Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Депутаты обратились к прокурору по поводу поправок в закон «Об образовании» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 апреля 2024 года, 16:09 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Депутаты обратились к прокурору по поводу поправок в закон «Об образовании»

Народные депутаты Якутии Елена Голомарева, Оксана Винокурова, Егор Жирков, Зоя Корнилова, Антонина Григорьева, Саргылана Гоголева направили прокурору республики Анатолию Подласенко письмо по поводу законопроекта о внесении изменений в закон «Об образовании».
 
Уважаемый Анатолий Анатольевич!
 
20 июня 2012 года на 36 пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был рассмотрен и принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании».
 
Указанный проект закона был разработан в целях исполнения определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2011 года №74-Г11-24 и приведения отдельных положений республиканского закона в соответствие с действующим федеральным законодательством в сфере образования.
 
На заключение Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 26.06.2012 № 7/11-10-12 по результатам проверки соответствия федеральному проекта закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» о несоответствии федеральному законодательству и не учитывающему определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2011 разъясняем следующее:
 
Система общего образования – одна из самых важных сфер, через которую обеспечивается трансляция родного языка и культуры народов Российской Федерации подрастающему поколению.
 
В связи с этим развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства является принципом государственной политики в области образования.
 
Статья 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в разработке и реализации на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом уровня и направленности региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
 
Так, часть 2 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» изложена в новой редакции, определяющей осуществление государственной политики Российской Федерации в сфере образования через деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий.
 
При этом абзац 1 части 3 устанавливает, что деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по реализации государственной политики в сфере образования федеральная целевая программа развития образования, утверждаемая Правительством Российской Федерации, на основе которого принимается республиканская (государственная) программа развития образования, утверждаемая Президентом Республики Саха (Якутия). Таким образом, обеспечиваются установленные статьей 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» принципы государственной политики в области образования и действие федерального законодательства имеющее большую юридическую силу.
 
Подпункт д) части 1 статьи 1 законопроекта излагает часть 5 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» в новой редакции.
 
Законом Российской Федерации «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами не установлены механизмы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке примерной основной образовательной программы в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
 
Во-первых, по п.5.1. статьи 14 уполномоченные федеральные органы обеспечивают только разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом уровня и направленности.
 
Во-вторых, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не расшифровано понятие «учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей» (это понятие несомненно шире, чем изучение только родного языка и литературы в форме учебных предметов).
 
В-третьих, не урегулированы формы учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в примерной основной образовательной программе и механизмы их установления и реализации. Документом установлены только требования к структуре основной образовательной программы, по которым она должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
 
Целевой раздел включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.
 
Содержательный раздел определяет общее содержание общего образования и включает образовательные программы (развития универсальных учебных действий, отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, воспитания и социализации обучающихся).
 
Организационный раздел включает учебный план, систему условий реализации основной образовательной программы.
 
В-четвертых, по п.19 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральные органы государственной власти в сфере образования обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий.
 
Таким образом, правовое поле действующего законодательства в сфере образования не регулирует и не определяет:
- структуру примерной основной образовательной программы с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, на основе которых образовательные учреждения разрабатывают основные образовательные программы и утверждают самостоятельно;
- механизм участия государственных органов субъектов Российской Федерации в разработке примерных основных образовательных программ с учетом уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
- язык оформления основной образовательной программы образовательного учреждения, в которых родной (нерусский) язык является языком обучения и воспитания;
- ответственность образовательного учреждения в реализации основной образовательной программы с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
 
В целях разработки механизмов правового регулирования указанных пробелов и разработан данный законопроект, излагающий отдельные нормы закона в новой редакции с учетом определения Верховного суда Российской Федерации от 16.11.2011.
 
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) Е.Х.Голомарева, О.А.Винокурова, Е.П.Жирков, З.А.Корнилова, А.А.Григорьева, С.В.Гоголева

Опубликовано: 6 июля, 2012 - 13:34
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице