26 июня 2022 года, 04:12 (UTC+9:00) t в Якутске: 14 (03:00)

Доклад В.Н.Басыгысова на торжественном собрании в честь Дня республики 27 апреля 2012 года

Уважаемые якутяне!
Ытыктабыллаах биир дойдулаахтарым!
Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия)!
Уважаемый первый Президент Республики Саха (Якутия)!
Уважаемые участники торжественного собрания!
 
2012 год является годом значимых для республики юбилейных событий. Общественность Якутии торжественно отметит 380-летие вхождения Якутии в состав Российского государства. Ровно 90 лет назад Якутия обрела свою государственность – образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика. В этом году исполняется 20-я годовщина принятия Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
 
Сегодня во всех селах, поселках и городах жители Якутии широко и празднично отмечают День республики. День республики для всех якутян – это важнейший государственный праздник, праздник единения народов Якутии, праздник единства Якутии с Россией.
 
От имени руководства республики, Государственного Собрания (Ил Тумэн), Правительства республики поздравляю участников торжественного собрания и всех жителей родного края с праздником – Днем республики!
 
***
 
"Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия)..." - в этой фразе, с которой начинается наша Конституция, сосредоточены вся глубина исторической преемственности многих поколений Якутии и надежды на лучшее будущее.
 
Стремление к обретению для Якутии самоуправления стало делом жизни нескольких поколений прогрессивных представителей якутского народа. В эти праздничные дни мы отдаем должное выдающимся государственным, общественным и научным деятелям республики, достойным представителям Якутии Максиму Аммосову, Платону Ойунскому, Исидору Барахову, Степану Аржакову, Степану Васильеву, Илье Винокурову, Семену Борисову, Гаврилу Чиряеву, Михаилу Николаеву, Вячеславу Штырову и многим другим. Их личное мужество, истинный патриотизм и чувство ответственности за судьбу многонационального народа сыграли огромную роль в становлении и развитии Якутии как экономически перспективного, духовно богатого, политически стабильного и авторитетного субъекта Российской Федерации.
 
***
 
27 апреля 1922 года Декретом Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика. Обретение статуса автономной государственности определило всю дальнейшую судьбу Якутии, положило начало кардинальным политическим, экономическим, социальным и духовным реформам северного края.
 
К моменту возникновения Якутской АССР в республике действовали 8 государственных и 11 частных промышленных заведений, где работали всего 113 работников.
 
В условиях автономии Якутия, как и другие регионы, добилась внушительных успехов. Из отсталой окраины Российской империи она превратилась в индустриально-аграрный край с устойчивой промышленностью, с дотируемым, но вполне жизнеспособным сельским хозяйством. Достижения республики в области культуры, образования и науки стали известны далеко за ее пределами.
 
Первый этап промышленного развития автономии был связан с формированием золотодобывающей отрасли. Развитие золотодобывающей промышленности позволило начать хозяйственно-экономическое переустройство, приступить к планомерному развитию других отраслей – строительства, электроэнергетики, транспорта и связи. Появилась возможность направлять значительные бюджетные средства на образование, медицину. Был дан толчок геологоразведке, открывшей богатые минерально-сырьевые месторождения. Сегодня известно, что за всю историю золотой промышленности Якутии добыто более одной тысячи тонн золота.
 
Второй этап промышленного развития республики начался уже в послевоенные годы с открытия кимберлитовых трубок, создания в 50-е годы алмазодобывающей промышленности, строительства горно-обогатительных комбинатов, Вилюйской ГЭС.
 
В эти годы разработана научно обоснованная технология строительства в условиях вечной мерзлоты, значительно укрепилась база стройиндустрии, бурно развивалась электроэнергетика, проводилось укрупнение колхозов, создавались совхозы.
 
В конце 40-х – начале 50-х годов были созданы крупные научные и образовательные учреждения, в том числе Якутский филиал Сибирского отделения Академии наук СССР, Якутский государственный университет.
 
В 70-80-е годы начинается следующий, третий этап промышленного развития республики. Именно в этот период складывается еще одна базовая отрасль народного хозяйства – угледобывающая. Начинается развитие Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, объединившего угольный разрез «Нерюнгринский», и крупный энергетический узел – Нерюнгринскую ГРЭС. Предлагаются первые идеи строительства металлургического комбината на базе залежей южно-якутских коксующихся углей и железной руды.
 
Возникают новые отрасли – оловодобывающая и сурьмяная. В этот же период на территории республики были разведаны уникальные месторождения нефти и газа, других полезных ископаемых. Разработка Мастахского, Средневилюйского и еще ряда месторождений природного газа позволила начать газификацию населенных пунктов республики.
 
Сформировалась региональная научная и инженерная элита. В промышленность республики пришли тысячи якутян: инженеры, высококвалифицированные рабочие.
 
***
 
Уважаемые участники собрания! Закономерным продолжением национально-государственного строительства Якутии стали события двадцатилетней давности. Образование Российской Федерации в качестве самостоятельного государства, принятие Декларации о государственном суверенитете, Концепции о качественном обновлении российского федерализма дали толчок национальным автономиям в развитии их государственности.
 
На волне оживления общественной жизни Якутия 27 апреля 1992 года приняла новую Конституцию (Основной закон). Это важнейшее политическое событие послужило началом качественно нового этапа истории Якутии, началом развития экономики республики, социальной и духовной сферы с позиции самостоятельности и консолидации ее многонационального народа.
 
Задачи конституционного строительства республики как субъекта Российской Федерации были чрезвычайно сложны и ответственны. Во-первых, нужно было всемерно укреплять новый уровень государственности, создавать новую систему государственной власти и управления. Во-вторых, решать срочные проблемы коренного реформирования экономики и социальной политики. В-третьих, обеспечивать политическую и общественную стабильность республики. И, наконец, нужно было решать задачи, связанные с развитием демократических институтов.
 
Якутия как часть государства была вовлечена в бурные процессы эволюции России. Утверждался новый тип общественных отношений. Было покончено с монополией государственной собственности. Установились многоукладная экономика, социальный плюрализм, идеологическое и политическое разнообразие.
 
В этих условиях руководству республики удалось избежать последствий разрушительной приватизации. Благодаря авторитету первого Президента нашей республики Михаила Ефимовича Николаева, его взвешенным решениям, удалось сохранить материально-технический потенциал и трудовые ресурсы Якутии. Была гарантирована организационно-правовая, производственно-хозяйственная и материально-финансовая самостоятельность компаний «Алмазы России-Саха» и «Якутуголь», сохранена их бюджетообразующая роль. Были конкретизированы и упорядочены энергетические ресурсы республики.
 
Экономическая политика развития Якутии, выработанная первым Президентом республики, была поддержана народными депутатами, общественностью республики и получила новое развитие при Президенте Вячеславе Анатольевиче Штырове. При этом руководству республики приходилось учитывать последствия, начавшейся политики федеральной власти на централизацию, построение «вертикали власти», «федерализацию» собственности.
 
Сегодня в развитии промышленности республики определяющим на годы вперед стала утвержденная Правительством Российской Федерации Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года. Началось развитие инфраструктуры республики. Оно связано со строительством железнодорожной линии, началом работы магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», введением производственного комплекса по добыче нефти на Талаканском и Алинском месторождениях.
 
В результате создания новых отраслей промышленности наконец-то республика покончила с моноотраслевой экономикой. Становление многоотраслевого экономического хозяйства позволило существенно изменить структуру и увеличить доходную часть государственного бюджета республики. Поступления в бюджет республики от нефтедобывающей отрасли вышли на второе место. Новые возможности перед республикой открываются в связи с созданием Якутского центра газодобычи в рамках Восточной газовой программы России. Определены сроки начала строительства газотранспортной системы «Якутия – Хабаровск – Владивосток», ввода первой очереди газоперерабатывающих и газохимических мощностей, добычи нефти и газа на Чаяндинском месторождении.
 
Президент республики Егор Афанасьевич Борисов на основе действующей экономической стратегии проводит последовательную и настойчивую работу, направленную на завершение строительства железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, добивается от руководства компаний «Газпром» и «Сургутнефтегаз» программного участия в развитии социальной сферы республики, организует работу органов государственной власти по защите интересов населения республики, связанных с открытием АК «АЛРОСА». Одновременно он проводит в жизнь политику инвестиционной привлекательности республики, поощрения среднего и малого бизнеса, повышения товарности сельского хозяйства и местного производства, работает в тесном контакте с федеральными органами власти, муниципальными образованиями и депутатами всех уровней.
 
***
 
Уважаемые товарищи! Избранный президент страны Владимир Владимирович Путин в отчете Правительства России Федеральному Собранию отметил: «Сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-ых годов. Многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными».
 
Эти слова в полной мере относятся и к Якутии. Несмотря на вызовы времени, правительство с каждым годом берёт на свои плечи всё больше социальных обязательств. Принимаемые парламентом республики законы направлены на увеличение расходов на социальную сферу, на меры по росту заработной платы, льгот и пособий.
 
Расходная часть бюджета республики с 1992 года в целом увеличилась в 12 раз, в том числе на финансирование культуры – в 15, образования – в 67, здравоохранения – в 100, на меры социальной поддержки – более чем в 300 раз. Денежные доходы населения выросли в 3 раза, среднемесячная заработная плата и средний размер пенсии – в 2 раза.
 
По итогам прошлого года среднедушевой денежный доход составил порядка 25 тыс. рублей, что более чем в 2 раза превышает сумму прожиточного минимума в среднем по республике.
 
На одного жителя республики теперь приходится порядка 20 кв.м. жилья. По итогам прошлого года введено 315,6 тыс.кв.м. жилья. Через три года должны достигнуть рубежа в 450 тыс. кв.м. в год.
 
По такому важному социальному показателю, как темпы прироста населения наша республика входит в первую десятку субъектов федерации. В течение ряда лет у нас сохраняется естественный прирост населения, занимаем 6-ое место в России по рождаемости.
 
Получают развитие новые направления культуры, работают 9 театров, 6 концертных организаций, Государственный цирк, 544 общедоступных культурно-досуговых учреждения, 463 из них – в сельской местности.
 
Наша жизнь становится разнообразнее. Мы научились смотреть на себя шире. Понимаем, что мы должны вписать в мировое пространство культуры XXI века свои достижения. Признан шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества героический эпос Олонхо. Результатом усилий руководства и всей спортивной общественности Якутии стало признание игр «Дети Азии» Международным олимпийским комитетом и Олимпийским советом Азии. Сейчас вся республика готовится к проведению летом этого года Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» и пятых Международных игр «Дети Азии».
 
Система высшего профессионального образования пополнилась рядом высших учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов для новых отраслей экономики. Сегодня в 9 вузах обучается более 48 тыс. студентов по 120 специальностям.
 
Новые уникальные возможности для развития науки и образования, их взаимодействия с бизнесом получила республика с образованием Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Правительство республики приняло программу развития университета до 2019 года.
 
Новый импульс дан подготовке специалистов со средним и начальным профессиональным образованием. В этом году в 31 учреждениях среднего профессионального образования обучаются по 86 специальностям 18 тыс. человек.
 
***
 
Уважаемые участники торжественного собрания!
 
Республика 4 марта успешно провела выборы Президента Российской Федерации. Вместе с выборами вся страна вступила в новый этап развития. В предвыборных статьях В.В.Путин обратил внимание избирателей на то, что Россия сосредотачивается. Действительно, Россия готова к новому этапу своего развития. Набирают темпы и субъекты федерации.
 
Возникает вопрос о готовности Якутии решать задачи, связанные с новым этапом развития страны. Президент республики Е.А. Борисов в ноябре прошлого года в своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) выразил твердую уверенность в том, что Якутия располагает всеми условиями для динамичного, комплексного, социально ориентированного, демократического развития, соответствующего новому этапу развития страны.
 
Валовый региональный продукт за 10 лет увеличился в 4,5 раза, и республика производит продукции на 440 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал из всех источников финансирования за 20 лет выросли в 36 раз. За последние пять лет на развитие экономики привлечено 752 млрд. рублей частного капитала. По итогам прошлого года бюджет республики достиг уровня 114 млрд. рублей.
 
Введены крупнейшие объекты, влияющие на социально-экономический статус республики, Дальнего Востока и страны. Завершены работы по пусковым комплексам подземных рудников на трубках «Мир» и «Айхал», введены производственные мощности по добыче угля в Южной Якутии. За 20 лет протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличилось более чем в 2 раза, а железнодорожных путей – почти в 4 раза.
 
В Южной Якутии формируется крупный промышленный район, основанный на добыче и обогащении угля, железных и урановых руд, химическом производстве. Начата реализация ключевого проекта структурной модернизации экономики республики — «Комплексное развитие Южной Якутии».
 
В Северо-Восточной Якутии намечается добыча и переработка цветных и редкоземельных металлов. Уникальные запасы сурьмы на месторождениях Сарылах и Сентачан являются единственными месторождениями сурьмы в России.
 
В Центральной Якутии будут созданы транспортно-логистический узел, научно-образовательный комплекс, планируется развитие ювелирного и алмазогранильного производства.
 
Реализация Стратегии-2020 увеличит валовый региональный продукт республики к 2020 году свыше трех раз. В свою очередь, экономический рост позволит увеличить доходы населения почти в 4 раза.
 
Имеются заделы для решения проблем внедрения технических изобретений и открытий. В этом плане большие надежды возлагаются на научные лаборатории, научно-исследовательские институты федерального университета. Продолжается создание венчурных компаний, строительство технопарков, начато формирование бизнес-инкубатора в Нюрбе, на очереди открытие бизнес-инкубаторов в Алдане и Ленске.
 
Довольно серьезно изменилась структура общества, растет новый средний класс. По итогам 2011 года на территории республики оценочно насчитывается около 48 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, годовой оборот которых достиг порядка 110 млрд. рублей. Индивидуальными предпринимателями производится около 40 видов промышленной продукции. Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят закон, упрощающий систему налогообложения по 69 видам предпринимательской деятельности. Численность работников, занятых в малом и среднем бизнесе, быстро растет и составляет около 60 тысяч человек. Продолжается увеличение доли предпринимателей, занятых в строительстве, обрабатывающих производствах, в операциях с недвижимым имуществом, и снижение числа предпринимателей, занимающихся торговлей. Созданы 24 малые инновационные компании, занятые в сфере строительства и стройматериалов, в области информационных технологий и приборостроения.
 
Сегодня перед нами стоят еще более ответственные задачи, появляются новые перспективы. Правительство республики разработало пятилетний план социально-экономического развития и бюджетное планирование на 3 года. В этом году впервые принят государственный бюджет республики по программно-целевому методу. Мы пока единственный регион Российской Федерации, принявший бюджет по такой схеме.
 
Но у нас имеются и проблемы. Одна из них была поднята в прошлом году Президентом республики Е.А. Борисовым в его речи на торжественном собрании, посвященном Дню государственности. Президент обратил внимание на убыстряющееся развитие Якутии и дефицит участия населения в нем. Зададимся вопросом: почему обращено внимание на этот факт? Потому что при неблагоприятном стечении обстоятельств это может означать одно – системное отчуждение населения от современных высокотехнологических и высокооплачиваемых видов труда. В свою очередь, такое положение может обрекать местное население на хронически низкий уровень жизни. Президент республики призывает якутян осмыслить и пересмотреть свои позиции, чтобы не оказаться «на обочине необратимых процессов».
 
Конечно, кто-то может сказать, что проблема не новая. Действительно проблема известна и в целом она характерна для регионов России. Именно поэтому В.В.Путин выдвинул идею о необходимости в ближайшие годы открыть и освоить в стране 25 млн. качественно новых, высококвалифицированных рабочих мест.
 
По поводу решения назревшей проблемы сегодня можно сказать следующее. Все согласны, что полноценное сельское хозяйство – важнейшая составляющая жизнедеятельности Якутии. Значит, нельзя пытаться решить проблему путем прямого транзита аграрного труда только в труд в сфере промышленности.
 
Более подходящим для Якутии будет многовекторное развитие. Сохраняя аграрный труд, следует обеспечить протекание трудовых ресурсов и в промышленное производство, а также в инфраструктуру и сферу услуг. 
 
***
 
Поступательное, динамичное развитие республики немыслимо без опережающего комплексного законодательного обеспечения. Развитие института парламентаризма, конструктивное сотрудничество всех ветвей власти, эффективное взаимодействие с федеральными органами власти, активизация институтов гражданского общества приобретают первостепенное значение.
 
Предстоят новые изменения. Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым инициирован новый порядок избрания депутатов Государственной Думы и глав регионов Российской Федерации. Рассматривается концепция законопроекта, предусматривающая переход на выборность членов Совета Федерации.
 
Внесены изменения в Федеральный закон «О политических партиях», позволяющие создавать политические партии при наличии пятисот членов. Право на место в парламенте получили партии, набравшие не менее 5 процентов голосов избирателей.
 
Усиливается контрольная функция парламента. Принят закон о Счетной палате республики, которым образован новый институт парламентского финансового контроля. Становится политической традицией отчет Президента республики перед народными депутатами. Государственное Собрание (Ил Тумэн) уже дважды заслушало доклад Президента республики Е.А. Борисова о результатах деятельности исполнительных органов госвласти.
 
Как известно, в 2006 году был изменен институт наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации. В то время это решение было обусловлено объективными обстоятельствами. Но и тогда народные депутаты и Президент республики посчитали, что это временная мера и не отменили, а только приостановили действие соответствующих норм Конституции республики. Как показало время, это было верное решение, и сегодня прямые выборы глав регионов населением возвращаются в федеральное законодательство.
 
Четвертый созыв парламента впервые выстроил свою деятельность по фракционной системе. Партийный подход позволяет депутатским фракциям вырабатывать единую и ответственную позицию. При этом большая часть ответственности за законотворческую деятельность, за своевременное принятие законов ложится на партию большинства. А если мы в будущем перейдем к формированию правительства по партийному принципу, тогда партия парламентского большинства будет нести ответственность и за деятельность правительства.
 
Государственному Собранию (Ил Тумэн) республики предстоит создать правовую основу для повышения роли партийных фракций, которые станут главным инструментом реализации программ развития и интересов избирателей. Также считаю возможным, что депутат может быть лишен своего мандата при выходе или исключении из политической партии, от которой он избран, или же когда партия поставит вопрос о его отзыве за несоблюдение позиции партийной фракции.
 
За прошедшие двадцать лет мы дважды провели реформу местного управления в республике, сформировав и продолжая совершенствовать законодательную базу местного самоуправления. На уровень муниципальных образований передана значительная часть полномочий по социальной сфере, полномочия по поддержке сельхозпроизводства, будут передаваться полномочия по ЖКХ.
 
На федеральном уровне сейчас разрабатывается проект закона о передаче дополнительных полномочий как субъектам, так и муниципальным образованиям, будет пересмотрено налоговое законодательство. Таким образом, федеральная власть начинает серьезную децентрализацию, что предполагает повышение ответственности субъекта федерации по развитию территорий. 
 
Государственному Собранию (Ил Тумэн) предстоит выполнить большой объём законотворческой работы по обеспечению выполнения стратегических планов развития страны и республики. Это означает, что роль парламента на современном этапе возрастает.
 
Мы, народные депутаты Якутии, намерены организовать качественную экспертизу законопроектов, широкие предварительные консультации с институтами гражданского общества.
 
Председатель Правительства и избранный Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу укрепления роли законодательных собраний в регионах и представительных органов местного самоуправления по всей стране, а также необходимость развития их контрольных полномочий. В этом плане мы будем совершенствовать инструменты парламентского контроля: это ежегодный отчёт президента республики, «правительственные часы», парламентские слушания, парламентские расследования, депутатские запросы.
 
Многое зависит от эффективности взаимодействия республиканских властей с федеральными органами государственной власти. Масштабность новых промышленных проектов и их значимость для реализации возможных социальных программ для населения обязывают нас еще активнее использовать право законодательной инициативы, лоббировать и отстаивать интересы республики в Государственной Думе России. Это относится и к вопросам федерального законодательства в сфере недропользования, охраны окружающей среды, пенсионного обеспечения северян, а также налогового и бюджетного законодательства.
 
В последние годы Президент республики и Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимают системные меры по созданию условий для активизации гражданского общества, стремятся создать достаточно сильные инструменты влияния гражданского общества.
 
Значимым шагом в этом направлении стало создание Общественной палаты Якутии, которая самостоятельно работает в интересах гражданского общества, решая возникающие проблемы в порядке экспертно-консультативной работы, непосредственно взаимодействуя с органами государственной власти. По инициативе Общественной палаты и представителей некоммерческих организаций планируется проведение первого Гражданского форума Якутии. Разрабатывается республиканский закон «О гражданском контроле», где предусматривается формирование общественных советов при министерствах и ведомствах, а также при муниципалитетах. Общественные советы будут одной из форм обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов власти и самоуправления.
 
Мы не сможем повысить гражданскую и деловую активность людей, если не будем последовательно развивать местное самоуправление. Время диктует муниципалитетам по-деловому заниматься увеличением доходной базы, привлекать население к участию в крупных проектах, активно работать с представителями бизнеса. Представительным органам местного самоуправления надо активнее воспользоваться правом законодательной инициативы.
 
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что в республике достигнут конструктивный уровень диалога власти и институтов гражданского общества, что дает возможность на основе взаимного уважения и доверия добиться значительных экономических и социальных перемен в жизни республики.
 
Сегодня можно утверждать, что наша Конституция и законы не просто работают на человека, но и активизируют его созидательную энергию, стимулируют предпринимательскую инициативу.
 
Оглядываясь на прошлые десятилетия, мы еще раз убеждаемся в том, что современные достижения нашей республики во многом заложены судьбоносными историческими решениями, принятыми в 1922 и 1992 годах. Прошедшие годы подтвердили неизменность стремления нашей республики вносить свою посильную лепту в развитие единого, сильного федеративного Российского государства.
 
***
 
Уважаемые участники торжественного собрания!
 
Республика на новом этапе исторического развития. И только в результате созидательного труда всех жителей Якутии, конструктивной работы органов государственного и муниципального управления, активного участия гражданского общества мы сможем построить нашу новую Якутию на прочном фундаменте государственности, демократии, права и эффективной экономики.
 
У нас хватит сил, настойчивости, мудрости и достоинства сделать это реальностью!
 
Всем жителям республики, участникам торжественного собрания от всего сердца желаю крепкого здоровья, счастья, благополучия, плодотворной работы на благо республики!
 
С праздником! С Днем республики!
 
Благодарю за внимание.
Опубликовано: 27 апреля, 2012 - 18:20
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице