Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Владимир Санги: Литература – это мое предназначение | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 14:26 (UTC+9:00) t в Якутске: -2 (09:00)

Владимир Санги: Литература – это мое предназначение

Южно-Сахалинск, SakhalinMedia. Известному нивхскому писателю Владимиру Санги 18 марта исполняется 80 лет. Он является автором таких произведений, как "Нивхские легенды", "Соленые брызги", "Семиперая птица", "Ложный гон", "Первый выстрел", "Легенды Ыхмифа", "Женитьба кевонгов", "Путешествие в стойбище Лунво" и многих других.
 
Помимо этого, Владимир Санги известен как основоположник нивхской литературы, создатель нивхского алфавита и обладатель различных почетных званий. Его творчество пользуется популярностью в России и за рубежом. В свое 80-летие писатель отправился в Париж, где вместе с сахалинской делегацией примет участие в заседании международного круглого стола по сохранению и популяризации культурного и языкового наследия коренных народов Севера Сахалина (нивхов), которое состоится 18 марта в штаб-квартире ЮНЕСКО. О том, как было принято решение пойти по нелегкому литературному пути, и о своем видении литературы в целом рассказал Владимир Санги в своем интервью ИА SakhalinMedia.
 
– Владимир Михайлович, расскажите, как вы начали писать? Почему решили связать свою жизнь с литературой?
– Будучи школьником, я стал читать литературу, в которой рассказывалось о жизни на Севере. Особенно меня интересовало все, что касалось нивхов. Читал и видел, мои знания о народе и то, что описывалось в литературе – не имеют точек соприкосновения. Обо всем было рассказано довольно убого, извините за резкое слово. Этому виной служило не то, что мой народ такой в действительности, а то, что авторы имели очень скудные познания о нем. Они наблюдали за жизнью нивхов со стороны и делали поверхностные выводы. Не вникая глубоко в культуру народа, авторы накладывали на нее кальку своих знаний. В результате получался материал, который вызывал у меня сомнения в том, что писатели вообще могут правильно видеть. Мы с ними видим одно и то же. Однако их глаза не могут уловить то, что является сутью нивхов. Я долго не мог понять, из-за чего так получается? И пришел к тому, что мне самому надо начать писать о своем народе, о культуре, о том, как нивхи общаются друг с другом, пришлым населением, с природой.
 
– Что для вас литература? Работа, хобби, призвание…
– Литература не может быть хобби, ведь это труднейшая работа. Литература – главное предназначение человека, взявшего в руки перо. Это не просто призвание. Здесь не только судьба, но и само время обязывает автора отражать на бумаге действительность. И писатель делает это через свое видение и восприятие. К сожалению, большинство литераторов не могут до конца выполнить ту миссию, которую они сами выбрали и которую на них возложило время. В итоге всегда объявляется множество авторов, но проходит совсем короткий срок всего-то длинной в человеческую жизнь – 70, 80, 90 лет – и в литературе остаются единицы.
 
– Вы пишите романы, рассказы, очерки…  Как считаете, будущее в литературе за короткими произведениями или за романами?
– Будущее в литературе зависит не от размера произведения, а от личности человека, который взял в руки перо.
 
– Сейчас что-то пишите?
– Постоянно пишу. Не понимаю, как писатель может не писать. Другое дело, срок создания. Что-то может быть написано за два года, что-то за 20 лет, а что-то и за 50. Главное, что литератор постоянно работает, он всегда пребывает в процессе… Я сейчас пишу о времени, о себе – вот ответ на ваш ответ.
 
– Сами вы любите читать других писателей?
– Я был воспитан тем временем, когда СССР был самой читающей страной в мире. Для меня остались непревзойденной вершиной Лермонтов, Толстой, Пушкин… Это уже немалый список. Что касается современных писателей, то сюда же можно отнести и Шолохова с его "Тихим Доном", не могу не упомянуть и Распутина.
 
– Владимир Михайлович, в современном мире все большее значение приобретает техника. Как вы относитесь к электронным книгам?
– Когда директор Сахалинской областной универсальной научной библиотеки обратилась ко мне с разговором о том, что нужно перевести мои произведения на электронные носители, я не возражал. Однако не видел в этом необходимости. Тогда мне объяснили, что читателей может быть больше, чем имеющихся в библиотеке экземпляров книг. С электронных носителей хоть 50 человек одновременно смогут нажать на одну кнопочку, и перед ними выйдет весь Санги. Помнится, как-то раз я заглянул в электронный зал библиотеки и посмотрел, что читают сидящие там люди. Я тогда очень обрадовался, потому что мои произведения были открыты сразу на четырех экранах.
 
– Вам предстоит стать участником круглого стола в Париже. Нивхская культура будет представлена в этом городе в первый раз. Что самое главное должны узнать французы и люди в целом, которые не имеют никакого представления о нивхах?
– Я не ставил перед собой задачи рассказать или показать что-то необычное. Я не буду из кожи вон лезть, чтобы выглядеть наилучшим образом или просто как-то оригинально. Буду пребывать в своем естественном состоянии так же, как и с друзьями, родственниками или любыми другими людьми.
 
– 80-летие – это значимое событие в жизни ваших читателей. Вы являетесь основоположником нивхской литературы, создателем нивхского алфавита. На вашем счету немало различных званий… А кто пришел на смену? Есть ли последователи?
– Это очень страшный для меня вопрос. Я столько сил приложил на то, чтобы подготовить учеников. Ездил по всей стране, видел коряков, эвенков и другие коренные народы. И видел их такими, какими сделало их время в течение многих поколений. К сожалению, все они затерялись в единой общности. Это ужасно, ведь судьбы, проблемы и беды у каждого народа свои, а не общие. Разве можно всех под одну гребенку? Теперь встал такой вопрос: как же вытащить всех обратно? Это нельзя сделать легко и быстро. Как известно, одним движением возможно только всех уничтожить. Конечно, это все отразилось и на литературе. Должно пройти время, чтобы люди вновь вернулись к своим истокам, задумались не только о материальном, но и о духовном. Тогда, возможно, и появятся последователи, родится писатель, для которого нивхская тема станет главной.
 
– В завершении беседы хотелось бы узнать больше о вашем творчестве. В университетах, в книгах нам говорят, что все творчество Владимира Санги пронизывает связь человека с природой. Это и определяет бытие всего народа и культуры. Так ли это?
– Конечно, есть связь человека с природой, но ведь на этом все не заканчивается. Люди должны мыслить самостоятельно, независимо от того, что хотел сказать автор. Правильного ответа на поставленный вопрос нет. Каждый человек сам выбирает какой-то смысл. Он ведь читает произведение и при этом не задается целью найти что-то особенное. Он просто читает. После этого человек что-то понимает, осмысливает. Неважно, к чему он придет. Книга в первую очередь должна заставить читателя размышлять не о том, что описывал автор. Человек должен перекладывать все на свою жизнь и делать правильные выводы. Думать, мыслить, болеть, беспокоиться – вот состояния, в результате которых человек поднимается, растет, сам того не замечая. Это и есть истинное предназначение писателей.
 
Фото: Пресс-служба компании "Сахалин Энерджи"
Опубликовано: 24 марта, 2015 - 20:46
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице