18 августа 2022 года, 01:38 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Альбина Поисеева: Необходимо принятие федеральных нормативных актов, регулирующих понятие «малокомплектные учреждения здравоохранения»

Народный депутат Республики Саха (Якутия), председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Альбина Поисеева выступила на пленарном заседании VII Общероссийского медицинского форума, который состоялся в Петропавловске-Камчатском:
 
Уважаемые участники форума!
 
Уважаемые работники здравоохранения Камчатского края!
 
Разрешите от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) и 30-тысячного отряда медицинских работников Республики Саха (Якутия) поздравить вас и в вашем лице всех ваших коллег с наступающим Днем медицинского работника и пожелать прекрасных условий для работы – просторных светлых больниц, оснащенных современной умной аппаратурой, коллег-профессионалов своего дела и, естественно, достойной зарплаты каждому!
 
Сегодня государство все-таки немало внимания стало уделять сохранению здоровья россиян: национальные проекты, государственные программы, новые законы о приоритетных направлениях развития системы здравоохранения, ее модернизация, указы президента и многое другое.
 
И сегодняшний наш форум призван внести свою лепту в решение тех или иных насущных проблем здравоохранения.
 
Я в своем выступлении хотела бы затронуть один вопрос, наиболее специфичный для малонаселенных труднодоступных поселений Республики Саха (Якутия) с территорией 3 млн.кв. км, на которой необходимо ежедневно заниматься организацией работы здравоохранения. Это сопоставимо по территории, например, как по большему кругу из Москвы от Мурманска до Грозного или по ближнему кругу из Москвы от Петрозаводска до Ростова-на-Дону.
 
Вот на такой огромной территории раскидано население республики численностью менее 1 млн., точнее – 958 тыс. человек, в поселениях от сотен до 300 тысяч жителей, как в г. Якутске. В республике 34 центральных районных больниц, 162 участковых больницы, 219 фельдшерско-акушерских пунктов, 65 врачебных амбулаторий, 24 республиканских больниц для обслуживания населения, проживающего в более чем 600 населенных пунктах.
 
Справочно. Демографические показатели последних лет неплохие.
Рождаемость – 17% (ДФО – 13,2; РФ – 12,6; Москва – 10,8).
Смертность – 9,3% (ДФО – 13,4; РФ – 14,2).
Естественный прирост – 7,7% (ДФО – 0,2).
Младенческая смертность: 6,6 на 1000 родившихся живыми.
Но даже при таких показателях число жителей в республике не становится заметно больше, за последние 10 лет увеличилось на 10 тыс. человек
 
Вопросам здравоохранения уделяется постоянное внимание как исполнительной, так и законодательной власти. В республике дополнительно к федеральным действуют 15 законов, учитывающих свою специфику, государственная программа на 2012-2016 гг, содержащая 10 подпрограмм. На финансирование отрасли здравоохранения из всех источников выделяются немалые деньги. Но большая доля идет на заработную плату, содержание объектов здравоохранения
 
На программу модернизации, давшую заметный импульс для улучшения оснащенности медицинской аппаратурой и оборудованием, выделено 8,3 млрд на 2 года.
 
Поэтапный с 2009 года переход к НСОТ обеспечил заработную плату врачам в размере 35,5 тыс. руб, среднему медицинскому персоналу – 23,5 тыс. руб и прочему персоналу – 13,8 тыс. руб.
 
Основной закон России – Конституция РФ статьей 41 гарантирует своему гражданину обеспечение государством доступной и качественной медицинской помощи независимо от пола, расы, вероисповедания, места жительства на всей территории РФ.
 
Более 40% территории республики находится за Полярным кругом, где в населенных пунктах от одной сотни до 1-2 тысяч человек проживают в поселках на расстоянии от районного центра порой до 500-700 км.  Это обусловлено традиционным укладом жизни северян.
 
На слайде № 9 для сравнения доступности показан один из небольших районов, где проживает 2,8 тыс. человек на территории, сопоставимой с Московской областью с населением 6,7 млн. человек. Из села Кустур в 100 км от районного центра транспортная доступность – автозимник, который действует 4-5 месяцев в году, а дальше только – авиатранспорт, зависящий от стечения многих обстоятельств: погоды, экономической целесообразности, наличия вертолета и т.д.
 
Таких труднодоступных малочисленных населенных пунктов в республике не одна сотня. А в Московской области из любой деревни за час-полтора можно добраться до самой Москвы, не говоря о ближайшем райцентре.
 
Потому на Севере необходимо почти в каждом отдаленном селе независимо от числа жителей содержать участковые больницы, содержать круглосуточно действующие койки на 3-10 мест. Этого требует поддержание и сохранение здоровья населения, проживающего в таких поселениях, что гарантировано Конституцией нашего государства. Этого требует состояние здоровья населения, живущего в очень суровых климатических условиях при полном отсутствии какого-либо благоустройства жилища.
 
На слайде № 10 показан уровень инвалидизации детей – нашей смены, нашего будущего.
 
В арктических районах этот уровень в 1,5-2 раза выше, чем среднереспубликанский. И, конечно, таков уровень инвалидности не только детского населения, но и взрослого.
 
Введенные с 1 января 2012 года федеральные нормативные правовые акты не учитывают особенностей формирования нормативных финансовых затрат в районах Арктики. Вследствие чего республика обязана сохранить более 2 тыс. коек прежде всего в таких населенных пунктах, а если все-таки сохранит, то должна изыскать более 2,5 млрд рублей на их содержание из своих средств.
 
Региональные особенности – обширность территорий, их труднодоступность, сложная транспортная схема, удаленность от районных центров, малочисленность при высоком уровне госпитализации, необходимость содержания малочисленных ЛПУ – создают особые условия, требования к обеспечению доступности медицинской помощи и, что естественно, обуславливают превышение установленных федеральных нормативов по базовой программе ОМС на оказание стационарной медпомощи. Думаю, такие же трудности и вам приходится испытывать в организации медпомощи, особенно в Пенжинском, Олюторском, Алеутском, Тигильском и других районах.
 
 
Необходимо принятие федеральных нормативных актов, регулирующих понятие «малокомплектные учреждения здравоохранения» и установление особого порядка оказания медицинской помощи, мощности и штатной численности таких учреждений с применением особых подходов в финансировании независимо от количества жителей.
 
В Программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению РФ необходимо для северных регионов увеличить действующий норматив объема стационарной медпомощи на 1 жителя в год от базовой 2,792 до 3,048 койко-дней в РС(Я), что для расчета финансовой помощи из центра обуславливает установления поясного коэффициента удорожания от 2,53 до 3,0.
 
Аналогичная проблема в системе образования РФ в свое время при последовательном лоббировании со стороны Республики Саха (Якутия) была решена путем введения в ФЗ «Об образовании» понятия «малокомплектное образовательное учреждение», где частью 2 статьи 41 ФЗ установлен для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений «норматив финансового обеспечения образовательной деятельности, учитывающий затраты, не зависящие от количества обучающихся».
 
В нашем случае ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» необходимо дополнить понятием о малокомплектном медицинском учреждении и его финансовом обеспечении, учитывающим затраты, не зависящие от количества обслуживаемого населения, т.е. отойти от подушевого финансирования.
 
Для этого нам необходимо объединиться, приложить усилия для обеспечения доступности качественной медицинской помощи всем, кто в ней нуждается по месту их проживания.
 
Прошу дополнить пункт 1 проекта декларации VII Общероссийского медицинского форума предложением «и в том числе в малокомплектных ЛПУ в труднодоступных малочисленных поселениях Севера».
Опубликовано: 19 июня, 2012 - 13:22
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице