1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
На двадцать девятом (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 28 сентября 2011 года, рассмотрено 20 вопросов повестки дня, из которых:
17 проектов законов Республики Саха (Якутия), из них 9 приняты в окончательном чтении, 8 законопроектов принято в первом чтении.
3 постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них 3 вопроса организационного характера, в том числе 1 кадровый вопрос.
1.1. Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия)
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 10 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В.Макиенко, Е.Ю.Алексеевой). В соответствии с требованиями федерального законодательства при установлении квалификационных требований к высшим, главным и ведущим должностям гражданской службы по стажу учитывается как стаж государственной гражданской службы, так и стаж работы на должностях государственной службы иных видов. В связи с этим в статью 10 Закона Республики Саха (Якутия) внесены соответствующие изменения.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Данным проектом закона предлагается создание контрольно-счетного органа республики – Счетной палаты Республики Саха (Якутия). Законопроектом устанавливается статус Счетной палаты и должностных лиц Счетной палаты, формы и стандарты внешнего государственного финансового контроля, гарантии прав проверяемых органов и организаций, порядок взаимодействия Счетной палаты с государственными и муниципальными органами. В частности, законопроектом предусмотрено, что Счетная палата Республики Саха (Якутия) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля республики, образуется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и ему подотчетна. Счетная палата будет обладать организационной и функциональной независимостью и будет осуществлять свою деятельность самостоятельно. В состав Счетной палаты войдут Председатель, один заместитель Председателя, шесть аудиторов и аппарат Счетной палаты. Итого предельная численность будет составлять 37 штатных единиц Счетной палаты.
Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты будут замещать государственные должности Республики Саха (Якутия). Срок полномочий Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты составляет пять лет. В Счетной палате образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель, заместитель Председателя и аудиторы. Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Предложения о кандидатурах на должность Председателя Счетной палаты вносятся в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
1. Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
2. Не менее одной трети от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия);
3. Президентом Республики Саха (Якутия).
Кандидатуры на должности заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты вносятся в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Председателем Счетной палаты.
Законопроектом установлено, что внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Требования и запросы должностных лиц Счетной палаты обязательны для исполнения всеми проверяемыми органами и организациями. Расходы на обеспечение деятельности Счетной палаты будут предусмотрены в государственном бюджете Республики Саха (Якутия).
1.2. Административная ответственность, обеспечение общественной безопасности и правопорядка
В области административного законодательства приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):
– Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях», (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно внесенным изменениям в Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях вводится административная ответственность должностных лиц за нарушение административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Также из Кодекса РС (Я) об административных правонарушениях исключаются следующие составы административных правонарушений:
- нарушение порядка распоряжения землей;
- использование земельных участков и объектов капитального строительства с нарушением правил землепользования и застройки;
- превышение сроков строительства и консервации объектов капитального строительства;
- нарушение порядка консервации объекта капитального строительства;
– Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях», (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко). Внесенные изменения обусловлены необходимостью приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством. В частности признаны утратившими силу и исключены из Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях 13 составов административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) или муниципальной собственности, административные правонарушения посягающие на права граждан и здоровье населения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, правонарушения на транспорте.
Большое количество, а именно 21 состав административных правонарушений признаются утратившими силу в области землепользования, градостроительства и благоустройства и эксплуатации зданий в районах вечной мерзлоты, так как в соответствии с федеральным законодательством организация благоустройства и озеленения относится к вопросам местного значения поселения и городского округа. Взамен принята новая редакция статьи 6.12, которой устанавливается административная ответственность за нарушение правил благоустройства и озеленения единым составом.
Также данным законом исключены из Кодекса административные правонарушения в области использования жилых помещений и объектов нежилого фонда, а соответствующая глава признана утратившей силу.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В соответствии с вносимыми изменениями вводится административная ответственность за несанкционированный выезд транспортного средства на ледовые переправы рек, озер, водохранилищ, помимо существующей ответственности граждан, ответственность должностных лиц в виде штрафа от 20 до 50 тысяч рублей и юридических лиц от 100 тысяч до 1 млн. рублей.
Кроме того, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время от мировых судей передаются комиссиям муниципальных районов и городских округов.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 10 и 26 Закона Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В.Макиенко, Д.Н.Горохова). В связи с тем, что отдельные пункты статьей 10 и 26 республиканского закона признаны Верховным судом Российской Федерации противоречащими федеральному законодательству, вносятся следующие изменений:
- исключены полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) по принятию решений о запрещении строительства объектов экономики и жилищного фонда в районах размещения критически важных и потенциально опасных объектов, а также по осуществлению контроля за содержанием и эксплуатацией защитных сооружений, расположенных на территории республики;
- исключена норма, устанавливающая проведение государственной экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.3. Бюджетное и налоговое законодательство
Внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 872-З № 645-IV «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) в связи с уточнением основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2011 год, дополнительным поступлением федеральных средств, а также в целях приведения отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год» в соответствие нормам федерального законодательства.
Доходная часть государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год увеличивается в сумме 13 340 232 тыс. рублей и составит 110 735 478 тыс.рублей. Значительный рост поступлений налога на прибыль организаций прогнозируется от предприятий по добыче полезных ископаемых, таких как АК «АЛРОСА», ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО ХК «Якутуголь». Сумма налога с учетом увеличения оценивается в размере 21 885 122 тыс. рублей. Увеличение объемов поступления налога по предприятиям алмазо- и угле- добычи планируется за счет роста прибыли рентабельных предприятий в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.
Расходная часть увеличивается на 8 245 588 тыс.рублей и составит 115 862 057 тыс.рублей. Наиболее значительные изменения планируется по следующим подразделам:
– «Топливно-энергетический комплекс», увеличение на сумму 1 048 671 тыс.рублей;
– «Общее образование», увеличение на 516 154 тыс.рублей, в том числе на повышение оплаты труда учителей, модернизацию региональной системы общего образования, на организацию дистанционного образования детей-инвалидов.
– «Дорожное хозяйство», увеличение на 914 313 тыс.рублей.
– «Другие вопросы в области здравоохранения», увеличение на сумму 1 568 458 тыс.рублей, в том числе на оказание специализированной санитарно-авиационной скорой помощи, на совершенствование оказания медицинской помощи больным, на восполнение резерва медицинского имущества и лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Дефицит бюджета снижен в сумме 5 126 579 тыс.рублей. Источниками покрытия дефицита являются изменение остатков средств на счетах бюджета, поступления от продажи имущества и средства от возврата кредитов юридическими лицами.
Соответственно уточненные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год составят по доходам 110 735 478 тыс.рублей, по расходам – 115 862 057 тыс.рублей, дефицит – 5 126 579 тыс.рублей.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2011 год» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Общий объем доходов бюджета Фонда на 2011 год увеличится на 1 723 тыс. рублей, в связи с увеличением объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и составит 9 060 939 тыс. рублей (предусмотрены дополнительные средства в государственном бюджете на 2011 год на ввод объекта «Больничный комплекс в с.Саскылах на 25 коек» МО «Анабарский национальный долгано-эвенкийский улус (район)»).
Общий объем расходов увеличится на 23 869 тыс. рублей с учетом остатка средств на 1 января 2011 года в сумме 22 146 тыс. рублей, и составит 9 083 086 тыс. рублей. Дополнительные средства направляются на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, с учетом внесенных изменений, доходы Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год по проекту закона составят 9 060 939 тыс. рублей, расходы 9 083 086 тыс. рублей, с учетом остатка средств на 1 января 2011 года в сумме 22 146 тыс. рублей.
1.4. Местное самоуправление
По инициативе Президента Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». Согласно внесенным изменениям, в целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти республики, в муниципальных образованиях создается институт представителя Президента Республики Саха (Якутия). В частности, устанавливается, что по отдельным вопросам указом Президента Республики Саха (Якутия) может назначаться представитель Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальном образовании.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», внесенный в качестве законодательной инициативы Президента Республики Саха (Якутия). Данный закон объединяет действующие нормы республики, регулирующие порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) всех уровней – городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов. Закон состоит из 12 глав, включающих 96 статей. В частности, законом определены принципы проведения муниципальных выборов, избирательные права граждан, порядок назначения, подготовки и проведения выборов, статус кандидатов, финансовое обеспечение, порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства о выборах. Принятый закон влечет признание утратившими силу 11 законов Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства.
1.5. Вопросы собственности и экономического развития республики
Внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.П. Морозкина, О.В. Макиенко, Д.Н. Горохова, Н.Н. Костромина). Закон принят в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством норм республиканского закона в части определения порядка территориального планирования на территории республики.
1.6. Сельское хозяйство, природопользование и земельные отношения
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом предлагается дополнить действующий закон нормами, устанавливающими порядок и случаи бесплатного льготного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Согласно законопроекту бесплатно земельным участком обеспечиваются, на праве аренды или собственности по выбору граждан Российской Федерации, имеющие трёх и более детей, на территории муниципального образования, в котором они поставлены на регистрационный учёт по месту жительства в целях садоводства, огородничества, ведения сайылычного хозяйства, дачи или индивидуального жилищного строительства.
Устанавливаются также предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков индивидуального жилищного строительства, предоставляемых бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в размере от 0,01 га до 0,25 га.
Для приведения отдельных положений Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.А.Софронеева, С.А.Сюльского).
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.А.Софронеева, С.А.Сюльского). Представленный проект закона разработан для приведения отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) «Об охоте и охотничьем хозяйстве» в соответствие с федеральным законодательством.
Основанием для разработки проекта является протест прокурора Республика Саха (Якутия) от 27 июля 2011 года № 71-4/15-11 на отдельные нормы Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года № 727-III «Об охоте и охотничьем хозяйстве».
Устраняемые проектом закона противоречия обусловлены в связи со вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и изменениями Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире».
1.7. Охрана окружающей среды
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством, согласно протесту прокурора, в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.А.Софронеева).
Предлагается статью 4 изложить в новой редакции: «Основные принципы охраны окружающей среды», и закрепляет основные принципы охраны окружающей среды. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления.
Также, предлагается изменить п.26 и п.34 статьи 9, п.24, п.30 статьи 10, часть 2 статьи 13, часть 1 статьи 16, часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 27. Исключены абзац 7 статьи 12, часть 3 статьи 27.
1.8. Наука, культура, образование, здравоохранение
В режиме первого чтения принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).
Предложенные изменения в законопроекте рассмотрены с целью совершенствования регулирования отношений в области профилактики наркологических заболеваний и условий оказания наркологической помощи и касаются вопроса наблюдения наркологических больных. Принятие закона позволит обеспечить своевременное снятие больных с учета и повысить достоверность статистических данных. В том числе, данные изменения позволят урегулировать вопросы получения наркологическими учреждениями от соответствующих органов информации, служащей основанием для снятия учета лиц, состоящих на диспансерном учете и под профилактическим наблюдением.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О нормативах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).
Предложено увеличить норматив финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося в год в связи с выделением дополнительных средств на введение новой системы оплаты труда с увеличением страховых взносов с 1 января 2011 года.
В нормативах финансирования расходов на реализацию Госстандарта общего образования в расчете на одного обучающегося в год проектом закона предлагается учесть переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с 1 января 2011 года на основании Федерального закона «Об образовании».
Также рассмотрены изменения и дополнения в Методику расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)
На XXIX (очередном) пленарном заседании подтверждены полномочия народного депутата Республики Саха (Якутия) Фитисова Андрея Владимировича, избранного в составе республиканского списка кандидатов, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Саха (Якутия).
Утверждена примерная программа законодательной деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в период осенней сессии 2011 года.
Внесены изменения в смету расходов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на 2011 год.
3. Статистика законодательной деятельности
Принято законов РС (Я) | Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении | Возвращено на доработку | За весь период работы ГС четвертого созыва принято законов РС (Я) | ||||||
базовых | Внесение изменений и дополнений | О признании утратившими силу | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | О признании утратившими силу |
1 | 8 | 0 | 1 | 7 | 0 | 0 | 90 | 314 | 7 |