1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
На двадцать девятом (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 24 – 25 января 2006 года рассмотрено 37 вопросов повестки дня:
16 проектов законов Республики Саха (Якутия) , из которых 9 законопроектов принято в окончательном чтении и 6 проектов законов принято в первом чтении, 1 проект закона отложен и отправлен на доработку.
20 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них:
8 кадровых вопросов;
1 организационный вопрос;
11 вопросов социально-экономического развития республики;
По 1 вопросу народными депутатами Республики Саха (Якутия) заслушана и принята информация к сведению.
1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан
Принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Согласно закону исключается возможность Правительством республики передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входящие в его ведение органам местного самоуправления и дополняется положение, согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Также исключается возможность Правительства республики налагать дисциплинарные взыскания на руководителей министерств Республики Саха (Якутия) и других подведомственных им органов и взамен устанавливается право Правительства республики вносить предложения Президенту Республики Саха (Якутия) о наложении таких дисциплинарных взысканий.
В целях приведения в соответствие c федеральным законодательством и представлением Прокурора Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева). Согласно закону отменяется норма устанавливающая, что органы местного самоуправления предоставляют детям участковых уполномоченных милиции места в детских дошкольных учреждениях не позднее 1 месяца со дня подачи заявления, с оплатой не менее 50 процентов за счет местного бюджета.
В первом чтении принят проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова). Проект конституционного закона направлен на приведение в соответствие Конституции Республики Саха (Якутия) с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федерального законодательства. Проект конституционного закона вносит изменения в 11 статей Конституции республики, 1 статья исключается, дополняются 2 новые статьи, а также приостанавливается действие отдельных пунктов в 3 статьях и действие 2 статей Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
В целях повышения эффективности реализации Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) контрольной функции принят в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Контрольном комитете Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова, А.Н. Максимова). Проектом закона предлагается дополнить закон нормами, устанавливающими статус и структуру аппарата Контрольного комитета, включив дополнительно должность аудитора.
По инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.М. Артемьева, С.М. Березина, В.В. Кожевникова, П.Г. Петровой, В.И. Иванова, С.С. Олесова в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)». Проект закона разработан в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством отдельных положений закона республики.
1.2. Организация и обеспечение местного самоуправления
Приняты 4 закона Республики Саха (Якутия) и 2 проекта законов в первом чтении по наделению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями:
- Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по обеспечению бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению бесплатными специальными молочными продуктами детского питания детей до трех лет, воспитывающихся в семьях со среднедушевым доходом, размер которого ниже прожиточного минимума и постоянно проживающих на территории республики передаются органам местного самоуправления 36 муниципальных образований, перечисленных в законе. Закон устанавливает порядок обеспечения передаваемых полномочий: семья, отвечающая выше перечисленным требованиям, получает справку в территориальных органах социальной защиты о среднедушевых доходах, на основании которой участковый врач выписывает рецепт для бесплатного обеспечения молочными продуктами детского питания детей в возрасте до трех лет. Выдача детского питания производится через пункты раздачи, утвержденные по решению органов местного самоуправления. Финансовые средства на выполнение передаваемых полномочий ежегодно предусматриваются в Законе Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)» в составе расходов республиканского фонда компенсаций в виде субвенций и рассчитываются согласно методике, являющейся приложением к данному закону;
- Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий населения на территории Республики Саха (Якутия) в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону органам местного самоуправления передаются полномочия Республики Саха (Якутия) по социальной поддержке детей до 3-х лет жизни, детей из многодетных семей до 6 лет, малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, групп населения страдающих гельминтозами и граждан с категориями заболеваний, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 в части бесплатного лекарственного обеспечения. Финансовые средства, необходимые для осуществления передаваемых полномочий ежегодно предусматриваются в Законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на очередной год и рассчитываются согласно методике, являющейся приложением к данному закону;
- Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органа местного самоуправления муниципального образования «Город Якутск» в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации оказания специализированной медицинской помощи в Городском специализированном доме ребенка» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону органы муниципального образования г. Якутск наделяются полномочиями по организации оказания специализированной медицинской помощи в Городском специализированном доме ребенка, а также определяется порядок осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий и порядок прекращения осуществления указанных полномочий. Финансовые средства, необходимые для осуществления передаваемых полномочий ежегодно предусматриваются в Законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете, в форме субвенций и рассчитываются согласно методике, являющейся приложением к данному закону;
- Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями лицензирования розничной продажи алкогольной продукции» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону органам местного самоуправления 11-ти муниципальных образований Республики Саха (Якутия) передаются следующие полномочия:
- выдача лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции;
- формирование и ведение реестра лицензий;
- сбор сведений по розничному обороту алкогольной продукции;
- контроль за соблюдением организациями условий, предусмотренными лицензиями на право розничной продажи алкогольной продукции;
- проведение контрольных мероприятий за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие реализации в сети розничной продажи;
- приостановление действия лицензий;
- передача материалов в суд для аннулирования лицензии.
Согласно закону передача полномочий должна быть осуществлена в течение двух месяцев с момента вступления в силу закона. Орган местного самоуправления, осуществляющий данные делегированные полномочия должен быть определен представительным органом местного самоуправления путем издания нормативного правового акта.
- проект закона Республики Саха (Якутия) «О передаче отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органам местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно проекту закона органам местного самоуправления предаются следующие полномочия:
- полное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за время пребывания в государственном учреждении для детей-сирот;
- содержание государственных учреждений, выплату заработной платы работникам таких учреждений;
- обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
- обеспечение питанием и проживанием приезжающих в каникулярное время, выходные и праздничные дни выпускников всех типов образовательных учреждения республики;
- обеспечение выпускников образовательных учреждений республики из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием;
- оплата проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте, а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
- предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно.
Средства на реализацию данных полномочий ежегодно предусматриваются в законе о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и рассчитываются согласно методике, являющейся приложением к данному проекту закона;
- проект закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).
1.3. Социальная политика
Приняты 2 закона Республики Саха (Якутия), направленные на определение величины прожиточного минимума и потребительской корзины Республики Саха (Якутия):
- Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке определения величины прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает, что определение величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом и по зонам республики определяется ежеквартально на основании методики, являющейся приложением к данному закону. Конкретная величина прожиточного минимума устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия) и подлежит официальному опубликованию.
- Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон закрепляет положение, согласно которому потребительская корзина в республике определяется не реже одного раза в пять лет при наличии экспертизы, проводимой в порядке установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) отложили рассмотрение во втором чтении проекта закона Республики Саха (Якутия) «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Народные депутаты посчитали проект закона недоработанным в части определения порядка установления квоты.
1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2005 год» . Произведена корректировка основных показателей бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сторону увеличения. Утвержден бюджет по доходам в сумме 3 100 455,0 тыс. рублей, по расходам в сумме 3 100 455,0 тыс. рублей.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).
2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Ключевыми вопросами повестки пленарного заседания являлись вопросы, касающиеся ситуации вокруг АК «АЛРОСА» (ЗАО). Народные депутаты Республики Саха (Якутия) в связи с этим приняли 4 постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн):
- «О мерах по реализации постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года № 1114-III «О защите государственных интересов в акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО)». В постановлении еще раз отражена позиция Государственного Собрания (Ил Тумэн) по защите интересов республике в АК «АЛРОСА» (ЗАО), выраженная в постановлении от 16 июня 2005 года № 1114-III «О защите государственных интересов в акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО)». Отмечается, что 8 ноября 2005 года, был принят Протокол № 68-ГГ «О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)» реализация которого, без учета интересов Республики Саха (Якутия), может привести к изъятию основного базового источника доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия), что в случае отсутствия гарантий возмещения выпадающих доходов создаст основы для перевода республики в разряд высокодотационных депрессивных субъектов Российской Федерации. В постановлении подчеркивается, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) признает необходимость оказания всемерной поддержки для сохранения производственных показателей в алмазно-бриллиантовом комплексе республики, считает недопустимым применение любых форм административного регулирования, нарушающих действующее законодательство и отвечающих групповым или корпоративным интересам и намерено действовать в интересах всех акционеров акционерной компании АЛРОСА «ЗАО», включая Российскую Федерацию, Республику Саха (Якутия), улусы «алмазной провинции» и членов трудового коллектива акционерной компании. В резолютивной части постановления определяется, что Протокол от 8 ноября 2005 года № 68-ГГ «О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)» (во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 8 февраля 2001 года Пр-№ 642) считается рабочим документом, являющимся одним из вариантов исполнения поручения Президента Российской Федерации от 8 апреля 2001 года № Пр-642. Констатируется, что данный Протокол при определенных обстоятельствах может привести:
1) к частичному или полному лишению права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на имущественный комплекс ПНО «Якуталмаз»;
2) к признанию недействительными Соглашения от 25 ноября 1992 года «О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)» и Договора от 19 января 1993 года «Об аренде имущественного комплекса ПНО «Якуталмаз» и предприятий, входящих в его состав, и о предоставлении в пользование земельных участков, месторождений алмазов, других природных ресурсов», к прекращению перечисления арендных платежей акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) за арендованный имущественный комплекс в государственный бюджет Республики Саха (Якутия);
3) к преобразованию акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) в открытое акционерное общество, что при выпуске дополнительной эмиссии акций приведет к нарушению сложившегося паритета долей основных акционеров в уставном капитале акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО), нарушению прав трудового коллектива акционерной компании и улусов (районов) Республики Саха (Якутия), являющихся акционерами акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО).
В целях недопущения данных последствий Государственное Собрание (Ил Тумэн) в своем постановлении определяет необходимые действия, которые должны предпринять Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С. Тимофеев, Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов;
- «Об участии представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в работе комиссии и рабочих групп по организации работы по взаимодействию с федеральными органами государственной власти по вопросам акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО), созданных Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2005 года № 2486». Данным постановлением Государственное Собрание (Ил Тумэн) делегирует представителей парламента республики в комиссию и рабочие группы, образованные Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2005 года № 2486 и поручает им в своей деятельности руководствоваться нормативными правовыми актами Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО);
- «О комиссии по защите интересов Республики Саха (Якутия) в Акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) и контролю за исполнением Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года 8-З №17-III «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (Закрытом акционерном обществе)» . Данное постановление вносит изменения в постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 31 марта 2005 года ГС № 989-III «О рабочей комиссии по защите интересов Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) и контролю за исполнением Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года 8-З №17-III «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (Закрытом акционерном обществе)» в части изменения статуса комиссии и дополнительно введения в ее состав 4 народных депутатов Республики Саха (Якутия);
- «О Положении о комиссии по защите интересов Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) и контролю за исполнением Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года 8-З №17-III «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (Закрытом акционерном обществе)» . Постановлением утверждается Положение о комиссии, в котором определяются цели создания, задачи, порядок деятельности и компетенцию комиссии.
На пленарном заседании Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло постановление «О рекомендациях Президенту Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 3 июня 2003 года № 976 «О Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)». В постановлении Президенту Республики Саха (Якутия) В.А. Штырову рекомендовано вывести из состава комиссии Николаева Айсена Сергеевича и включить в состав Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Тимофеева Ньургуна Семеновича.
Приняты 2 постановления о рекомендациях парламентских слушаний:
- «О рекомендациях парламентских слушаний «О ходе реализации Республиканской целевой программы «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов на 2003 – 2006 годы» . Постановлением утверждены рекомендации парламентских слушаний состоявшихся 19 декабря 2005 года, в которых участники парламентских слушаний отмечают, что данная программа является основным и единственных инструментом в обеспечении социальной адаптации и реабилитации инвалидов. Программа с 2003 по 2005 годы профинансирована всего на 40,2%, а на 2006 год средств предусмотрено в 2 раза меньше уровня 2005 года. Отмечается реальное ухудшение здоровья населения, так по состоянию на 1 декабря 2005 года в республике проживают 48 400 инвалидов, в том числе 6 980 детей-инвалидов. Острым остаются вопросы трудоустройства и занятости инвалидов, социальной адаптации, в частности обеспечение безбарьерной, доступной среды в социальной инфраструктуре городов и сел, практически не ведется строительство лифтов, пандусов и других технических приспособлений. В целях обеспечения дальнейшей эффективной реализации Республиканской целевой программы даны конкретные рекомендации Государственному Собранию (Ил Тумэн), Правительству Республики Саха (Якутия), профильным министерствам и ведомствам республики, Мэрии города Якутска, главам муниципальных образований улусов (районов) и городских, сельских поселений;
- «О рекомендациях парламентских слушаний «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002 – 2006 годы» . Постановлением одобрены рекомендации парламентских слушаний, состоявшихся 10 ноября 2005 года и определены основные приоритетные направления Президентской программы на 2007 – 2011 годы. В частности, это: обеспечение продовольственной безопасности республики; создание благоприятных экономических условий для развития производственной и социальной инфраструктуры села; обеспечение социальной защищенности сельского населения; неуклонное повышение качества жизни каждого селянина; кардинальное улучшение пенсионного обеспечения на селе; стимулирование развития малого и среднего бизнеса; всемерная поддержка кооперативного движения; экономия природных ресурсов посредством внедрения ресурсосберегающих технологий.
На пленарном заседании рассмотрен ход исполнения Государственной программы развития Якутской государственной сельскохозяйственной академии на период с 2002 по 2006 год и принято соответствующее постановление, в котором отмечается положительная работа органов власти по выполнению мероприятий программы в части совершенствования образовательной деятельности, развития научно – исследовательской деятельности и подготовки кадров, внедрения новых информационных технологий. Однако, также указывается на недостаточное исполнение программы в части строительства учебных и социальных объектов ЯКСХА, даны поручения Правительству Республики Саха (Якутия).
25 января 2006 года утверждены 2 Соглашения о сотрудничестве Государственного Собрания (Ил Тумэн) с Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой.
На пленарном заседании рассмотрено 8 кадровых вопросов:
- членом постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по аграрной политике и землепользованию избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Артемьев Георгий Михайлович;
- членом постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, делам семьи, детства, молодежи, физкультуре и спорту избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Кривошапкин Андрей Васильевич;
- членом постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Николаев Юрий Михайлович;
- членом постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по аграрной политике и землепользованию избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Готовцев Юрий Александрович;
- заместителем председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Луковцев Федор Юрьевич;
- членом коллегии Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) избрана народный депутат Республики Саха (Якутия) Корнилова Зоя Афанасьевна;
членом мандатной и регламентной комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Артемьев Георгий Михайлович;
- членом постоянного секретариата Государственного Собрания (Ил Тумэн) избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Румянцев Николай Иннокентьевич.
3. Статистика законодательной деятельности
Принято законов РС (Я) | Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении | Возвращено на доработку | За весь период работы ГС третьего созыва принято законов РС (Я) | ||||
базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений |
5 | 4 | 3 | 3 | 1 | 0 | 160 | 155 |
26.01.06