1 августа 2022 года, 21:41 (UTC+9:00) t в Якутске: 17 (03:00)

Информационно-аналитический бюллетень № 21 по итогам двадцать третьего (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) (15-16 декабря 2010 года)

1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности

 

На двадцать третьем (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 15-16 декабря 2010 года, рассмотрено 57 вопросов повестки дня, из которых:

26 проектов законов Республики Саха (Якутия), из них 23 приняты в окончательном чтении, 3 законопроекта принято в первом чтении.

7 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них 2 организационных вопроса Государственного Собрания (Ил Тумэн).

24 вопроса федерального значения, из них поддержано 23 проекта федеральных законов и 1 обращение субъектов Российской Федерации в федеральные органы государственной власти. 

1.1. Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия) 

В связи с необходимостью приведения отдельных норм законов Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 477-З № 969-III «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», от 11 июля 2007 года 476-З № 967-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)», от 30 марта 2005 года 210-З № 423-III «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» в соответствие с федеральным законодательством, принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Изменения учитывают положения:

– Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (об изменении понятия «избирательное объединение» – подпункт 25 статьи 2 и наделении общественных объединений, не являющихся политическими партиями, правом предложения кандидатур для включения в списки кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями в порядке, установленном Федеральным законом «О политических партиях»).

– Федерального закона от 19 июля 2009 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части правового регулирования установления и окончания сроков, на которые избираются органы местного самоуправления, депутаты представительных органов муниципальных образований.

– Федерального закона от 19 июля 2009 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации» (об ограничении законом права избирательного объединения, получившего менее установленного законом числа голосов избирателей и не допущенного к распределению депутатских мандатов, воспользоваться бесплатным эфирным временем или бесплатной печатной площадью, редакции п.п. 2,3 статьи 51 – об обязанности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставлять эфирное время кандидатам, избирательным объединениям на выборах соответствующего уровня, установлении объемов эфирного времени).

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию сведений, указываемых в уведомлениях о проведении публичных мероприятий. На основании этого в части 1 статьи 4 слова «и требованиям настоящего закона» исключены.

Внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко, А.И. Поисеевой). Перечень почетных званий, установленный в приложении 2 закона «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)», дополнен почетным званием «Заслуженный работник социальной защиты населения Республики Саха (Якутия)».

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О наградах Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова). Закон устанавливает перечень наград Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), порядок рассмотрения представлений (ходатайств) о награждении наградами и другие вопросы функционирования наградной системы Государственного Собрания (Ил Тумэн). В режиме второго чтения внесены поправки в части субъектов награждения – наградами Государственного Собрания поощряются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за особый вклад в развитие парламентаризма в Республике Саха (Якутия).

На реализацию закона предусматриваются расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 года в сумме 3 949 000 рублей (в смете расходов Государственного Собрания (Ил Тумэн).

В области избирательного законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко, В.И. Иванова). Внесены изменения в республиканские законодательные акты о выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) и муниципальных выборах с учетом внесенных поправок в федеральное избирательное законодательство.

– Федеральным законом от 4 июня 2010 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением срока полномочий избирательных комиссий» предусмотрено увеличение сроков полномочий избирательных комиссий всех уровней в Российской Федерации с четырех до пяти лет. Изменения, предлагаемые в данном Законе, предполагают применить в отношении Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), избирательных комиссий муниципальных образований и территориальных избирательных комиссий, сформированных после дня вступления в силу Федерального закона;

– Федеральный закон от 1 июля 2010 года № 133-Ф3«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией. При этом федеральный законодатель оставляет за субъектами Российской Федерации право самостоятельно определять введение указанных норм в законы субъекта Российской Федерации.

С учетом этого законоположения в данном Законе не предусмотрено заверение организующей выборы избирательной комиссией списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;

– Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума» устанавливаются дополнительные гарантии обеспечения равных условий предоставления помещений кандидатам, избирательным объединениям для встреч с избирателями. Так, в случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме соответствующую избирательную комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям. Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, в течение двух суток с момента получения уведомления, обязана довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

1.2. Административная ответственность, обеспечение общественной безопасности и правопорядка

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В.Макиенко, Н.Н.Костромина). Данный закон разработан в связи с протестом Прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2010 года № 71-4/15-10 на отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-3 № 511-III «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством.

Пунктом 1 статьи 1 закона исключаются пункты 2, 3, 4, 5 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закона PC (Я)), которые вступают в противоречие с Постановлением Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которой, установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее – зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей.

Пунктом 3 закона вносятся дополнения в статью 7, которые устанавливают основные принципы защиты населения и территорий, от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 4 закона приводится в соответствие норма в части организации и осуществления контроля за разработкой и реализацией мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласно которой осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 закона дополняются полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по содействию устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Пунктом 6 закона вносятся дополнения в статью 14 Закона PC (Я) в части обязанности организаций планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 7 закона дополняется абзац второй части 1 статьи 15 Закона PC (Я) в соответствии с которой общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации.

Пунктом 9 закона вносятся дополнения в абзац второй статьи 20 Закона PC (Я) в части подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, также вносится дополнение в абзац третий, где руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего Профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Пунктом 10 закона статья 24 Закона PC (Я) излагается в новой редакции, где в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера – является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера – является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования. Также в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона, организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством приняты поправки в Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законом статья 10.5 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях признана утратившей силу, в связи с тем, что привлечение административной ответственности за нарушение норм федеральных законов, действующих санитарно-эпидемиологических правил, включающих изготовление, хранение, перевозку и торговый оборот некачественных и опасных для здоровья пищевых продуктов относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В части 6 статьи 14.3 Кодекса, слова «государственное учреждение» заменены на слова «Орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль в области торговли за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции, и органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия), наделенные отдельными государственными полномочиями, осуществляющие государственный контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции», так как, согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», региональным государственным контролем (надзором) является деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, а также муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

1.3. Бюджетное и налоговое законодательство

В области бюджетного и налогового законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2011 год по доходам утвержден в сумме 91 435758 тыс. рублей, объем расходов в сумме 98 132506 тыс. рублей. Дефицит государственного бюджета утвержден в размере 6 696 748 тыс. рублей.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Саха (Якутия) в связи с совершенствованием бюджетного процесса» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Установлено не позднее 1 декабря представлять в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) и распределение межбюджетных трансфертов. Продлевается срок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам на цели завоза – до 1 января 2013 года.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Предоставлены налоговые льготы организациям внутреннего водного транспорта, выполняющих перевозки на судах смешанного (река-море) плавания по налогу на прибыль в виде снижения на 4,5% (до 13,5%) ставки налога, в части, подлежащей зачислению в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия), а также по налогу на имущество в виде освобождения от уплаты; организациям воздушного транспорта, осуществляющих 70 и более процентов объема социально значимых пассажирских авиационных перевозок в виде освобождения от уплаты налога на имущество. Предусматривается приведение ставок и сроков уплаты транспортного налога в соответствие с федеральным законодательством.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2010 год» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Общий объем доходов на 2010 год увеличится на 512 056,1 тыс. рублей и составит 6 677 196,4 тыс. рублей, расходы увеличиваются на 544 374,0 тыс. рублей и составят 6 709 514,3 тыс. рублей, с учетом остатка средств на 01.01.2010 года в сумме 32 317,9 тыс. рублей. 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2011 год» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2011 год сбалансирован по доходам и расходам и составляет – 9 059,2 млн. рублей. 

1.4. Местное самоуправление 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года 774-З № 427-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон разработан в целях уточнения методики определения общего объема субвенций, предоставляемым местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по обеспечению деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Предлагается установить наполняемость классов в зависимости от вида коррекционного учреждения:

– специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

– в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На переходный (адаптационный) период путем применения выравнивающего коэффициента будет сохраняться фактический объем средств на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Учитывая специфику учреждений, для приведения в соответствие нормативной наполняемости классов, штатных расписаний, используемых площадей необходимо установить адаптационный период. Министерством образования Республики Саха (Якутия) будут разработаны примерные типовые штаты. Данная работа будет проведена в рамках адаптационного периода. После адаптационного периода, исходя из проведенного анализа, будет рассмотрен коэффициент, учитывающий специфику учреждений специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. 

1.5. Вопросы собственности и экономического развития республики 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об управлении и о распоряжении акциями акционерной компании «АЛРОСА» (закрытого акционерного общества), являющимися государственной собственностью Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.П.Морозкина, И.И.Слепцова, С.Ю.Гаврилова, А.С.Уарова, М.Н.Евсеева, В.А.Потрубейко). Изменения в закон вносятся в целях дальнейшего уточнения мер обеспечения государственных интересов Республики Саха (Якутия) в алмазно-бриллиантовом комплексе и повышения эффективности управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия).

Для повышения эффективности деятельности акционерной компании «АЛРОСА» требуется изменение Компанией типа акционерного общества (на открытое акционерное общество) и создание условий для возможности оперативного привлечения инвестиций в акционерный капитал Компании по согласованию между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) как основных акционеров Компании. Повышение эффективности деятельности Компании и привлечение Компанией инвестиций соответствует государственным интересам Республики Саха (Якутия) как акционера Компании и как субъекта России, на территории которого Компания осуществляет производственную деятельность, тем самым, обеспечивая занятость населения, заказы местным производителям и подрядчикам, наполнение бюджета через налоговые платежи. При этом, законом учитывается возможность снижения доли Республики Саха (Якутия) в уставном капитале Компании при увеличении уставного капитала.

В Закон внесены следующие изменения:

1) Статьей 4 действующего Закона предусматривается, что в государственной собственности Республики Саха (Якутия) находится тридцать два процента акций Компании. Действующим Законом не предусматриваются механизмы обеспечения гарантий сохранения за Республикой Саха (Якутия) существующего уровня корпоративного контроля Компания при увеличении уставного капитала Компании, возможном после преобразования Компании в открытое акционерное общество по согласованию между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Для обеспечения таких гарантий в статью 4 действующего Закона вносится дополнение о том, что Республика Саха (Якутия) обеспечивает сохранение за собой в будущем доли в уставном капитале не менее чем двадцать пять процентов плюс одна акция Компании.

2) Статьей 5 действующего Закона предусматривается, что в муниципальной собственности восьми муниципальных районов Республики Саха (Якутия) находится по одному проценту акций Компании. В статью 5 действующего Закона предлагается внести дополнительный абзац о том, что органы местного самоуправления 8 улусов «алмазной провинции» распоряжаются акциями Компании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Положения, закрепляющие обязательность сохранения доли Республики Саха (Якутия), содержатся в следующих постановлениях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): от 15.04.2004 г. ГС № 551-III, от 31.03.2005 г. ГС № 988-III, от 16.06.2005 г. ГС № 1114-III, от 08.12.2005 г. ГС № 1418-III, от 24.01.2006 г. ГС № 1460-III, от 24.01.2006 г. ГС № 1463-III. В этой связи предлагается установить, что правовые акты Республики Саха (Якутия) по вопросам управления и распоряжения акциями Компании подлежат применению в части, не противоречащей нормам, содержащимся в вышеуказанных правовых актах.

В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 3 ноября 2010 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) П.С.Федорова, С.А.Ларионова, А.Н.Дудникова, А.А.Софронеева, И.И.Слепцова). 

1.6. Сельское хозяйство, природопользование и земельные отношения 

Для осуществления правового регулирования земельных отношений в Республике Саха (Якутия) принят Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В Кодексе определены полномочия государственных органов, органов местного самоуправления в области земельных отношений. Изложены особенности приобретения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, с учетом региональных особенностей республики, а также установлены сроки пользования земельными участками, количество и размер земельных участков, установлены платежи за использование земельных участков и платежи за приобретение прав на земельные участки. Впервые законодательно изложен порядок предоставления прав на земельные участки для ведения традиционного природопользования представителям и общинам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

С появлением Земельного кодекса в республике будут систематизированы нормы права в области земельных отношений с учетом специфики нашей республики, что будет способствовать улучшению правоприменительной практики, удобству работы с нормами законодательства в области земельных отношений. 

В целях развития и поддержки сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации послания Президента Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Данный закон вносится с целью повышения ответственности и обеспечения непосредственного участия органов местного самоуправления сельскохозяйственных районов в развитии сельскохозяйственного производства, переработки продукции на местах.

Данный закон предусматривает передачу полномочий с 1 января 2010 года четырем муниципальным образованиям – Жиганскому национальному эвенкийскому району, Намскому улусу, Нюрбинскому району, Чурапчинскому улусу (району). С 1 января 2012 года – всем остальным муниципальным образованиям республики на неограниченный срок.

Ежегодно в рамках утверждения прогноза социально-экономического развития республики на очередной и плановый период Правительством Республики Саха (Якутия) до всех муниципальных образований доводятся задания по производству важнейших видов продукции и услуг.

Коренного изменения ситуации в сельскохозяйственном комплексе планируется добиться путем передачи государственных полномочий органам местного самоуправления по предоставлению сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущим личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственным кооперативам, организациям агропромышленного комплекса, включая организации по обслуживанию в сфере сельского хозяйства, а также организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, независимо от их организационно-правовой формы, государственной поддержки в области сельскохозяйственного производства по следующим направлениям:

1. Развитие животноводства: скотоводства, свиноводства, производства и переработки продукции животноводства.

2. Развитие растениеводства: кормопроизводства, овощеводства, картофелеводства, производства зерна;

3. Развитие табунного коневодства;

4. Развитие традиционных отраслей Севера: развитие северного оленеводства, охотничьего хозяйства, клеточного звероводства, рыболовного хозяйства.

Проект закона состоит из 13 статей, трех приложений (приложение 1 «Перечень муниципальных образований Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства с 1 января 2011 года»; приложение 2 «Перечень муниципальных образований Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства с 1 января 2012 года»; приложение 3 «Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства»).

Согласно Методике размер субвенции муниципального образования па планируемый год состоит из:

1. Субвенции на поддержку сельскохозяйственного производства (животноводство, растениеводство, традиционные отрасли Севера), размер которой определяется исходя из:

– объемов средств, установленных республиканской целевой программой социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на поддержку указанных направлений;

– доли муниципального образования в общих показателях республики по сельскому хозяйству (поголовье, посевная площадь, объем вылова рыбы, объем заготовок пушнины), исходя из среднего показателя за 3 последних года.

В последующие годы в случае снижения (увеличения) показателей за 3 последних года размер субвенции муниципального образования соответственно уменьшается (увеличивается) с учетом предусмотренных на планируемый год средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

2. Субвенции на осуществление функций в соответствии с переданными отдельными государственными полномочиями (оплата труда с отчислениями на страховые взносы и материальные затраты).

В случае, если в отчетном финансовом году муниципальным образованием не достигнуты установленные соглашением между муниципальным образованием и Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) значения целевых показателей использования субвенции, Министерство принимает решение о сокращении объема субвенции, предоставляемой на год, следующий за отчетным финансовым годом. 

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.А.Софронеева, В.Ф.Петрова). Представленным законом устраняются противоречия федеральному законодательству, выявленные правовой проверкой Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), кроме пунктов «а», «б», «в» части 1 статьи 4 и пунктов «г», «д» части 1 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия), т.к. данные нормы полностью соответствуют Федеральному Закону «О недрах». 

1.7. Социальная политика 

В области охраны детства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Рассчитаны субвенции на передаваемые полномочия в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Органам местного самоуправления необходимо будет осуществлять организацию деятельности по опеке и попечительству в отношении лип, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, посредством доплат к денежному содержанию специалиста, а в муниципальных районах и городских округах, где находятся учреждения социальной защиты населения и психоневрологические стационары, в которых находятся лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, посредством организации дополнительных платных должностей из расчета численности находящихся в них людей.

Дополнительные средства, необходимые на содержание дополнительной численности работников органов местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона, будут передаваться органам местного самоуправления.

Для реализации данного закона в 2011 году необходимо увеличение расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 7 млн. 254 тыс. рублей в виде субвенций (в расчете на год по условиям 2010 года) на полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, исходя из объема работы по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а по совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, на сумму 378,5 тыс. рублей (в расчете на год в условиях 2010 года). 

В целях создания законодательной базы для обеспечения участия бизнеса в решении актуальных социальных, экономических и экологических проблем в Республике Саха (Якутия) в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О социальной ответственности бизнеса» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.Ю.Алексеевой, В.Н.Басыгысова, О.А.Винокуровой, Д.Н.Горохова, А.Н.Ким-Кимэна, Н.Н.Костромина, А.П.Морозкина, Ю.М.Николаева, С.С.Олесова, Р.М.Платонова, П.А.Третьякова).

Реализация крупных инвестиционных проектов в области промышленности, транспорта, энергетики, освоения месторождений полезных ископаемых способствует повышению привлекательности Республики Саха (Якутия) для крупнейших отечественных компаний, инвесторов и недропользователей. Таким образом, создается потребность в законодательном регулировании взаимоотношений органов власти, бизнеса и населения в социальных, экономических и экологических областях на территории Республики Саха (Якутия).

Актуальным направлением совершенствования нормативно-правового регулирования ответственности субъектов хозяйственной деятельности является законодательное закрепление вопросов, связанных с процедурами и формами согласования интересов субъектов хозяйствования, с одной стороны, и органов власти и общественных объединений — с другой. Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов в частности отсутствуют соответствующие правовые нормы. Данный законопроект направлен на преодоление выявленного противоречия и устанавливает взаимные обязательства органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов, а также формы их социальной, экономической и экологической ответственности за последствия хозяйственной деятельности для населения республики.

В законопроекте даются определения таких основных понятий как «социальная ответственность бизнеса», «система социальной ответственности бизнеса», «соглашение о социальной ответственности бизнеса», раскрываются принципы, цели системы социальной ответственности бизнеса. 

1.8. Наука, культура, образование, здравоохранение 

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством в области науки и образования приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):

– «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Статья 44 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» дополнена частью 17.1, закрепляющей право за обучающимися в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации, целью деятельности которых является организация временной занятости обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

– «О внесении изменения в статью 30 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.Х.Голомаревой, С.В.Гоголевой, М.В.Филиппова, А.Н.Алексеева, О.А.Винокуровой) в целях приведения в соответствие с изменениями Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266–1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 17 июня 2010 года № 121-ФЗ.

Прокуратурой республики проведена проверка Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года З № 59-1 «Об образовании» на предмет соответствия федеральному законодательству. Установлено, что в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2010 года № 121-ФЗ ч.2 статьи 30 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» вступила в противоречие с федеральным законодательством по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.29 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 в редакции Федерального закона от 17 июня 2010 года № 121-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях;

– «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О науке и государственной научно-технической политике» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.Х.Голомаревой, А.Н.Алексеева, А.А.Григорьевой). Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. Таким образом, соответствующие изменения внесены и в республиканский закон. 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) по вопросам организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», который подготовлен Республиканской (межведомственной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) в целях совершенствования Методики расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).

Данными изменениями отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 538-3 № 1079-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» приведены в соответствие с Законом Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 535-3 № 1074-Ш «О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» путем определения должностей штатных работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости от численности несовершеннолетнего населения в муниципальном образовании.

Для реализации данного закона потребуется дополнительные ассигнования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в сумме 2 млн. 988 тыс. рублей. Указанная сумма необходима на восстановление фонда оплаты труда ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав до уровня 2009 года. 

1.9. Коренные малочисленные народы Севера 

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) О.В.Макиенко). Предлагается отнести с 21 сентября 2010 года к перечню коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) аборигенный этнос – чукчи в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года №699). В указанной редакции Постановления Правительства Российской Федерации в Единый перечень наименований коренных малочисленных народов Российской Федерации Республика Саха (Якутия) включена как территория, на которой проживают чукчи.

В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева, А.В.Кривошапкина, А.В.Крылова, Ю.А.Дойникова, Д.Н.Горохова, Е.Х.Голомаревой, С.А.Ларионова, С.С.Иванова).

Проектом закона определяются основные направления реализации государственной политики в Республике Саха (Якутия) в области защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов:

1) сохранение исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

2) реализация приоритетною права малочисленных народов на владение, пользование землей и природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями;

4) закрепление за малочисленными народами территорий традиционного

природопользования для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни;

5) повышение качества и улучшение условий жизни малочисленных пародов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на основе развития сфер экономики, образования и культуры, повышения уровня социального и медицинского обслуживания;

6) предотвращение потенциальной опасности воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности па исконную среду обитания малочисленных народов и социально-культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Принятие проекта закона будет способствовать обеспечению конституционных прав и интересов коренных малочисленных народов Север Республики Саха (Якутия), снижению социальной напряженности в районах проживания коренных малочисленных народов Севера. Закон создаст правовые основы для конкретизации мер и механизмов участия государства, что в свою очередь, обеспечит и упорядочит государственное управление и контроль над реализацией государственных полномочий по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) 

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка соответствия федеральному законодательству некоторых законов Республики Саха (Якутия). В связи с установлением противоречия некоторых норм республиканского законодательства с федеральным законодательством предлагается привести в соответствие отдельные нормы Конституции (основного закона) Республики Саха (Якутия), Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З № 511-III «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 373-З № 759-III «О Президенте Республики Саха (Якутия)».

Принято Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) продолжить рассмотрение протеста прокурора Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2010 года № 72-3/14-10 на отдельные нормы Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и направить указанный протест Прокурора Республики Саха (Якутия) в Конституционную комиссию Республики Саха (Якутия).

Принято решение согласиться с протестом прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2010 года № 71-4/15-10 на отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З № 511-III «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части статей 1, 2, 7, пункта 8, 18 и 17 статьи 10, в части статей 11, 14, 15, 18, 20, 24 и отклонить протест прокурора Республики Саха (Якутия) в части пункта 1 статьи 9, в части статьи 10, пункта 4 части 1 статьи 18, в части 1 статьи 26.

Принято постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принять к рассмотрению протест прокурора Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2010 года № 72-5/14-10 на отдельные положения Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 373-З № 759-III «О Президенте Республики Саха (Якутия)» и направить вышеуказанный протест прокурора Республики Саха (Якутия) Президенту Республики Саха (Якутия). 

Утверждена Смета расходов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на 2011 год. 

Утверждены рекомендации парламентских слушаний: «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве», «Состояние и перспективы развития сельских культурно-досуговых учреждений Республики Саха (Якутия): правовое регулирование». 

Внесены изменения в статьи 17 и 82 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н.Максимова). Предусматривается порядок предоставления народным депутатам Республики Саха (Якутия) проекта повестки внеочередного пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн), тексты проектов законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), а также других материалов и размещения на официальном сайте Государственного Собрания в сети Интернет в течение 3 дней, предшествующих дню проведения внеочередного пленарного заседания, а в исключительных случаях – в день проведения указанного заседания.

Кроме того, предлагается в части 1 статьи 82 исключить слово «очередном», в связи с тем, что в данной статье вопросы могут рассматриваться, как на очередном, так и на внеочередном пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 

3. Статистика законодательной деятельности

 

Принято законов РС (Я) Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении Возвращено на доработку За весь период работы ГС четвертого созыва принято законов РС (Я)
базовых Внесение изменений и дополнений О признании утратившими силу базовых Внесение изменений и дополнений базовых Внесение изменений и дополнений базовых Внесение изменений и дополнений О признании утратившими силу
5 18 0 2 1 0 0 80 254 7

 

Наверх

Дата последнего изменения: 01 марта 2012, 13:36
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице