕи критикэны сытыырхатара. Россия биллиилээх эпоһы үөрэтээччитэ, М. Горькай аатынан Аан дойдутааҕы литература институтун фольклористика салаатын 46 сыл устата салайбыт В.М. Гацак бэйэтин коллегаларын дьылҕатын туһунан маннык суруйбута: «Бурят норуотун «Гэсэрэ» бобууга түбэспитэ, мифтэргэ, үһүйээннэргэ олоҕурбут, ойууннаах-абааһылаах саха олоҥхото эмиэ көйгөтүллүбүтэ. Мидина Искандеровна Богданова «Манааһынан» дьарыктаммытын иһин, туркмен учуонайа Баймухамед Агалиевич Какрыевы эпоһы үөрэтэр научнай интэриэһин иһин хаайыыга олордубуттара, эбиитин  сыылкаҕа утаарбыттара». Эпоһы аан маҥнай дириҥник үөрэппит, киэҥник биллибит учуонай Иннокентий Васильевич Пухов дьылҕата хайдах салаллыа эбитэ буолла, өскөтүн кини Москваҕа бу институкка ыҥырыллан үлэлээбэтэҕэ буоллар.
   
М.Н. Жирков музыкатынан уонна В.В. Местников режиссердаан туруорбут П.А. Ойуунускай «Туйаарыма Куо» драмата театр репертуарыттан уһуллубут, эбиитин суруйааччы аата ааттанара да бобуллубут уустук общественнай-политическай кэмҥэ М.Н. Жирков «Дьулуруйар Ньургун Боотур» бастакы музыкальнай драманы туруорбута.
 
Ол да буоллар, композитор уонна режиссер баай опыттарын   туһанан, бу теманы салгыы сайыннарар туһугар айымньылаахтык үлэлээбиттэрэ. Ити курдук, П.А. Ойуунускай төрүттээбит эпическай үгэстэрин утумнуур бастакы музыкальнай драма - «Дьулуруйар Ньургун Боотур»  сценаҕа тахсыбыта. Либреттоны Д.К. Сивцев - Суорун Омоллоон суруйбута. Бу үлэтин туһунан кини: «...Либреттоны айарбар К. Оросин суруйбут уонна политсыылынай Э.К. Пекарскай 1907 с. таһаартарбыт «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олоҥхолорун тиэкиһигэр тирэҕирбитим. Ол гынан баран, суруйуубар мин биир эрэ олоҥхонон муҥурдаммакка, сорох түгэннэргэ үгүс атын олоҥхолору туһаммытым,» – диэн суруйбута.
  
Норуот кутугар иҥмит, М.Н. Жирков нотаҕа түһэрэн чочуйбут олоҥхо эриэккэс тойуга сахалыы тыыннаах идэтийбит музыка үөскүүрүгэр олук буолбута.
 
Испэктээкил үлэтин барытын туруорааччы-режиссер В.В. Местников салайбыта. Олоҥхо дириҥ уус-уран уонна эстетическэй өттүнэн ис дьиҥин айымньылаахтык арыйыы музыкальнай драманы туруорууга сүрүн суолталаммыта. Саха бастакы музыкальнай драматын премьерата ити кэрдиис кэм биир улахан култуурунай-историческай суолталаах түгэнинэн буолбута.
 
Испэктээкилгэ сүрүн партиялары бастакы толорооччулар талааннара арыллан номоххо киирбиттэрэ. Ньургун Боотур оруолун Устин Нохсоров, Иннокентий Местников, Михаил Жирков; Туйаарыма Куону – Александра Новгородова уонна Анна Егорова; Үрүҥ Уоланы – Иннокентий Местников, Уот Уһутаакыны – Виктор Саввин, Кыыс Кыскыйдааны – Екатерина Захарова уонна Мария Белолюбская, Айыы Умсууру – Анна Егорова уонна Евдокия Скрябина, Сорук Боллуру – Петр Решетников уо.д.а. толорбуттара.
 
Премьераҕа композитор М. Жирков, бэйэтэ скрипкаҕа оонньуу-оонньуу, дьоҕус ансаамбылга дирижердаабыта итиэннэ хормейстердаабыта. Испэктээкил дьон-сэргэ кутун тутан, сезон бүтүөр диэри театр сценатыгар уонна гастролларга күннэтэ кэриэтэ көрдөрүллэрэ.
 
Премьера кэнниттэн «Кыым», «Эдэр большевик» хаһыаттарга, «Хотугу сулус» сурунаалга 1940 с. И.Барашков, Г.М.Васильев, М.Павлов, Л.Докторов, 1942-43 сс. Г.П.Башарин испэктээкил туһунан өрө көтөҕүллүүлээх киэҥ ырытыылара бэчээттэммитэ.
 
Айар эйгэҕэ биир санаалаах-көрүүлээх Жирков, Местников, Омоллоон, Туралысов музыкальнай драманы опера-балет искусствотын бөдөҥ көрүҥэр кубулутан салгыы сайыннарар суолу тутуспуттара. Сылтан сыл хас сезон аайы бу испэктээкилгэ режиссер дириҥ хорутуулаах толкуйунан сонун көстүү, саҥа музыка эбиллэн, байытыллан испитэ.
 
«Дьулуруйар Ньургун Боотур» биир бастыҥ испэктээкил быһыытынан Саха театрын 10 сыллаах үбүлүөйүгэр уонна өрөспүүбүлүкэ атын бэлиэ күннэригэр анаан туруоруллубута.
 
Кыайыы 70 сылыгар Аҕа дойду улуу сэриитигэр дьон-сэргэ сүргэтин көтөҕөн, кыайыыны уһансан олоҕу уруйдаабыт бу модун тыыннаах драма уһулуччу оруолун бэлиэтиир тоҕоостоох. 1943 с. көрөөччү өйүн-санаатын өрө күүрдэн үрдүккэ кынаттаабыт, 100 төгүлүн турбут «Дьулуруйар Ньургун Боотур» көлүөнэттэн көлүөнэҕэ кэрэхсэбилин сүтэрбэккэ номоххо киирбитэ. Бу кэрэ-бэлиэ түгэни көрсө театр испэктээкилтэн киллэрбит харчытын «Дьулуруйар Ньургун Боотур» диэн танка тутуутугар анаан Госбааҥҥа укпутун туһунан Үрдүкү Главнокомандующай аатыгар телеграмма ыытыллыбыта. И.В. Сталин театр салалтатыгар хоруйдаан: «Урут оборона фондатыгар 132000 солкуобайы хомуйан киллэрбит Саха государственнай музыкальнай-драматическай театрын үлэһиттэригэр – «Дьулуруйар Ньургун Боотур» танканы тутууга эбии 158300 солкуобайы киллэрбиттэрин иһин – мин доҕордуу эҕэрдэбин уонна Кыһыл Армия барҕа махталын тиэрдэргитигэр көрдөһөбүн», - диэн телеграмманы ыыппыта.
 
Бу испэктээкилтэн куорсун анньынан, айар айылгыларынан албан ааттаммыт, саха искусствотын киэн туттуута буолбут бастакы вокалистар кэккэлэрэ үүнэн тахсыбыта: Александра Новгородова, Анна Егорова, Екатерина Захарова, Устин Нохсоров, Михаил Жирков, Тарас Местников, Николай Харитонов, Григорий Кокшарскай, хормейстер Феврония Баишева. Музыкальнай театр сайдыытыгар хормейстер Феврония Баишева уонна опера режиссера Анна Егорова бөдөҥ кылааттарын киллэрбиттэрэ.
 
1947 с. өрөспүүбүлүкэ 25 сыллаах үбүлүөйүгэр аан бастаан туруоруллубут М.Жирков уонна Г.Литинскэй «Ньургун Боотурдара» саха музыкальнай драматын төрүттээбит бастакы национальнай опера дэниэн сөп.
 
Уон сыл буолан баран, 1957 сыллаахха, бу опера Саха сирэ Россия судаарыстыбатын састаабыгар киирбитэ 325 сылын көрсө Москва куоракка Саха литературатын уонна искусствотын I декадатыгар биир кэрэ-бэлиэ көстүү буолан, бүтүн дойду таһымыгар саха искусствотын өрөгөйүн үрдэппитэ уонна өрөспүүбүлүкэ аатын ааттаппыта. Москва театральнай критиктэрэ киин хаһыаттарга театр туруоруутун сөҕөн-махтайан, «умсугутар күүстээх» айар састаап туһунан, артыыстар «дьиҥ талааннарыгар» сүгүрүйэн суруйбуттара. Кинилэр үтүө тыллара күн бүгүҥҥэ диэри кэлиҥҥи көлүөнэ артыыстар уонна театрга сүгүрүйээччилэр санааларын көтөҕөр уонна сүрэхтэрин сылаанньытар, артыыс толорор дьоҕура, сатабыла үрдүк таһымнаах буолуутун ирдиир.
 
Саха эпоһын ЮНЕСКО киһи-аймах тылынан уонна материальнайа суох култуурнай нэһилиэстибэтин уһулуччулаах айымньытын быһыытынан билиниитигэр тиийэр суола эриэ-дэхси буолбатах этэ. Саха норуота тугунан да кэмнэммэт төрүт баайын быһыытынан харыстаан, саха бастакы интеллигенцията олоҕун толук ууран, чинчийээччилэр дьулуурдаахтык туруулаһан, ол иһигэр бу музыкальнай драма бастакы туруоруутун кыттыылаахтарын хорсун быһыыларынан, олоҥхо үйэлэри уҥуордаан аныгы көлүөнэ дьоҥҥо тиийэн кэллэҕэ.
 
Саха Республикатын Ил Түмэнин Бэрэссэдээтэлэ А.Н. Жирков
  
Опубликовано: 20 марта, 2015 - 12:02
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице