1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
На сорок шестом (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 17 – 18 октября 2007 года рассмотрен 41 вопрос повестки дня:
22 проекта законов Республики Саха (Якутия) , из которых 9 законопроектов принято в окончательном чтении, 12 проектов законов принято в первом и 1 проект закона во втором чтении;
17 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них:
12 кадровых вопросов;
3 вопроса социально-экономического развития республики;
2 законодательные инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) по внесению в Государственную Думу Российской Федерации проектов федеральных законов;
Заслушана информация по 2-м вопросам:
- заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.Н. Алексеева «О ликвидации последствий летнего паводка в Республике Саха (Якутия)»;
- руководителя Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) Ф.П. Пестрякова «О деятельности республиканских средств массовой информации по информированию населения о работе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».
1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.В.Вадюхина, А.И.Гаврильева, Д.Н.Горохова, С.П.Сидорова). Согласно новому закону в Государственное Собрание (Ил Тумэн) избираются 70 народных депутатов, 35 по одномандатным избирательным округам и 35 народных депутатов избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за закрытые республиканские списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Избираться может гражданин, достигший 25 лет, путем самовыдвижения, выдвижения политической партией, а также в составе списков кандидатов от избирательного объединения. Выборы народных депутатов назначаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. В законе определен порядок образования избирательных округов и избирательных участков, порядок составления списков избирателей, статус избирательных комиссий, статус кандидатов, порядок голосования и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. К распределению депутатских мандатов допускаются республиканские списки кандидатов, набравшие 4 процента голосов от числа избирателей. Центральная избирательная комиссия в течение трех недель со дня голосования официально публикует общие результаты выборов и в течение двух месяцев осуществляет официальное опубликование о результатах выборов, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий.
В окончательном чтении принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 135/1-З №275-III «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Перечень знаков отличия и почетных знаков дополнен Почетным знаком «Отличник муниципальной службы Республики Саха (Якутия)»
Внесены изменения в Реестр государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы:
- по инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Д.Н.Горохова, А.И. Гаврильева). Перечень государственных должностей категории «специалисты», учреждаемых для обеспечения деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) дополнен должностью «референт».
Во втором чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О Государственной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Программа рассчитана сроком на 5 лет и нацелена на сокращение количества лиц, погибших результате ДТП, в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году, а также снижение уровня аварийности на дорогах и сокращение дорожно-транспортных происшествий. Ресурсное обеспечение программы составляет всего 658, 070 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета 191, 173 млн. рублей. Мероприятия программы включают: организацию профилактических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, выявление и устранение участков концентрации ДТП, совершенствование контроля за скоростными режимами и поведением водителей в местах повышенной опасности, создание информационной системы обнаружения ДТП, совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП, а также научное обеспечение программы;
В первом чтении в целях приведения в соответствие республиканского закона нормам федерального законодательства принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом предлагается уточнение основных понятий закона, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Республики Саха (Якутия) переименовывается в «Республиканская (межведомственная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)» и дополняется полномочиями по ведению единого учета беспризорных и безнадзорных детей. Также уточняются направления деятельности и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, органов внутренних дел, органов управления образования, опеки и попечительства, а также органов управления социальной защиты, в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В закон вводятся новые нормы, согласно которым Правительство Республики Саха (Якутия) устанавливает правила поведения несовершеннолетних в общественных местах и на улицах, а также определяется роль средств массовой информации в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.2. Организация и обеспечение местного самоуправления
Отклонен проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Изменения предлагались в части переноса административного центра МО «Мегино-Кангаласский улус (район)» в п.Нижний-Бестях.
Во втором чтении не приняты проекты законов Республики Саха (Якутия):
- «О внесении изменений в статью 17 и приложение 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н.Горохова). Законопроектом предлагается внести изменения в части установления границ муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района, включив дополнительно в черту данного муниципального образования исторически входящие в него земли сельскохозяйственного назначения;
- «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н.Горохова). Предлагается внести изменения в части установления границ муниципального образования «Беллетский эвенкийский национальный наслег» Алданского района, в частности дополнительно к данному муниципальному образованию отнести земли традиционного природопользования эвенков переданные кочевым родовым общинам в 1990 годах.
В первом чтении приняты 2 проекта законов Республики Саха (Якутия) о наделении государственным полномочиями органов местного самоуправления:
- «О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных поселений в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно проекту закона органа местного самоуправления районов передаются полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных поселений за счет средств Республиканского фонда компенсаций на неограниченный срок. Расходы на осуществление указанных полномочий предусматриваются в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на очередной год и предоставляются местным бюджетам в виде субвенций. Также устанавливается, что органы местного самоуправления районов для материального обеспечения переданных полномочий могут использовать средства в размере до 0,1% от общей суммы субвенции, полученной муниципальным районом. Законопроектом предусматривается порядок отчетности и контроля за осуществлением переданных полномочий.
- «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно данному законопроекту органы местного самоуправления районов и городских округов наделяются полномочиями по образованию, исполнению функций и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Финансовые средства на осуществление передаваемых полномочий предусматриваются в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной год в виде субвенций с учетом нормативов, установленных в данном законе.
1.3 Вопросы аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития республики
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Г.В.Вадюхина). При определении инвестиционного проекта исключается требование соответствия проектно-сметной документации нормативным актам Республики Саха (Якутия), также исключается ссылка на нормативные акты республики при определении защиты прав иностранных инвесторов.
В первом чтении приняты проекты законов по земельным отношениям:
- «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Принятие данного закона обусловлено необходимостью систематизации законодательства республики в области оборота земель сельскохозяйственного назначения. Проектом закона четко определяется в каком порядке и на основании какого законодательного акта осуществляется предоставление земельных участков в зависимости от цели использования. Включены нормы регулирующие создание и перераспределение земель из Фонда перераспределения земель. В этом же законе предлагается определить размеры предоставляемых в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Минимальный размер устанавливается по каждому муниципальному образованию в пределах 02, до 4 гектаров, максимальный размер составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального района. Определяется цена земельных участков и минимальные сроки аренды.
- «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Проект закона вносит изменения в следующие нормативные акты:
Закон Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2000 года З № 207-II «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)»;
Закон Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2003 года 6-З № 13-III «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;
Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 года 52-З № 107-III «О сайылыках»;
Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 года 364-З № 743-III «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Саха (Якутия)»;
Закон Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2006 года 349- № 723-III «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена».
1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство
В области бюджетного и налогового законодательства на пленарном заседании рассмотрено 3 проекта законов Республики Саха (Якутия):
- принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Изменения вносятся в связи с необходимостью оформления бюджетного кредита с ГУП «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» на сумму 1 миллиард рублей сроком погашения 25 декабря 2007 года;
- в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия);
- в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Изменения вносятся в части приведения отдельных норм республиканского закона нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, также Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов разделен на 3 части: дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов и компенсация потерь местных бюджетов в связи с переходом на методику. При расчете бюджетной обеспеченности для распределения дотаций исключены неналоговые доходы. Также меняется Методика расчета субсидий, причисляемых из бюджетов поселений в государственный бюджет республики и Методика расчета субсидий, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в государственный бюджет республики.
1.5 Социальная политика
В части совершенствования законодательства по оплате труда на территории республики внесены на рассмотрение 2 проекта законов Республики Саха (Якутия):
- принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон уточняет правовое положение организаций, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
- в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «Об оплате труда работников республиканских государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроект определяет условия оплаты труда работников республиканских государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы. Оплата труда состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных в данном законопроекте.
На рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) внесены 3 проекта законов по социальной поддержке слабо защищенных слоев населения:
- принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнения и изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий лиц, проживающих в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон дополняется положением, согласно которому размеры социальных пособий и дополнительных социальных выплат ежегодно увеличиваются на индекс потребительских цен по Республике Саха (Якутия);
- принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О социальном обслуживании населения в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В закон вносятся изменения, согласно которым уточняются меры социальной поддержки работников социальных служб. В частности устанавливается, что социальные работники, осуществляющие социальное обслуживание на дому имеют право на компенсацию стоимости проезда на транспорте общего пользования при исполнении служебных обязанностей;
- в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О содействии в реализации отдельных мероприятий активной политики занятости населения в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон принимается в целях реализации за счет средств республиканского бюджета отдельных мероприятий активной политики занятости населения. В частности, в перечень таких мероприятий, подлежащих финансированию из средств государственного бюджета республики законопроектом относятся: организация временного трудоустройства несовершеннолетних, организация общественных работ, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, профессиональное обучение безработных граждан и профессиональная ориентация.
1.6 Наука, культура, образование и здравоохранение
В целях приведения республиканского закона в соответствие с нормами федерального законодательства принят закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 13 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н.Жиркова). В новой редакции принята норма, устанавливающая основания, порядок и ограничения исключения обучающихся из общеобразовательного учреждения, достигшего возраста пятнадцати лет за совершение неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения.
2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Принято постановление «О внесении дополнений в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2007 год». Перечень объектов недвижимости и оборудования, подлежащих приватизации дополнен объектами недвижимости – здание магазина № 12, расположенный по адресу г. Якутск, ул. Я.Потапова, 4 и 21 скважина глубокого бурения на нефть и газ, находящихся в пределах Талаканского НГКМ и Среднеботуобинского НГКМ.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) приняты 2 законодательные инициативы по внесению в Государственную Думу Российской Федерации проектов федеральных законов:
- «О законодательной инициативе Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О ежемесячной социальной доплате к трудовой пенсии неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Законопроектом предлагается введение ежемесячной социальной доплаты к трудовой пенсии северянам, которая устанавливается в размере разницы между величиной прожиточного минимума пенсионеров, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размером трудовой пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не может превышать 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости. На данную доплату будут иметь право неработающие пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, у которых размер трудовой пенсии ниже прожиточного минимума;
- «О законодательной инициативе Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проект закона направлен на упрощение процедуры внесения изменений у устав муниципального образования путем исключения из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» норм, дублирующих положения иных федеральных законов и требующих дополнительного регулирования уставом муниципального образования. Также предлагается исключить норму о наделении органа местного самоуправления правами юридического лица исключительно уставом муниципального образования, закрепив возможность решения данного вопроса правовым актом представительного органа.
На пленарном заседании утверждены рекомендации парламентских слушаний на тему: «Электроэнергетика Республики Саха (Якутия): Состояние. Проблемы. Перспективы» и «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе национального административно-территориального образования в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Север Республики Саха (Якутия)».
Народными депутатами Республики Саха (Якутия) избраны 12 мировых судей:
- по судебному участку № 4 Аллаиховского района Республики Саха (Якутия) избрана Ласковая Светлана Петровна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности 13 лет 5 месяцев, имеет 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 10 Верхоянского района Республики Саха (Якутия) избрана Аргунова Гюльнара Семеновна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности 10 лет, имеет 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 16 Ленского района Республики Саха (Якутия) избран Осьмушин Серей Валентинович на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности 22 года и 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 19 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) избрана Христофорова Елена Афанасьевна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая стаж работы по юридической специальности 11 лет 11 месяцев и 5-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 46 города Якутска Республики Саха (Якутия) избран Луковцев Анатолий Афанасьевич на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности 10 лет и 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 47 города Якутска Республики Саха (Якутия) избрана Москвитина Марианна Романовна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая стаж работы по юридической специальности 19 лет 07 месяцев и 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) избрана Евсеева Евдокия Анатольевна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая стаж работы по юридической специальности 9 лет и 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 49 города Якутска Республики Саха (Якутия) избрана Исаева Любовь Васильевна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая стаж работы по юридической специальности 21 год и 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 51 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) избрана Исаева Любовь Васильевна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая стаж работы по юридической специальности 15 лет и 4-ый квалификационный класс судьи;
- по судебному участку № 12 Горного района Республики Саха (Якутия) избран Мучин Дмитрий Матвеевич на должность мирового судьи сроком на 3 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности 7 лет 10 месяцев;
- по судебному участку № 13 Жиганского района Республики Саха (Якутия) избран Морхоев Борис Павлович на должность мирового судьи сроком на 3 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности 8 лет 7 месяцев;
- по судебному участку № 50 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) избрана Манько Лариса Владимировна на должность мирового судьи сроком на 5 лет, имеющая стаж работы по юридической специальности 23 года и 4-ый квалификационный класс судьи.
3. Статистика законодательной деятельности
Принято законов РС (Я) | Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении | Возвращено на доработку | За весь период работы ГС третьего созыва принято законов РС (Я) | ||||
базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений |
1 | 8 | 7 | 6 | - | 3 | 251 | 254 |