27 апреля республика отмечает сразу несколько памятных дат: 90 лет со дня образования автономии Якутии, 20 лет Конституции Республики Саха (Якутия) и День республики, а 19 апреля в парламенте состоится посвященная этим событиям научно-практическая конференция «Роль парламентаризма в развитии государственности Якутии». Об этом и многом другом – председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству Ольга Макиенко.
Жизнь не стоит на месте. Все течет и меняется. Сегодня можно говорить о том, что Конституция сыграла свою роль в становлении государственности республики, однако, на мой взгляд, значение ее намного шире.
В Конституции республики были заложены основы нашей жизни, той модели, согласно которой мы бы хотели развиваться и двигаться вперед. На основе норм, заложенных в Конституции, выросло целое поколение, но, по моему мнению, этот исторический документ актуален и сегодня, поскольку в нем заложены основы единения всех народов, населяющих республику. Менталитет населения каждого субъекта Российской Федерации самобытен и зависит от множества факторов: географического положения, плотности населения, количества народов, проживающих в нем, климатических условий. Благодаря этому создается особая культура внутри каждого региона. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что реальным воплощением или выражением этой культуры является Конституция Республики Саха (Якутия), как документальное подтверждение нашей самобытности. Таким образом, значение Конституции не только в ее исторической значимости, а в ценности как таковой, внеисторической. Это Основной закон, на который, мы можем опираться не только как на нормативно-правовой акт, но и как на морально-нравственную консолидирующую всех якутян основу.
Идеальных взаимоотношений между центром и регионами не может быть, потому что это процесс и в ходе этого процесса рождаются те изменения, которые необходимы сторонам. Сегодня разграничение полномочий между уровнями публичной власти вновь требуют доработки.
Оптимальным выходом из ситуации может стать процесс децентрализации. Как отметил в своей статье «Демократия и качество государства» премьер страны Владимир Путин, опубликованной в газете «Коммерсант» 6 февраля 2012 года: «Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия. И не только полномочия, но и источники финансирования местных и региональных бюджетов». Однако тут же премьер добавляет: «При этом нельзя потерять управляемость страной. Нельзя «разбрасываться» государственной силой. Недопустимо механически перетасовывать ресурсы и полномочия между уровнями власти. Не должно быть «фетиша» централизации или децентрализации».
Государство дает возможность субъектам выбрать путь своего развития. Внутри каждой федерации возникают взаимоотношения: между центром и регионам, между субъектами федерации.
Для меня в основе этого понятия лежит слово «отношения», как связь двух-трех и более субъектов. Самое главное налаживать эту связь, находить общее, но ни в коем случае не конфронтацию.
Существует и развивается такая форма взаимоотношений субъекта и центра как «переданные полномочия» – модель, при которой федерация передает свои полномочия на исполнение, кстати, часть из которых мы уже получили.
Однако и внутри республики также есть вопросы во взаимоотношениях республиканского центра – муниципалитета, требующие свого разрешения. Также сегодня актуальным становится определение статуса земель родовых кочевых общин. На территории Алданского района, Беллетского наслега, действуют несколько эвенкийских общин, которым в силу определенных обстоятельств сначала пришлось переоформлять уставные документы, а затем для них встал вопрос оформления земель. Это довольно сложный и длительный процесс, однако без грамотного юридического закрепления определенных местностей кочевые родовые общины Беллетского наслега не смогут в полной мере реализовывать свои права.
Считаю важным внедрять на всех уровнях медиативные методики – возможность разрешения споров до момента эскалации конфликта, без обращения в судебные инстанции.
Недавно было подписано соглашение между СВФУ и Торгово-промышленной палаты республики, благодаря чему в республике появятся медиаторы, которые могут разрешать имеющиеся конфликты в досудебном порядке (а иногда непосредственно в ходе судебного разбирательства) путем соглашения сторон. Также в школах Якутка, Нерюнгри, Мирного и Алдана работают школьные медиаторы, помогающие школьникам разрешать имеющиеся споры. Примирение сторон – это реальный и оперативный способ решения проблем в современном обществе, и этим механизмом нужно пользоваться.
Конечная цель всех реформ – улучшение качества жизни конкретного человека.
И если в стране начался процесс децентрализации, то он должен быть разумным. За каждым нормотворческим изменением нужно видеть гражданина, понимать, каким образом на нем отразятся предлагаемые перемены. Поэтому передача полномочий от федерального центра регионам, повышение роли муниципалитетов, с моей точки зрения, должны быть основаны на конкретике: для кого, зачем и с каким конечным результатом все делается.
Федеральная, республиканская власть и местное самоуправление нуждаются во взаимодействии.
Ведь только путем активного взаимодействия можно добиться того, чтобы человек, вне зависимости от того, где он находится, чувствовал себя комфортно. Если говорить шире – благодаря конструктивному диалогу между уровнями публичной власти достигается гармония, а ее результатом всегда является всестороннее укрепление государства – как в целом, так и его частей. И наоборот, перекосы в сторону излишней централизации или регионализации ведут к ослаблению государства и не приносят блага и самим регионам, и их гражданам.
Анна Томина, газета «Ил Тумэн»
Опубликовано: 19 апреля, 2012 - 11:07