Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Ольга Макиенко: Шансы есть у многих политических партий | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
26 апреля 2024 года, 01:58 (UTC+9:00) t в Якутске: -5 (03:00)

Ольга Макиенко: Шансы есть у многих политических партий

Регионы вновь вернулись к прямым выборам глав. Этого давно ждали, об этом много спорили. Не обошлось без дискуссий и при принятии соответствующего регионального закона. Ко второму чтению оппозиция внесла более 20 поправок в законопроект. Попробуем разобраться в особенностях принятого документа. А поможет нам в этом председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по государственному строительству и законодательству Ольга Макиенко.
 
— Ольга Валерьевна, чем было вызвано принятие закона о выборах главы республики?
 
— В этом году в стране произошли серьезные политические изменения. Населению субъектов было предложено самим избирать руководителей глав регионов. Для законодательной реализации этого предложения Президент Российской Федерации внес на рассмотрение в Государственную Думу проекты федеральных законов — «О внесении изменений в федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Законы эти были приняты в конце апреля и 2 мая подписаны тогдашним президентом страны — Дмитрием Медведевым. Согласно нововведениям, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. То есть мы вновь вернулись к прямым выборам глав субъектов.
 
А закон «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)», принятый нашим парламентом на последнем пленарном заседании весенней сессии 2012 года, — логичное продолжение законодательного оформления выборности, только теперь уже на региональном уровне.
 
В этом законе прописаны необходимые избирательные действия и процедуры по выборам Главы Республики Саха (Якутия). В том числе установлен порядок назначения выборов, определена система и полномочия избирательных комиссий, установлены требования к выдвижению кандидата, регламентирован порядок проведения предвыборной агитации, в том числе с использованием организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, определены требования к финансированию выборов, закреплен порядок голосования, в том числе досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверения, порядок подсчета голосов и определения результатов выборов.
 
— Кто имеет право выдвигать кандидата на должность главы?
 
— Право выдвигать кандидата на должность главы республики предоставляется политическим партиям. Кандидатом на пост главы региона может стать гражданин, достигший 30 лет и не имеющий гражданства иностранного государства. Глава субъекта выбирается на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
 
Интересно, что политическая партия вправе выдвинуть кандидата не только от своей партии, но и члена другой политической партии или вообще беспартийного.
 
— А что такое «муниципальный фильтр»?
 
— Это процедура сбора подписей в поддержку того или иного кандидата 5% подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта. Подписи депутатов и глав муниципальных образований проставляются на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени. При этом подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Точное количество депутатов муниципальных образований, необходимых для выдвижения кандидата в главы региона, определяется законом субъекта. Депутат вправе подержать лишь одного кандидата и отозвать свой голос уже не сможет. Списки депутатов, поддержавших того или иного кандидата, будут опубликованы в республиканских СМИ и на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
 
«Муниципальный фильтр» на этом не заканчивается, так как в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть также 5% депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число этих лиц также определяется законом субъекта. Есть еще один муниципальный ценз для кандидата: он должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов республики.
 
Но и это еще не все. Возможно, кандидатам на пост главы республики предстоит пройти «президентский фильтр», который заключается в консультациях президента страны с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта. Президент Российской Федерации проводит их по своей инициативе и определяет порядок проведения.
 
— Сколько же подписей депутатов муниципальных образований и глав придется собрать кандидату на должность Главы Республики Саха (Якутия)?
 
— Методика расчетов такова: берется 5% от общего количества депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований. В полученном числе должно быть 5% подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, но общая цифра останется прежней.
 
— Можно заранее сказать, какие партии получают реальную возможность выдвинуть своего кандидата? Сегодня многие будут кусать локти, что не уделяли большого внимания муниципальным выборам?
 
— Безусловно, пройти сквозь муниципальный фильтр смогут те партии, которые имеют достаточное представительство в представительных органах муниципальных образований. Однако в нашей рес­публике, на мой взгляд, количество подписей в поддержку выдвижения того или иного кандидата не такое уж большое, поэтому шансы есть у многих постоянно работающих в республике политических партий.
 
— Усилит ли принятие закона борьбу на предстоящих в октябре муниципальных выборах?
 
— Усиление роли муниципалитетов в последнее время вообще имеет определенную тенденцию. Выборы в отдельных улусах республики и до принятия закона о выборах главы республики носили довольно напряженный характер. Поэтому, думаю, среди политических партий борьба за представительство в улусных собраниях депутатов активизируется.
 
— Что вызвало на заседании Ил Тумэна наибольшие споры? Легко или с трудом он прошел через парламент?
 
— Дискуссии разгорелись из-за поправки о введении процедуры самовыдвижения на выборах главы республики. Напомню, что согласно федеральному законодательству право определять порядок выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения предусматривается законом субъекта. В нашем случае субъект законодательной инициативы, внесшей на рассмотрение парламента проект закона «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)», — президент республики Егора Афанасьевич Борисов определил, что выдвигаться в кандидаты на пост главы региона могут только от политической партии. Народные депутаты республики поддержали инициатора законопроекта.
 
— Поясните про открепительные удостоверения. Есть ли какая особенность? Тем более что в последнее время в связи с этим у оппозиции возникает много вопросов.
 
— Открепительное удостоверение — это документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту постоянной или временной регистрации. Причинами для получения открепительного удостоверения могут быть разные, например, в связи с тем, что избиратель в момент выборов будет находиться на рабочем месте в иной местности на предприятии с безотрывным циклом производства, или на лечении в другом городе. Именно в этой связи, я считаю, такой институт необходим.
 
— Какие недоработки, с точки зрения юриста, есть в федеральном законодательстве по этому вопросу? И не понадобится ли вносить поправки в наш закон уже после первых выборов губернаторов в России, которые пройдут этой осенью?
 
— На мой взгляд, федеральное законодательство, касающееся выборности высших должностных лиц субъектов вполне продумано и в то же время исключать возможность изменения некоторых норм не стоит, поскольку зачастую, действительно, правоприменение того или иного законодательного акта ведет к доработке определенных норм.
 
— Мы все помним шквал черного пиара и грязных технологий, которые раньше сопровождали губернаторские выборы. Удастся ли этого избежать теперь? Есть ли в избирательном законодательстве какие-либо препоны этому?
 
— Любое законодательство, в том числе и избирательное, является определением норм и принципов, регулирующих ту или иную сторону жизни, какой-либо процесс. Законодатель, разрабатывая или принимая законы, стремится максимально доступно разъяснить правила регулирования за тем, чтобы те же выборы проходили в рамках закона, чтобы ни у одной из сторон не возникало сомнений в прозрачности процесса. Другой вопрос, как именно используют предложенные правила участники выборов. Однако у меня на этот счет есть своя, давно сложившаяся точка зрения — на любое нарушение законодательства, в том числе и избирательного, необходимо четко реагировать, законным путем отстаивая свои права. И только такой путь может гарантировать сторонам избирательного процесса уверенность в законном ходе и итогах выборов.
 
Марина Колбасина, газета «Якутия»

Опубликовано: 6 июля, 2012 - 11:31
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице