Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
На одиннадцатом (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 17-18 июня 2009 года, рассмотрен 81 вопрос повестки дня, из которых:
40 проектов законов Республики Саха (Якутия), из них 27 приняты в окончательном чтении, 13 законопроектов принято в первом чтении;
14 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них:
7 организационных вопросов Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Правительства Республики Саха (Якутия), из них 4 кадровых вопроса;
6 вопросов социально-экономического развития республики;
1 постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) признано утратившим силу.
Поддержано 14 проектов федеральных законов, 6 законодательных инициатив, 5 обращений субъектов Российской Федерации и решение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Севера и малочисленных народов.
1.1. Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия)
Принят конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова и народного депутата Республики Саха (Якутия), Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Н. Басыгысова). Закон направлен на уточнение отдельных положений преамбулы и частей 3, 4, 5 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) с учетом положений протеста и.о. Прокурора Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2008 года № 72-2/13-08 и решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2001 года. Преамбула дополнена положениями, отражающими все исторические факты становления государственности республики, начиная с вхождения Якутии в состав Российского государства в XVII веке до переименования Якутской-Саха Советской Социалистической Республики в Республику Саха (Якутия).
В абзаце 10 преамбулы слова «всех граждан республики» заменены словом «каждого».
Целый блок изменений внесен в статью 1 Конституции. Новая редакция части 2 статьи 1 устанавливает атрибуты государственности республики: «Республика Саха (Якутия) имеет свою территорию, население, Конституцию и законодательство, систему органов государственной власти, а также государственные символы и государственные языки».
Часть 3 статьи 1 изложена в следующей редакции: «Республика Саха (Якутия) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) обладает всей полнотой государственной власти и самостоятельна в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития». Вместе с тем, часть 3 статьи 1 Конституции республики устанавливает всю полноту государственной власти республики вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, а также самостоятельность в вопросах экономического и культурного развития.
В части 4 статьи 1 в первом предложении «Источником государственной власти в Республике Саха (Якутия) является её народ, состоящий из граждан всех национальностей» слово «её» исключено. Данное изменение обусловлено правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 декабря 2001 года № 249-0, пунктом 3.1 которого установлено, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России» и с учетом постановления Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2009 года № 2-П.
Часть 5 статьи 1 изложена в новой редакции, в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право народа на осуществление власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 14 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Данный закон разработан в связи с необходимостью приведения норм Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» в соответствие с изменениями федерального законодательства. Законом учитываются изменения, внесенные в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»» в части изменения статьи 20 «Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В целях приведения отдельных положений законов Республики Саха (Якутия) «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)», «О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)», «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)», «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» в соответствие с федеральным законодательством, принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко, В.И. Иванова).
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Настоящий проект подготовлен в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». Законопроектом установлено, что гражданские служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию по выслуге лет при увольнении с гражданской службы. А также установлено, что Указом Президента Республики Саха (Якутия) устанавливаются перечень должностей, занимаемых до введения в действие соответствующего Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия).
Для возрождения исторической традиции – службы казачества Отечеству, в первом чтении рассмотрен проект закона Республики Саха (Якутия) «О привлечении к государственной и иной службе якутского казачества» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом определяются цели, принципы и порядок привлечения Якутского реестрового казачества к несению государственной и иной службы, полномочия субъектов отношений, регулируемых настоящим законом, в сфере организации службы казачьих обществ, государственные гарантии и меры социальной защиты членов Якутского окружного казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
1.2. Административная ответственность, обеспечение общественной безопасности и правопорядка
Во втором и окончательном чтении принят закон Республики Саха (Якутия) «Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Настоящий закон разработан с целью создания наиболее благоприятных условий в области создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Республики Саха (Якутия), правовой и социальной защиты спасателей и иных работников указанных служб и формирований, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон устанавливает гарантии в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.
1.3. Бюджетное и налоговое законодательство
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2008 год» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). По итогам 2008 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов в сумме 71 141 124 тыс. рублей, расходы государственного бюджета республики составили 74 948 406 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами в сумме 932 547 тыс. рублей. Источниками финансирования дефицита государственного бюджета являлись средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, остаток неиспользованных по состоянию на 1 января 2008 года, предназначенных на организацию и проведение приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия).
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) за 2008 год» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год утвержден по доходам в сумме 5 655 721,6 тыс. рублей, по расходам в сумме 5 617 227,1 тыс. рублей, с остатком средств на конец отчетного периода 60 428,4 тыс. рублей.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Закон предусматривает предоставление льготы по налогу на прибыль предприятиям, занимающимся добычей сырой нефти и осуществляющим расходы в налоговом (отчетном) периоде на следующие цели: освоение природных ресурсов на территории Республики Саха (Якутия); капитальные вложения на территории республики Саха (Якутия), в том числена освоение месторождений углеводородного сырья, включающие в себя все виды работ по обустройству месторождений, строительству объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, в соответствии с программами организаций. Предоставление льготы планируется на период 2009-2011 годы.
1.4. Местное самоуправление
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 18 Закона Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н.Горохова). Закон разработан в целях приведения Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-3 № 349-Ш «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2009 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом устанавливается порядок и основание удаления главы муниципального образования в отставку.
Народные депутаты приняли закон Республики Саха (Якутия) «О нормативах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законом Российской Федерации «Об образовании» нормативы финансирования образовательных учреждений должны устанавливаться законом субъектов Российской Федерации. В этой связи принят вышеназванный республиканский закон, устанавливающий ответственность субъекта за финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования путем предоставления субвенции местным бюджетам.
По законодательной инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» дополнен новой статьей 5 «Права и обязанности Президента Республики Саха (Якутия), полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий». Предусмотрена замена в тексте закона слов «Федеральной регистрационной службы» на слова «Министерство юстиции Российской Федерации», поскольку часть полномочий Федеральной регистрационной службы по контролю и надзору в сфере регистрации актов гражданского состояния переданы Министерству юстиции Российской Федерации.
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2006 года 340-З № 813-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению дополнительных денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Представленный закон направлен на приведение закона Республики Саха (Якутия) «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» в соответствие с федеральным законодательством и исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2007 года № 789 «О Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008-2015 годы».
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Данный закон вносится для приведения количества муниципальных районов (городских округов) действующим и утвержденным законом Республики Саха (Якутия) критериям передачи государственных полномочий. С учетом вносимых изменений количество муниципальных районов и городских округов меняется (с 35 на 36), также по тексту закона и его приложений требуется внесение слов «и городских округов». Согласно расчету финансовой обеспеченности для реализации муниципальными районами и ГО «Город Якутск» отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции требуется дополнительное финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2010 году в сумме 245,02 тыс. рублей, в 2011 году – 215,03 тыс. рублей. Закон вступает в силу с 1 января 2010 года.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О взаимодействии органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с Ассоциацией межмуниципального сотрудничества «Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н.Горохова). Законопроект направлен на узаконивание сложившихся отношений между органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и Советом муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и на установление правовых основ для построения схемы взаимодействия между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Советом муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
В первом чтении рассмотрен проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.Г.Подголова, Р.М.Платонова, Е.Ю.Жуковой). Законопроект содержит новую статью 6.1, которой устанавливается порядок определения перечня материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.5. Вопросы собственности и экономического развития республики
В целях устранения противоречий республиканского законодательства с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 525-З № 1095-III «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)» принят закон Республики Саха (Якутия) «О республиканских целевых программах» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). В данном законе предполагается передача полномочий по целевым программам Республики Саха (Якутия) в ведение Президента Республики Саха (Якутия) и приостановка действующих Государственных целевых программ, принятых в форме Законов Республики Саха (Якутия) в количестве 18 программ. Принятие данного закона потребует внесения изменений в Закон Республики Саха (Якутия) 525-З № 1095-III от 26 декабря 2009 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)».
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)» (новая редакция) (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Указанный законопроект разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому субъекты России принимают свои законы в соответствии с федеральным. За основу принимается прежний текст закона, включены такие новые главы, как: Использование платных автомобильных дорог; Международное сотрудничество Республики Саха (Якутия) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Предметом проекта закона являются общественные отношения, возникающие в связи с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием автомобильных дорог регионального значения в Республики Саха (Якутия), а также управлением ими. Главным новшеством законопроекта стало определение порядка эксплуатации платных автомобильных дорог.
1.6. Сельское хозяйство, природопользование и земельные отношения
По законодательной инициативе народного депутата Республики Саха (Якутия) И.И. Слепцова принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Саха (Якутия)». Основной целью принятия закона является приведение отдельных положений республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством. Внесены изменения в преамбуле, изложены в новой редакции основные понятия и термины, используемые в законе. Так, в статье 2 дано новое определение крестьянского (фермерского) хозяйства. Отныне закон будет называться «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Саха (Якутия)».
Внесены изменения в закон Республики Саха (Якутия) «О ветеринарии» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия) для приведения отдельных положений базового республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроект разработан в целях приведения республиканского закона в соответствие с изменениями Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах». При этом, в связи с необходимостью внесения изменений в большую часть норм действующего в настоящее время Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 250-3 №507-111 «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны», предлагается принять закон в новой редакции.
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.А.Софронеева, В.Ф.Петрова, А.П.Морозкина). Законопроектом предлагается понятие «охота» изложить в редакции согласно пункту 3 Правил добывания объектов животного мира, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты». Предлагается новая редакция статей 16, 17, 18, расширяющая права и обязанности охотника и охотпользователя. Исключаются статьи 12, 22, 23.
1.7. Охрана окружающей среды
Внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.А.Софронеева, В.Ф.Петрова). Законом предлагается новая редакция статьи 3, согласно которой политика в области экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) осуществляется в рамках реализации федеральной политики в области экологического мониторинга. Также расширяются полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области ведения экологического мониторинга, согласно статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
1.8. Социальная политика
В целях упорядочения оплаты труда представителей Республики Саха (Якутия) за пределами Российской Федерации, принят закон Республики Саха (Якутия) «Об оплате труда представителей Республики Саха (Якутия) за пределами Российской Федерации» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе определены состав, размер и порядок установления денежного содержания и иных стимулирующих выплат, входящих в систему оплаты труда представителей Республики Саха (Якутия) за пределами Российской Федерации.
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О ежемесячных и иных дополнительных выплатах муниципальным служащим в Республике Саха (Якутия)» и признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) «О предельных нормативах денежного содержания муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Федеральным законом от 25 ноября 2008 года № 219-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» введены классные чины муниципальным служащим. В связи с этим законом предлагается внести в перечень ежемесячных и иных дополнительных выплат, ежемесячную надбавку за классные чины муниципальным служащим. Кроме того, упразднен закон Республики Саха (Якутия) «О предельных нормативах денежного содержания муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)», в целях приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным законодательством.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.Ю.Алексеевой, А.С.Афанасьевой, С.М.Березина, А.Н.Дудникова, А.Н.Ким-Кимэна, Ю.М.Николаева, Р.М.Платонова, П.А.Третьякова). Проектом закона предлагается установление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в протезно-ортопедических изделиях, технических средствах реабилитации по медицинским показаниям лечебно-профилактического учреждения.
С введением монетизации некоторых льгот инвалидов, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, инвалиды потеряли право на бесплатный проезд один раз в году, что вызвало и продолжает вызывать недовольство среди инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов.
Настоящий законопроект устанавливает инвалидам, в том числе детям-инвалидам, сопровождающим лицам инвалида I группы или ребенка-инвалида, оплату проезда один раз в год туда и обратно к месту обучения и реабилитации. Данные расходы на проезд не входят в перечень обязательств федерального фонда социального страхования. Законопроект предусматривает обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств реабилитации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р. Также лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации на основании медицинских заключений лечебно-профилактических учреждений.
В целях нормативного регулирования обеспечения граждан специальным жильем внесен в порядке законодательной инициативы Правительством Республики Саха (Якутия) и поддержан в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) «О специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)». Согласно проекту закона право на предоставление жилых помещений в специальном доме имеют ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы погибших воинов, граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей и сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию в быту. Специальный дом не является стационарным учреждением социального обслуживания, это дом (часть жилого дома), который состоит из квартир, комнат и находится в составе специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия) либо в собственности муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
В целях приведения закона в соответствие в федеральным в первом чтении принят законопроект Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 14 Закона Республики Саха (Якутия) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Г.Подголова).
1.9. Наука, культура, образование, здравоохранение
Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О материальном обеспечении в Республике Саха (Якутия) чемпионов и призеров Олимпийских игр» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно данному закону размер выплаты для чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр устанавливается с 1 января 2010 года, и будет составлять в месяц: чемпионам – 45 000 рублей, серебряным призерам – 36 000 рублей, бронзовым призерам – 27 000 рублей. Ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, выплачиваемое Республикой Саха (Якутия) будут получать 10 спортсменов. Общая сумма выплат за 2010 год составит 5 724 435 рубля.
По законодательной инициативе народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Г. Подголова внесено изменение в Закон Республики Саха (Якутия) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 9 Закона Республики Саха (Якутия) «О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Предлагается внесение изменения в статью 9 Закона «О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция)» в части уточнения статуса и основных направлений деятельности Академии наук Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательствами. В частности, согласно законопроекту, действительным членом Академии наук Республики Саха (Якутия) является гражданин Российской Федерации, признанный ведущим специалистом (лидером) в соответствующей области науки и далее по тексту закона. Согласно изменению действительному члену Академии наук Якутии устанавливается академический оклад за звание действительного члена, а также льготы и поощрения, соответствующие его творческому вкладу на основании нормативных правовых актов республики. Почетным членом Академии наук является специалист народного хозяйства, работник культуры и образования, внесший выдающийся вклад в экономическое, социальное и духовное развитие республики. Иностранным членом Академии наук Республики Саха (Якутия) является выдающийся зарубежный ученый, внесший вклад в развитие Республики Саха (Якутия). Учредителем Академии наук Республики Саха (Якутия) является Президент Республики Саха (Якутия), который назначает и освобождает от должности Президента Академии наук Республики Саха (Якутия).
В области здравоохранения принят закон Республики Саха (Якутия) «О сохранении репродуктивного здоровья населения на территории Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает правовые, организационные принципы в области репродуктивного здоровья населения, а также определяет правовые и организационные основы для охраны репродуктивного здоровья населения Республики Саха (Якутия) в целях охраны здоровья граждан и планирования семьи. Так, согласно принятому базовому закону, основными направлениями государственного регулирования в области репродуктивных прав граждан являются: право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи, получение достоверной и полной информации о состоянии своего репродуктивного здоровья, лечение бесплодия, использование и свободный выбор методов контрацепции, донорство половых клеток, хирургическую стерилизацию, искусственное прерывание беременности, защиту своих репродуктивных прав.
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон принят в целях государственной поддержки народных художественных промыслов и окажет положительное влияние на дальнейшее развитие народного прикладного искусства и традиционных промыслов, усилит государственный протекционизм в вопросах создания условий сохранения и развития историко-бытовых традиций, художественных ремесел народов Якутии.
В целях реализации государственной политики в области физической культуры и спорта принят закон Республики Саха (Якутия) «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе говорится о республиканских спортивных федерациях, клубах, едином календарном плане физкультурно-оздоровительных мероприятий, развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, адаптивной физической культуре, спортивном резерве, спорте высших достижений, пропаганде физической культуры и спорта, организации развития национальных видов спорта, информационном обеспечении физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Кроме того, в законе более подробно говорится о статусе работников физической культуры и спорта, их социальной защите, финансовом, материально-техническом, медицинском обеспечении. Четко сформулированы такие понятия, как спортсмен, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, тренер. Согласно закону при организации платных мероприятий физкультурно-спортивные организации могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов.
В целях обеспечения государственной поддержки сельских образовательных учреждений агротехнического профиля в первом чтении рассмотрен проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Принятие закона позволит урегулировать вопросы функционирования агрошкол в условиях введения нормативного финансирования и отраслевой системы оплаты труда преподавателей, мастеров производственного обучения, технических работников подсобных хозяйств. На сегодняшний день в республике действуют 42 агрошколы, которые содержат крупный рогатый скот, лошадей, свиней, кур и другую живность.
1.10. Коренные малочисленные народы Севера
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева, А.В.Кривошапкина, Е.Х.Голомаревой, Д.Н.Горохова, Ю.А.Дойникова). На основании экспертного заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) разработаны изменения в закон, устраняющие противоречия с федеральным законодательством.
Принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 9 Закона Республики Саха (Якутия) «О Суктуле юкагирского народа» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева, А.В.Кривошапкина, С.А.Ларионова, С.С.Иванова, А.В.Крылова). Целью данного закона является приведение в соответствие с федеральным законодательством.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О распространении положений Федерального закона от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» на русских арктических старожилов Якутии (походчан и русскоустьинцев)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева, А.В.Кривошапкина, С.А.Ларионова, А.В.Крылова). Законопроектом предлагается внести изменение в статью 1 вышеуказанного закона республики в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 40-ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации».
Рассмотрен в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева, А.В.Кривошапкина, Ю.А.Дойникова, С.С.Иванова), который разработан для приведения отдельных положений указанного закона в соответствие с федеральным законодательством.
2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Государственным Собранием (Ил Тумэн) рассмотрено 3 вопроса «Об избрании на должность мирового судьи Республики Саха (Якутия)». Так, мировыми судьями сроком на три года избраны:
– по судебному участку № 52 Алданского района Республики Саха (Якутия) Елисеев Валерий Еремеевич, имеющий высшее юридическое образование, классный чин советника государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) 3 класса, стаж работы по юридической специальности 20 лет;
– по судебному участку № 54 Ленского района Республики Саха (Якутия) Васильев Евгений Вячеславович, имеющая высшее юридическое образование, классный чин советника юстиции 3 класса, стаж работы по юридической специальности 9 лет.
Выборы на должность мирового судьи по судебному участку № 57 Олекминского района Республики Саха (Якутия) не состоялись.
Принято постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия)». Представителями общественности в квалификационную коллегию судей Республики Саха (Якутия) избраны:
– Андросов Егор Федорович, начальник юридического отдела ОАО НК «Туймаада-нефть»;
– Анисимова Елена Витальевна, помощник генерального директора по правовым вопросам ОАО «Нижнеленское»;
– Мельников Игорь Вячеславович, заместитель начальника правового управления АК «Алроса»;
– Михайлов Гаврил Валентинович, заместитель директора ООО Торгово-Производственной Компании «Мирал» г. Мирный;
– Подголов Евгений Владимирович, юрисконсульт ООО «Мегаполис Якутск»;
– Ходулова Мария Викторовна, начальник отдела землепользования и имущественных отношений ГУ «Дирекция по строительству автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)»;
– Чистоедова Елизавета Климовна, редактор программы «Правоведъ» НВК «Саха».
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О назначении представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Саха (Якутия)» избраны представителями Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Саха (Якутия) Андреевский Сергей Иванович, Кузнецов Олег Викторович.
Признано утратившим силу Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О положении о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия)».
Заслушан и принят к сведению отчет Правительства Республики Саха (Якутия) о выполнении Государственного прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) за 2008 год.
Принято постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2009 год». Предусмотрена приватизация в 2009 году следующего государственного имущества: передача в уставный капитал ОАО «Республиканская инвестиционная компания» 99 % пакета акций ОАО «Якутский стекольный завод»; нежилых помещений, расположенных по адресам г.Якутск, пр.Ленина, 23; ул.Свердлова, 6/1; а также четырех газетных киосков, расположенных в доме Правительства № 1, по ул. П.Алексеева, в 202 микрорайоне и в здании ГУП «Комдрагметалл Республики Саха (Якутия)» г. Якутска.
Утверждены рекомендации парламентских слушаний: «Об итогах работы за зимний отопительный сезон 2008-2009г.г. и взаимоотношения ГУП «ЖКХ Республики Саха (Якутия)» с муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия)», «Проблемы дошкольного образования в Республике Саха (Якутия): законодательный аспект», «Интенсивное промышленное освоение Южной Якутии и развитие территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера».
Принято Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О рекомендациях круглого стола на тему: «О развитии системы детско-юношеских спортивных школ в Республике Саха (Якутия)».
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесены изменения и дополнения в Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Предполагается установление новых сроков проведения сессий парламента: весенней сессии – с 15 января по 1 июля, осенней сессии – с 10 сентября по 25 декабря. Вносится новая статья 30.1, которая предусматривает порядок проведения «правительственного часа», «круглого стола» и иных мероприятий. Изменения коснулись правомочности заседания комитета, регламентирован порядок рассмотрения законопроекта во втором чтении, расширен круг лиц, которые могут выступить с инициативой проведения парламентских слушаний, изменен порядок избрания представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) в квалифицированной комиссии при Адвокатской палате Республики Саха (Якутия).
Кроме того, на пленарном заседании приняты постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) «О Соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Амурским областным Советом народных депутатов» и «О Соглашении о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия».
Поддержаны 14 проектов федеральных законов, 6 законодательных инициатив, 5 обращений субъектов Российской Федерации и решение Комитета Совета федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Севера и малочисленных народов.
3. Статистика законодательной деятельности
Принято законов РС (Я) |
Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении |
Возвращено на доработку |
За весь период работы ГС четвертого созыва принято законов РС (Я) |
||||||
базовых |
Внесение изменений и дополнений |
О признании утратившими силу |
базовых |
Внесение изменений и дополнений |
базовых |
Внесение изменений и дополнений |
базовых |
Внесение изменений и дополнений |
О признании утратившими силу |
9 |
18 |
0 |
5 |
8 |
0 |
0 |
43 |
115 |
6 |