1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
На сорок третьем (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 25 - 26 апреля 2007 года рассмотрено 40 вопросов повестки дня:
20 проектов законов Республики Саха (Якутия), из которых 15 законопроектов принято в окончательном чтении, 4 проекта законов принято в первом и 1 во втором чтении.
18 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них:
1 кадровый вопрос;
5 вопросов социально-экономического развития республики.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принята 1 законодательная инициатива по внесению проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и 2 обращения к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации.
Поддержано 5 проектов федеральных законов и 4 законодательные инициативы и обращения в федеральные органы государственной власти других субъектов Российской Федерации.
1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан
Во втором чтении принят проект Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Согласно проекту конституционного закона систему исполнительных органов государственной власти республики составляют: Президент, Вице-президент, Правительство, министерства, государственные комитеты, территориальные органы исполнительных органов государственной власти республики и иные исполнительные органы. Структура исполнительных органов определяется Президентом Республики Саха (Якутия). Во втором чтении уточнены понятия и полномочия Вице-президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), Министерств, государственных комитетов и учреждений.
На пленарном заседании в окончательном чтении принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Внесены существенные изменения в действующий республиканский закон в связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно вносимым поправкам уточняются порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в республике. Устанавливается, что обращения граждан могут быть в виде предложений, заявлений, жалоб. Обращение в течение трех суток с момента поступления регистрируется, письменное обращение, содержащее вопросы не входящие в компетенцию органа или лица к которому оно поступило в течение 7 дней должно быть направлено по подведомственным организациям.
В сфере регулирования отношений судопроизводства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева). Согласно внесенным изменениям мировые судьи избираются Государственным Собранием (Ил Тумэн) по представлению председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) на основе заключения квалификационной коллегии судей республики. Финансирование расходов на оплату деятельности мировых судей осуществляется из федерального бюджета, финансирование расходов на оплату деятельности аппарата мировых судей и материально техническое обеспечение осуществляется Министерством финансов Республики Саха (Якутия) из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
1.2. Организация и обеспечение местного самоуправления
На пленарном заседании принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 4 и 13 Закона Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Согласно внесенным поправкам в сельских поселениях, в соответствии с уставом глава муниципального образования может возглавлять одновременно представительный орган муниципального образования и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Ранее такое право было установлено только для сельских поселений с численностью населения менее 1 000 человек.
В первом чтении приняты 2 проекта законов Республики Саха (Якутия) вносящие изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)»:
- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 17 и приложение 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Исключается приложение к закону содержащее описание границы сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» Ленского улуса (района);
- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Исключается приложение к закону содержащее описание границы сельского поселения «Беллетский наслег» Алданского улуса (района).
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по социальной поддержке семей при всех формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, переданными органам государственного управления Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно проекту закона органам местного самоуправления на неограниченный срок передаются полномочия по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Финансовые средства для выполнения передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций, в размере, определяемом по Методике, являющейся приложением к данному законопроекту.
В целях приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 19 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова).
1.3 Вопросы аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития республики
На пленарном заседании рассмотрены и приняты 3 закона Республики Саха (Якутия) по республиканским целевым программам:
- Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007 – 2011 годы и основные направления развития до 2015 года» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасной деятельности транспортного комплекса республики. Реализация Программы рассчитана в два этапа: на первом этапе до 2011 года планируется строительство и реконструкция основных транспортных магистралей, модернизация основных производственных фондов; на втором этапе 2012 – 2015 годы предусматриваются дальнейшие преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы, формирование опорной транспортной сети для интеграции экономики республики в экономику России и регионами Дальнего Востока. Программа включает в себя 7 подпрограмм: «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Воздушный транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Внутренние водные пути», «Автомобильный транспорт», «Кадровое обеспечение предприятий транспортного комплекса». Общий объем финансирования Программы составляет 447 559,8 млн. рублей, в том числе: за счет федерального бюджета – 310 204,2 млн. рублей, республиканского бюджета – 16 987,4 млн. рублей, внебюджетных источников 42 195,7 млн. рублей, собственных средств предприятий – 23 537,3 млн. рублей, прочих источников 54 635,2 млн. рублей. Программа включает в себя 14 инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение: строительство ж/д линии Беркакит – Томмот – Якутск, строительство совмещенного моста через р. Лена в районе г. Якутска, строительство железной дороги Якутск – Хандыга –Магадан, строительство железной дороги Усть – Кут – Непа – Ленск, строительство ж/д линии Хани – Олекминск, строительство ж/д линии Улак – Эльга, реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы № 2 аэропорта Якутск, строительство пассажирского комплекса аэропорта Якутск, строительство и модернизация автодороги «Колыма», реконструкция автодороги «Лена», строительство автомобильной дороги «Вилюй», строительство автодороги «Амга», строительство автодороги «Кобяй», мостовой переход через р. Вилюй на автодороге «Анабар» в обход каскада Вилюйских ГЭС-1,2.
- Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе «Электронная Якутия» на период 2007 – 2011 годы» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Основной задачей Программы является удовлетворение потребностей всех категорий пользователей в услугах связи всех видов: телефонной, документальной, информационной и др. Программа включает в себя 5 подпрограмм:
- Развитие информационных технологий;
- Развитие телевидения, радиовещания и спутниковой распределительной сети;
- Развитие производственной базы республиканского телевидения и радиовещания;
- Строительство объектов электросвязи;
- Развитие выделенной сети органов государственного управления РС (Я).
Общий объем финансирования составляет 2 680,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 71,4 млн. рублей, республиканского бюджета - 587,2 млн. рублей, средств предприятий – 667,0 млн. рублей и прочих источников – 1358,0 млн. рублей;
- Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в государственную целевую программу «Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2007 – 2011 годы» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Исключается абзац третий пункта IV раздела III подпрограммы «Защита населения от туберкулеза», в котором закреплено, что администрации муниципальных образований улусов и городов разрабатывают и принимают территориальные целевые программы по профилактике и раннему выявлению туберкулеза.
В трех чтениях принят Закон Республики Саха (Якутия) «О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата РС (Я) Г.В. Вадюхина). Согласно закону с 1 июля 2007 года на территории республики запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в игорных заведениях и оказанию сопутствующих азартным играм услуг, за исключением букмекерских контор и тотализаторов.
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.С. Антонова, В.Ф. Петрова). Согласно внесенным поправкам исключается обязательность наличия заключения государственной экологической экспертизы при размещении объектов хозяйственной деятельности, а также осуществлении хозяйственной деятельности способствующей производству, использованию, разведению растений, животных и других организмов, не свойственных природе Республики Саха (Якутия), а также созданных искусственным путем.
1.4 Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Согласно внесенным изменениям сокращается верхний предел объема государственного долга на 1 января 2008 года до 13 850,0 млн. рублей, взамен ранее установленного 15 900,0 млн. рублей. В том числе, предельный объем государственных гарантий на 1 января 2008 года устанавливается в сумме 3 650,0 млн. рублей, было 4 300,0 млн. рублей.
1.5 Социальная политика
В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Республики Саха (Якутия) приняты 5 законов Республики Саха (Якутия):
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О правах и гарантиях инвалидов по зрению (абсолютно слепых)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Устанавливается право выбора получателем социальных пособий, дополнительных социальных выплат способа выплаты между организацией федеральной почтовой связи, кредитной организацией и иной организацией, в заявительном порядке;
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В новой редакции излагается наименование закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий лиц, проживающих в Республике Саха (Якутия)». Также устанавливается право выбора получателем социальных пособий, дополнительных социальных выплат способа выплаты между организацией федеральной почтовой связи, кредитной организацией и иной организацией, в заявительном порядке;
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Саха (Якутия) о социальной поддержке населения» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Ю.М. Танченко, Н.Н. Кухтина, Ф.Ю. Луковцева). Согласно внесенным изменениям устанавливается аналогичная законодательству Российской Федерации индексация суммы ежемесячных денежных выплат для льготников регионального регистра: ветеранов тыла и труда, жертв политических репрессий. А также устанавливается, что изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг, производится в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Саха (Якутия);
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.М. Артемьева, С.М. Березина, В.В. Кожевникова, П.Г. Петровой, В.И. Иванова, С.С. Олесова). Согласно внесенным изменениям предоставление жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется не ниже установленных социальных норм при условии, когда возвращение указанных граждан в ранее занимаемые ими, а также сохраненные за ними жилые помещения невозможно, и в случае, если местом выявления и первичного устройства ребенка в возрасте до 18 лет в семью или на воспитание является Республика Саха (Якутия);
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об организации работы по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.М. Артемьева, С.М. Березина, В.В. Кожевникова, П.Г. Петровой, В.И. Иванова, С.С. Олесова). Изменения внесены в целях приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Изменения внесены в части уточнения норм определяющих компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также связанных с переездом к новому месту работы.
2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)
На пленарном заседании на должность мирового судьи по судебному участку № 20 Момского района Республики Саха (Якутия) сроком на 5 лет избрана Христофорова Елена Васильевна.
Народными депутатами по итогам заслушанных отчетов приняты постановления:
1. «О Послании Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2007 года «О состоянии конституционной законности в Республике Саха (Якутия)»;
2. «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год»;
3. «Об отчете об исполнении Республиканской целевой программы геологоразведочных работ на территории Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы»;
4. «Об отчете об исполнении Республиканской целевой программы «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов на 2003-2006 годы». В постановлении народные депутаты Республики Саха (Якутия) отмечают, что данная программа выполнена на 57% от заявленного объема финансирования и предлагают Правительству Республики Саха (Якутия): разработать проект закона «О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)», добиться увеличения выделения спецавтотранспорта для ветеранов войны и инвалидов, предусмотреть финансовую поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов, предусмотреть ассигнования для бесплатного обеспечения протезно-ортопедическими изделиями на сумму 2 млн. рублей;
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принята 1 законодательная инициатива по внесению проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и 2 обращения к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации.
- «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» . В целях увеличения поступлений налога на добычу алмазов в бюджеты субъектов Российской Федерации предлагается исчислять налогооблагаемую базу по налогу на добычу природных алмазов по первично оценке добытых алмазов и на положительную разницу между ценой фактической реализации и первичной оценкой реализованных алмазов. При этом предлагается налогоплательщикам, реализующим добытые природные алмазы, уплачивать налог с разницы между ценой фактической реализации природных алмазов и их первичной оценкой с коэффициентом 0,7;
- «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с повторным рассмотрением Федерального закона «О Знамени Победы» (проект №182778-4). Народные депутаты Республики Саха (Якутия) обращаются с призывом не подписывать и не обнародовать Федеральный закон «О Знамени Победы»;
- «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу о ситуации, сложившейся вокруг начисления трудовых пенсий пенсионерам города Нерюнгри и Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)».
3. Статистика законодательной деятельности
Принято законов РС (Я) | Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении | Возвращено на доработку | За весь период работы ГС третьего созыва принято законов РС (Я) | ||||
базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений |
3 | 12 | 2 | 3 | - | - | 229 | 228 |