18 августа 2022 года, 02:32 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Законы – самое главное в работе депутатов

О деятельности народных депутатов в весеннюю сессию 2012 года и за период деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) IV созыва рассказывает Оксана Винокурова, постоянный секретарь республиканского парламента.
 
- Традиционно вы, как постоянный секретарь, подводите итоги участия народных депутатов в пленарных заседаниях после сессий.

- Мы провели анализ работы Госсобрания (Ил Тумэн) в весеннюю сессию 2012 и за весь период деятельности IV созыва.

За последнюю сессию проведено 5 пленарных заседаний, на которых рассмотрено более 200 вопросов, в том числе 117 проектов законов Республики Саха (Якутия), 67 проектов постановлений, а также проекты федеральных законов. Если сравнить деятельность постоянных комитетов, то за весеннюю сессию 2012 г. наибольшее количество вопросов в повестку пленарных заседаний по региональным законопроектам внесли: постоянный комитет по государственному строительству и законодательству (Макиенко О.В.) - 61, комитет по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации (Уаров А.С.) - 21, комитет по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости (Поисеева А.И.) - 21, комитет по земельным отношениям природным ресурсам и экологии (Софронеев А.А.) - 15, по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту (Сюльский С.А.) - 15, по науке, образованию, культуре и СМИ (Голомарева Е.Х.) - 13, комитет по экономической, инвестиционной и экономической политике, предпринимательству и туризму (Федоров П.С.) – 12, комитет по вопросам местного самоуправления (Горохов Д.Н.) и комитет по аграрной политике и селу (Наумов Д.Ф.) – по 8 вопросов повестки. При этом нельзя забывать, что один и тот же проект закона вносится дважды до окончательного чтения.

Всего за период с 2008 по июнь 2012 года, т.е. за 4,5 года, народными депутатами проведено 36 пленарных заседаний, рассмотрено около 1500 вопросов, в том числе проектов региональных законов - 828, проектов постановлений - 388. Соответственно постоянными комитетами подготовлено следующее количество вопросов к пленарным заседаниям: постоянный комитет по государственному строительству и законодательству (Макиенко О.В.) - 363, комитет по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации (Уаров А.С.) - 159, комитет по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости (Алексеева Е.Ю./Поисеева А.И.) - 136, по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту (Подголов А.Г./Сюльский С.А.) – 97; по науке, образованию, культуре и СМИ (Голомарева Е.Х.) – 95; комитет по вопросам местного самоуправления (Горохов Д.Н.) – 87; комитет по земельным отношениям природным ресурсам и экологии (Софронеев А.А.) - 80, комитет по аграрной политике и селу (Наумов Д.Ф.) – 48; комитет по экономической, инвестиционной и экономической политике, предпринимательству и туризму (Федоров П.С.) – 42; комитет по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера (Губарев В.Н.) – 40 и мандатная и регламентная комиссия (Платонов Р.М.) – 37; комитет по строительству и ЖКХ - 30 вопросов повестки.

- В последнее время о депутатах-прогульщиках стали много говорить, поэтому их посещаемости уделяют больше внимание. В Государственной Думе после летних каникул будут разрабатываться поправки в регламент, согласно которым депутаты могут лишаться мандата без решения суда. Поводом для лишения мандата, помимо всего прочего, станут многократные прогулы парламентариев. Интересно как посещают наши народные избранники пленарные заседания?

- Действительно, пленарные заседания – основная форма работы законодательного органа власти, поэтому обеспечение кворума для придания легитимности принимаемым законам – одна из главных задач руководства парламента. Конечно, народный депутат обладает особым статусом, но участие в пленарных заседаниях - это основная обязанность. С другой стороны, надо учесть и то, что открытость власти, демократизация общества требуют прозрачности в деятельности любого органа власти, поэтому избиратели должны знать, как участвуют их избранники в законодательном процессе.

Если проанализировать деятельность Ил Тумэна с 2008 по 2012 год, то 100% посетили все 36 пленарных заседаний 13 народных депутатов: Басыгысов В.Н., Вадюхин Г.В., Винокурова О.А., Горохов Д.Н., Костромин Н.Н., Макиенко О.В., Подголов А.Г., Голомарева Е.Х., Гаврильев А.И., Артемьев Г.М., Григорьева А.А., Сюльский С.А., Савельев Н.В. По уважительной причине лишь по 1-2 пленарных заседания из 36 не смогли посетить народные депутаты: Крылов А.В., Кривошапкин А.В., Морозкин А.П., Софронеев А.А., Алексеев А.Н., Третьяков П.А., Кычкин В.Р., Куличкин В.С., Гоголева С.В., Платонов Р.М., Уаров А.С., Наумов Д.Ф., Олесов С.С., Алексеева Е.Ю., Членов В.М.

Но есть и народные депутаты, которые довольно часто по тем или причинам пропускают пленарные заседания. Например, по разным причинам более половины пленарных заседаний из 36 проведенных не посетили: Выборнов С.А.(29), Корнев И.А.(24), Максимов А.Н. (17) , Тарасов О.В. (14), Тимофеев Н.С. (13).

- Как правило, вопросы пленарных заседаний за межпленарный период активно обсуждаются и рассматриваются в комитетах. Как народные депутаты участвуют в этой работе?

- Участие в работе комитетов помогает решать многие вопросы, которые иногда возникают на пленарных заседаниях, позволяет депутатам своевременно вносить свои поправки в те или иные проекты законов.
Всего за период весенней сессии 2012 года проведено 112 заседаний постоянных комитетов. А с 2008 по июнь 2012 года комитеты всего провели 759 заседаний. В соответствии с регламентом каждый народный депутат является членом 2-х или 3-х комитетов. Но основную работу, конечно же, организуют председатели. Участие народных депутатов в работе комитетов в среднем составила 77,9%. Ни одного заседания комитета по вопросам местного самоуправления (70 заседаний) не посетил Березкин Э.Б., также не участвовал ни в одном заседании комитета по строительству и ЖКХ депутат Корнев И.А. (51 пропуск).

Постоянными комитетами под руководством председателей ведется очень большая работа между пленарными заседаниями не только по подготовке новых проектов законов, но и в рамках контрольных полномочий парламента. Так, комитетами за весеннюю сессию 2012 г. проведены: 9 парламентских слушаний, 11 правительственных часов, 4 видеоконференции и научно-практические конференции, 18 «круглых столов», контрольным комитетом (Олесов С.С.) проведено 5 проверок. А всего за 4,5 года проведено 50 парламентских слушаний, 70 правительственных часов, 162 круглых столов, 10 конференций, контрольным комитетом (Олесов С.С.) проведена 61 проверка, из которых 56 плановых, 5 внеплановых.

Регулярно в Ил Тумэне проходят правительственные часы, парламентские слушания, где отчитываются заместители председателя правительства, министры, председатели государственных комитетов и руководители департаментов.

Я уже привела статистику: 50 парламентских слушаний и 70 правительственных часов - это на самом деле очень внушительный контроль со стороны законодательного органа власти. В основном они проводились с целью контроля над реализацией тех или иных целевых программ, проверки эффективности работы исполнительной власти в рамках регионального законодательства и, конечно же, за расходованием бюджетных средств и т.д. Как правило, народные депутаты задают очень острые вопросы, выступают с критикой, но в целом конструктивно. Например, на правительственных часах были заслушаны доклады по реализации программ модернизации здравоохранения (министр Горохов А.В.), образования (Владимиров А.С.), строительства (Дереповский С.Я.), сельского хозяйства (Слепцов И.И.), много слушаний и правительственных часов проведено по вопросам повышения заработной платы учителей, контролю за тарифной политикой, развитию транспорта, модернизации ЖКХ, энергоресурсо-сбережению, занятости инвалидов и другим актуальным темам. За 4,5 года наибольшее количество парламентских слушаний проведено: комитетом по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации (Уаров А.С.) – 8; комитетом по науке, образованию, культуре и СМИ (Голомарева Е.Х.) – 6; комитетом по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера (Губарев В.Н.) – 5 и комитетом по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости (Поисеева А.И.) – 4. Немало правительственных часов организовали: комитет по строительству и ЖКХ (Костромин Н.Н.) – 14; комитет по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости (Алексеева Е.Ю./Поисеева А.И.) – 11; комитет по науке, образованию, культуре и СМИ (Голомарева Е.Х.) и комитет по земельным отношениям природным ресурсам и экологии (Софронеев А.А.) проведели по 6 правительственных часов. Еще одна форма работы народных депутатов - «круглые столы» с участием не только представителей исполнительной власти, но и общественности. Рекомендации, принятые в ходе их работы, в большинстве случаев принимаются в виде постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я). За 4,5 года «круглые столы» по самым актуальным темам организовали комитет по науке, образованию, культуре и СМИ (Голомарева Е.Х.) – 16; комитет по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости (Алексеева Е.Ю./Поисеева А.И.) – 14; комитет по аграрной политике и селу (Наумов Д.Ф.), комитет по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера (Губарев В.Н.); комитет по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту (Подголов А.Г./Сюльский С.А.) -- по 8 и комитет по вопросам местного самоуправления (Горохов Д.Н.) – 7. «Круглые столы» также проводились общественными формированиями парламента: фракциями политических партий: «Единая Россия» - 56, КПРФ - 2, общественно–политический клуб женщин-парламентариев - 31, Молодежный парламент -21.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности деятельности четвертого созыва?

- Четвертый созыв Госсобрания, по сравнению с предыдущими, работает в условиях, если можно так выразиться, модернизации системы управления государством, информатизации и открытости. Здесь велика заслуга Басыгысова В.Н. - опытного парламентария, толерантного руководителя, и самое главное, внесшего много инноваций с целью повышения эффективности работы народных депутатов. Это законопроекты на электронных носителях, ай-пады в зале пленарных заседаний, прямые трансляции пленарных заседаний в он-лайн режиме, оснащение видеотранслирующим оборудованием малого зала и другие новшества, которые кстати позитивно отмечают наши коллеги из других регионов. Большую роль играют и наши СМИ: газета «Ил Тумэн» (ред. Оконешникова А.В.) и пресс-служба Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) (рук. Васильев П.С.), оперативно освещающие деятельность народных депутатов.

- Часто о депутатах говорят, что, мол, они при принятии законов только кнопки нажимают. Так ли это?

- Пленарные заседания проходят по строгому регламенту, поэтому никаких непредвиденных ситуаций там, по сути, не должно происходить. Выступления докладчиков, содокладчиков, процедурные вопросы - все это регламентировано временными рамками. Проекты законов заранее готовятся комитетами также в соответствии с регламентом, самые бурные обсуждения проходят именно на заседаниях комитетов, поэтому на пленарных могут возникнуть вопросы чаще со стороны тех, кто не участвовал в обсуждении проектов законов в комитетах. Но обсуждение любого вопроса повестки на пленарных заседаниях не проходит без участия народных депутатов, поэтому упреки, что кто-то молча нажимает только кнопки, абсолютно необоснованны. Это можно подтвердить даже статистикой: за 4,5 года во время 36 пленарных заседаний народные депутаты выступили 2900 раз! Задали 1921 вопрос.

Могу предоставить информацию, кто сколько раз выступил, кто больше задал вопросов. Если не считать руководства и председателей постоянных комитетов, которые, конечно же, по количеству выступлений в стенограммах зафиксированы больше других, то на пленарных заседаниях активно выступали: Дойников Ю.А., Евсеев М.Н., Жирков Е.П., Ким-Кимэн А.Н., Корнилова З.А., Кычкин В.Р., Петров В.Ф., Федоров В.Ю., Федорова О.Н., Филиппов М.В., Артемьев Г.М., Гаврильев А.И., Гоголева С.В., Березкин Э.Б., Березин С.М., Тимофеев Н.С. Учитывая то, что наш созыв сформирован по партийному принципу, а большинство мандатов принадлежит фракции правящей партии (51 народный депутат), то и вопросы больше всего возникают у представителей «Справедливой России» (6), КПРФ (7) и группы «Согласие» (5). Например, по стенограммам пленарных заседаний IV созыва больше всех вопросов за 4,5 года задала З.А.Корнилова (189 раз), также более 100 вопросов задали Артемьев Г.М., Губарев В.Н., Гаврильев А.И., Березкин Э.Б., Федорова О.Н. и Тимофеев Н.С.
- И самый главный вопрос. Сколько законов принято народными депутатами?

- По Конституции Республики Саха (Якутия) правом законодательной инициативы обладают народные депутаты, президент, правительство, конституционный суд, федерация профсоюзов, региональные отделения партий, представительные органы МСУ. За период весенней сессии больше всех законов из 79 принятых внесено правительством (46,8%), народными депутатами (35,5%), президентом (13,9%). К сожалению, за 4,5 года региональными отделениями партий не внесено ни одного закона и всего 3 проекта закона внесено представительными органами МСУ. За период работы IV созыва всего принято депутатами 540 законов республики, из них 75 законов – инициативы Президента РС (Я), 246 – Правительства РС (Я), 4 – Конституционного суда РС (Я), 3 – представительных органов МСУ, 3 – Федерации профсоюзов РС (Я).

- Какова законодательная активность самих народных депутатов?

- За 4,5 года 82,9 % народных депутатов стали авторами 209 законодательных инициатив. Авторами более 30 принятых законов стали: Горохов Д.Н., Голомарева Е.Х., Макиенко О.В., Софронеев А.А. Авторами более 10 законов республики по итогам 4,5 лет являются: Алексеева Е.Ю., Винокурова О.А., Подголов А.Г., Олесов С.С., Платонов Р.М., Басыгысов В.Н., Березин С.М., Уаров А.С., Губарев В.Н., Иванов В.И., Костромин Н.Н., Кривошапкин А.В., Крылов А.В., Ларионов С.А., Наумов Д.Ф., Петров В.Ф. За этот же период более 5 проектов законов инициировали: Алексеев А.Н., Афанасьева А.С., Гоголева С.В., Григорьева А.А., Дойников Ю.А., Жирков А.Н., Иванов С.С., Ким А.Н., Морозкин А.П., Николаев Ю.М., Никонов С.А., Поисеева А.И., Румянцев Н.И., Сюльский С.А., Тарасов О.В., Федоров П.С., Шеметов А.И. От 1 до 4 законов внесли народные депутаты: Аретемьев Г.М., Балакшин Г.Р., Васильев К.И., Владимиров Л.Н., Гаврилов С.Ю., Гаврильев А.И., Деревяшкин М.П., Дудников А.Н., Евсеев М.Н., Жирков Е.П., Жукова Е.Ю., Илларионов А.А., Корнилова З.А. Куличкин В.С., Мамедов А.З-оглы, Миронов А.С., Потрубейко В.А., Тимофеев Н.С., Третьяков П.А., Федоров В.Ю., Филиппов М.В., Чаусский Н.А. Депутаты также самое активное участие приняли в процессе второго чтения, внося свои изменения и дополнения в тот или иной закон. Как правило, очень много поправок вносится в проект бюджетного законодательства, конституционных законов и в проекты базовых законов. О законодательной активности депутатов свидетельствует тот факт, что из 70 народных избранников за 4,5 года ни одну поправку в качестве законодательной инициативы не внес лишь 1 народный депутат (Выборнов С.А.). За весеннюю сессию 2012 года наибольшее обсуждение получили такие законы, как Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РС (Я)», касающийся возврата выборности глав регионов и наименования должности высшего должностного лица республики; «О выборах Главы РС (Я)», «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств», «О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения» и другие.

- Как поддерживается «обратная связь»?

- Все принимаемые законы республики очень важны для каждого жителя республики, но порой люди недостаточно осведомлены – не знают не только о принимаемых законах, но и о деятельности Государственного Собрания. С учетом этого обстоятельства Президент республики Е.А.Борисов предложил народным депутатам в 2010 году принять участие в ежегодных отчетах правительства перед населением. Это оказалось эффективной формой информирования населения о деятельности парламента и принятых им за отчетный период региональных законах. Одновременно, общаясь с населением, депутаты смогли узнать, как на практике реализуются те или иные законы, какие необходимо внести изменения с целью их совершенствования.
 
Источник газета Ил Тумэн
 

Опубликовано: 1 августа, 2012 - 09:40
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице