1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
На XXXV (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 11 октября 2006 года рассмотрено 23 вопроса повестки дня:
16 проектов законов Республики Саха (Якутия), из которых 11 законопроектов принято в окончательном чтении, 3 проекта законов принято в первом чтении и 2 закона ранее принятые Государственным Собранием (Ил Тумэн) и отклоненные Президентом Республики Саха (Якутия) приняты повторно.
5 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них:
2 кадровых вопроса – дано согласие Президенту Республики Саха (Якутия) на назначение Никонова Георгия Дмитриевича на должность министра внешних связей Республики Саха (Якутия) и утвержден в должности генерального директора Издательского Дома «Ил Тумэн» - главного редактора парламентской газеты «Ил Тумэн» Алексеев Виталий Владиславович;
1 законодательная инициатива Государственного Собрания (Ил Тумэн) по внесению в Государственную Думу Российской Федерации проектов федеральных законов и 1 обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову;
1 Постановление о внесении поправок Государственного Собрания (Ил Тумэн) в проект федерального закона.
По 2 вопросам народными депутатами заслушана и принята информация к сведению:
- О ходе судебного разбирательства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по исковому заявлению Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом к Республике Саха (Якутия) в лице Правительства Республики Саха (Якутия) о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое (и движимое) имущество;
- Об участии Государственного Собрания (Ил Тумэн) в разработке проекта Президентской Программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007 – 2011 годы.
1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан
В области государственного строительства и конституционных прав граждан приняты 2 закона Республики Саха (Якутия) и 2 закона ранее принятые Государственным Собранием (Ил Тумэн) и отклоненные Президентом Республики Саха (Якутия) приняты повторно:
- Принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Президенте Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Согласно закону Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики. В законе определяется порядок вступления в должность Президента Республики Саха (Якутия), принесение им присяги, полномочия, закрепляются символы президентской власти в республике. Также закреплена должность Вице-президента Республики Саха (Якутия) и его полномочия;
- Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева, Д.Н. Горохова). Закон представляет собой базовый правовой акт, состоящий из 8 глав, определяющих общие положения, статус территориальных избирательных комиссий, состав и порядок формирования, полномочия и организацию деятельности территориальных избирательных комиссий, а также статус членов территориальных избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами власти, формируются и осуществляют свою деятельность на постоянной основе сроком на 4 года в пределах одной административно-территориальной единицы республики. Территориальным избирательным комиссиям, образованным на территории с числом избирателей более 30 000 человек присваивается статус юридического лица, в частности, юридический статус предполагается установить для Нерюнгринского, Мирнинского, Алданского, Ленского улусов (районов) и города Якутска. Избирательные комиссии формируются Центральной избирательной комиссией РС (Я) в количестве 5 – 14 членов с правом решающего голоса. Также кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. Срок полномочий членов комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность, полномочия остальных членов комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной компании.
Повторно принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Данный закон был отклонен Президентом Республики Саха (Якутия) в связи с несоответствием федеральным законам в части установления гарантии народным депутатам на бесплатный проезд воздушным, железнодорожным, водным и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Также повторно принят Закон Республики Саха (Якутия) «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). При повторном принятии закона из раздела 6 Государственные должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) категории «руководители», учреждаемые для обеспечения деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) из группы «Главная должность» исключена должность «Аудитор».
1.2. Организация и обеспечение местного самоуправления
В сфере организации и обеспечения местного самоуправления приняты 4 закона в окончательном чтении:
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 173-З № 353-III «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Вносятся изменения в части изменения границ муниципального образования «Поселок Витим» Ленского района;
- Закон Республики Саха (Якутия) «О признании утратившими силу законодательных актов Республики Саха (Якутия) о разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В связи с урегулированием данных правоотношений федеральным законодательством признаются утратившими силу законы РС (Я): «О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Саха (Якутия)»; «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Саха (Якутия)»;
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об особенностях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) в переходный период» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Изменения направлены на приведение в соответствие с федеральным законодательством;
- Закон республики Саха (Якутия) «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону нуждающимися в жилых помещениях признаются малоимущие граждане и члены их семей, не являющиеся нанимателями жилых помещений, либо собственниками жилых помещений, а также имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи ниже установленной учетной нормы, а также проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для постоянного проживания и проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе хотя бы одной семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами заболеваний. Учет малоимущих граждан осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства, для постановки на учет гражданин подает заявление и прилагает необходимые документы, перечисленные в данном законопроекте. Орган учета в течение 30 рабочих дней должен принять решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет. Орган учета обязан вести Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и Книгу регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам по договору социального найма в порядке очередности, также закон содержит перечень категорий лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В первом чтении приняты 2 проекта законов Республики Саха (Якутия):
- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом предлагается дополнить перечень вопросов, для решения которых органы государственной власти республики могут наделить отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления городского округа;
- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).
1.3. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство
В сфере бюджетного, налогового, финансового законодательства принят 1 закон Республики Саха (Якутия):
- «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2006 год» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2006 год по доходам и расходам уменьшен на 229 966 тыс. рублей и составил 3 444 928,6 тыс. рублей.
1.4. Вопросы аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития республики
В сфере аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития республики приняты 4 закона Республики Саха (Якутия) в окончательном чтении. Из них 2 закона направлены на регулирование правоотношений государственной и муниципальной собственности:
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Внесены изменения, согласно которым бесплатно в собственность общероссийских общественных организации инвалидов предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности данных общественных организаций.
- Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону объекты, находящиеся в муниципальной или государственной собственности подлежат передаче, в случае если их нахождение в соответствующей собственности не допускается и если указанные объекты используются муниципальными или государственными органами, учреждениями для целей установленных федеральным законодательством.
Приняты Закон Республики Саха (Якутия) «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» .
1.5. Наука, культура, образование и здравоохранение
В области регулирования отношений образования принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова). Согласно внесенным изменениям увеличен возраст с 14 до 15 лет обучающихся, которые могут быть исключены из образовательного учреждения по решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Также дополнительно на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органами местного самоуправления и родителями возложена обязанность по трудоустройству исключенных из образовательного учреждения детей. Дополнены полномочия органов управления образованием Республики Саха (Якутия).
2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)
На 35 (очередном) пленарном заседании Государственным Собранием (Ил Тумэн) принята законодательная инициатива по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» . Законопроектом предлагается дополнить действующий федеральный закон новой главой «Особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Принято Обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости увеличения объемов ассигнований из федерального бюджета на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В обращении народные депутаты предлагают рассмотреть вопрос о принятии отдельной подпрограммы в составе федеральной целевой программы «Жилище» и увеличить объем ежегодных ассигнований Республики Саха (Якутия) для решения вопросов переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в тяжелых климатических и природных условиях Крайнего Севера.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) дано согласие Президенту Республики Саха (Якутия) на назначение Никонова Георгия Дмитриевича на должность министра внешних связей Республики Саха (Якутия) и утвержден в должности генерального директора Издательского Дома «Ил Тумэн» - главного редактора парламентской газеты «Ил Тумэн» Алексеев Виталий Владиславович.
3. Статистика законодательной деятельности
Принято законов РС (Я) | Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении | Возвращено на доработку | За весь период работы ГС третьего созыва принято законов РС (Я) | ||||
базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений |
7 | 6 | 0 | 3 | 0 | 0 | 199 | 186 |
07.11.06