Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Ольга Макиенко: Код успешности Конституции республики – в синтезе истории и современности | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 10:38 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Ольга Макиенко: Код успешности Конституции республики – в синтезе истории и современности

По мнению председателя постоянного комитета парламента республики по государственному строительству и законодательству Ольги Макиенко, изменения в Конституцию всегда являются результатом сложных экономических и политических процессов, которые должны найти свое отражение в основном законе с тем, чтобы республика успешно развивалась.
 
– Конституция – это основной закон для всего населения, проживающего на определенной территории и, соответственно, ее изменения – это всегда непростой процесс, ведь они касаются всех без исключения. При этом надо понимать, что сам по себе этот процесс не начинается – ему предшествуют серьезные изменения в политической, экономической, социальной сфере, которые должны найти свое отражение в конституции.
 
При обсуждении возможных изменений в Конституцию высказываются разные позиции, как «за», так и «против». Любая позиция имеет право на жизнь. Однако необходимо учитывать, что Конституция – это не застывшая нормативная правовая норма, а живой закон, который, прежде всего, должен отражать современную действительность и иметь возможность правоприменения. Если же складывается ситуация, когда реальность не соответствует нормам, заложенным в конституции, то возникает актуальная необходимость в ее изменения. Иными словами, жизнь не стоит на месте и требует корректив, которые находят свое воплощение во всех сферах, в том числе и законотворческой.
 
В этой связи также стоит отметить, что в любой конституции есть так называемый исторически выработанный код успешности, то есть те базовые позиции, которые позволяют ей выполнять роль основного закона, по которому живет население и развивается территория. В Конституции республики – это определение таких основополагающих моментов, как закрепление исторических основ развития государственности республики, национально-государственного статуса, источника государственной власти, прав и свобод человека. В то же время код успешности Конституции заключается в соответствии положений, изложенных в ней, сегодняшним реалиям. Только такой основной закон сможет обеспечить нормальное развитие территории, на которой он работает.
 
Сегодня настал тот момент, когда Конституция республики подлежит изменениям. При этом мне хотелось бы отметить, что в свое время республиканский законодатель поступил мудро, не отменив, а приостановив ряд статей Конституции, несоответствующих федеральному законодательству. Сегодня мы вновь возвращаемся к прежней модели формирования органов государственной власти, а именно – к выборам высшего должностного лица Республики Саха (Якутия).
 
Все изменения в Конституцию республики проходят через Конституционную комиссию, которая на этой неделе закончила свою работу, рассмотрев проект конституционного закона и сделав по нему заключение. Конституционная комиссия согласилась с тем, что необходимо внести также изменения, касающиеся наименования руководителя региона. Федеральный закон, согласно которому было принято решение о переименовании должности, предусматривает возможность внесения изменений до 2015 года, однако с точки зрения членов Конституционной комиссии, целесообразно внести изменения так называемым «единым пакетом». Таким образом, в проекте конституционного закона указано, что вместо наименования «президент» высшим должностным лицом Республики Саха (Якутия) будет являться «Глава Республики Саха (Якутия)».
 
По мнению членов Конституционной комиссии, наименование должно быть именно таким, исходя из нескольких моментов: первое – необходимо учитывать, что республика находится в едином правовом пространстве со всей Россией, второе – в названиях должностей высших должностных лиц субъектов Российской Федерации прослеживается определенная тенденция: во главе областей и краев, как правило, стоят губернаторы, тогда как в национальных республиках отдается предпочтение наименованию «глава». В то же время, в названии высшего должностного лица республики в переводном варианте необходимо предусмотреть такое наименование, которое позволит сохранить национально-историческую идентичность.
 
Считаю, что принципиальным в этом вопросе является момент определения статуса высшего должностного лица республики, который, безусловно, сохраняется вне зависимости от того, как именно будет называться руководитель региона.
 
При этом важно понимать, что изменения в Конституцию республики не являются самоцелью. Основная задача всех принимающих участие в обсуждении проекта конституционного закона – внести в Конституцию республики такие изменения, которые послужат толчком к новому развитию республики и создадут такие условия, благодаря которым каждый человек, проживающий на территории Республики Саха (Якутия), получит возможность реализоваться в любой сфере.
 
Анна Томина, газета «Ил Тумэн»

Опубликовано: 25 мая, 2012 - 09:51
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице