1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
На сороковом (внеочередном) пленарном заседании, состоявшемся 27 декабря 2006 года рассмотрено 16 вопросов повестки дня:
14 проектов законов Республики Саха (Якутия) , из которых 10 законопроектов принято в окончательном чтении, 4 проекта законов принято в первом чтении.
2 постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) , из них:
2 вопроса социально-экономического развития республики. В частности, приняты постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн):
- «О внесении изменений в Перечень имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и подлежащего передаче в федеральную собственность» . Из перечня имущества подлежащего передаче в федеральную собственность исключен ГУП «Чернышевский рыбный завод»;
- «О рекомендациях парламентских слушаний «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 119 № 241-III «Об особом режиме завоза грузов в арктические улусы Республики Саха (Якутия)» . В рекомендациях участники парламентских слушаний в целом отмечают положительные результаты реализации закона и рекомендуют Правительству Республики Саха (Якутия) учесть в Плане на 2007 – 2011 годы мероприятия программы «Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами на 2006 – 2010 годы» и в срок до 1 марта 2007 года подготовить Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) о мерах по реализации рассматриваемого закона. Также даны рекомендации профильным министерства, ведомствам, муниципальным образованиям.
1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан
В области государственного строительства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе Республики Саха (Якутия) «Укрепление правопорядка на 2007 – 2011 годы» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Программа рассчитана на среднесрочную перспективу и состоит из 7 основных блоков программных мероприятий:
- обеспечение общественной безопасности и правопорядка в общественных местах;
- социальная профилактика и работа с несовершеннолетними;
- борьба с преступностью в сфере экономики и бюджетообразующих отраслях республики;
- проектирование, строительство, реконструкция объектов правоохранительных органов;
- материально-техническое обеспечение органов внутренних дел;
- обучение и социальная защита сотрудников органов внутренних дел;
- противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Объем необходимых финансовых средств на весь срок реализации Программы составляет 1 473 006 тысяч рублей из всех источников финансирования.
В целях приведения в соответствие республиканских законов федеральному законодательству на пленарном заседании рассмотрены и приняты законы:
- «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) «Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия) и численности нотариусов» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Из закона исключается норма устанавливающая, что государственные нотариусы могут решением Правительства Республики Саха (Якутия) закрепляться в нотариальных округах, образованных в труднодоступных, малонаселенных улусах (районах) Республики Саха (Якутия);
- «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина). Согласно предлагаемым изменениям исключается норма, устанавливающая право коренных малочисленных народов на квотное представительство в высших органах государственной власти Республики Саха (Якутия), органах местного самоуправления, а также право на участие в распоряжении землей, ее недрами, водами, растительным и животным миром на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, предоставление необходимых льгот по землепользованию и природопользованию. Исключена статья, определяющая правовое положение Советов представителей коренных малочисленных народов Севера при органах местного самоуправления. Предлагается дополнить статью 8 закона шестью пунктами, устанавливающими социально-экономические права коренных малочисленных народов Севера.
1.2. Организация и обеспечение местного самоуправления
На пленарном заседании приняты в первом чтении 2 проекта законов Республики Саха (Якутия):
- «Об утверждении передаточных (разделительных) актов между органами местного самоуправления муниципальных районов и городскими и сельскими поселениями в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом утверждаются передаточные (разделительные) акты между органами местного самоуправления 34 муниципальных районов и городских и сельских поселений, входящих в их состав. Устанавливается, что разногласия при составлении передаточных актов по имущественным обязательствам органов местного самоуправления регулируются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 903 «Об утверждении Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления».
- «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина). Изменения вносятся в связи с судебными решениями, признающими отдельные нормы закона недействующими.
Также приняты законы Республики Саха (Якутия), направленные на приведение в соответствие с федеральным законодательством следующих законов Республики Саха (Якутия):
- «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Изменения внесены в части наделения органов местного самоуправления республики отдельными государственными полномочиями законом Республики Саха (Якутия), исключив, что проект такого закона вносится Правительством Республики Саха (Якутия) в порядке законодательной инициативы;
- «О порядке избрания и статусе глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Из закона исключается норма устанавливающая, что в сельских поселениях с численностью населения менее 3 000 человек глава вновь образованного муниципального образования может одновременно возглавлять представительный орган муниципального образования и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;
- «О Суктуле юкагирского народа» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина);
- «О статусе национального административно-территориального образования в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина).
1.3. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство
Во втором и третьем окончательном чтении принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2007 год утвержден по доходам в сумме 49 310 337 тыс. рублей и по расходам в сумме 52 777 501 тыс. рублей, в том числе по текущим расходам в сумме 49 232 026 тыс. рублей и по капитальным расходам в сумме 3 545 475 тыс. рублей. Дефицит бюджета составляет 3 467 164 тыс. рублей.
В ходе рассмотрения проекта бюджета было рассмотрено всего 105 предложений и замечаний народных депутатов Республики Саха (Якутия), из них принято 88, отклонено – 17. По инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) всего рассмотрено 143 предложения и замечания, из них принято 50, отклонено – 93.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Договора о частичном досрочном исполнении обязательств» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законом утверждается Договор о частичном досрочном исполнении обязательств Республики Саха (Якутия) перед федеральным бюджетом, согласно которому в счет погашения задолженности Республики Саха (Якутия) в федеральную собственность передаются объекты незавершенного строительства пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит – Томмот общей рыночной стоимостью 1 822 999,0 тыс. рублей и списываются консолидированные проценты, штрафы и пени, составляющие 534,8 тыс. долларов США.
1.4. Наука, культура, образование и здравоохранение
В области образования принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» на 2007 – 2011 годы» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Программа состоит из 7 подразделов:
- совершенствование образовательной деятельности;
- внедрение новых информационных технологий в образовательном процессе, развитие дистанционного образования;
- развитие научно-исследовательской деятельности;
- международное сотрудничество;
- совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- перспективный план строительства учебных и социальных объектов ЯГСХА, предусматривающий строительство 18 объектов;
- совершенствование производственной деятельности академии.
Объем необходимых средства из всех источников финансирования составляет 1 142 236,4 тыс. рублей.
В первом чтении рассмотрен и принят проект закона «О государственной целевой программе развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007 – 2011 годы» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Программа включает мероприятия по разработке и внедрению новой системы оплаты труда работников общего образования, нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, региональной системы оценки качества образования, общественного участия в управлении образованием. Также в Программе учтены мероприятия по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, молодежи, социального развития малочисленных народов Севера. Общий объем финансирования составляет 7 906 434, 55 тысяч рублей. Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития и Министерство образования Республики Саха (Якутия).
1.5. Социальная политика
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе «Семья и дети Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Целью программы является улучшение положения детей в республике на основе комплексного решения проблем семьи и детства, защите их прав, обеспечения жизнедеятельности и развития детей. Программа включает в себя 5 взаимосвязанных подпрограмм:
- «Семья»;
- «Дети, нуждающиеся в особой заботе»;
- «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей»;
- «Одаренные дети»;
- «Дети Арктики».
Общий объем финансирования составляет 314,11 млн. рублей из бюджета Республики Саха (Якутия).
3. Статистика законодательной деятельности
Принято законов РС (Я) | Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении | Возвращено на доработку | За весь период работы ГС третьего созыва принято законов РС (Я) | ||||
базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений |
4 | 6 | 3 | 1 | - | - | 215 | 207 |