2 августа 2022 года, 08:27 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (09:00)

Информационно-аналитический бюллетень № 22 (по итогам двадцать шестого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) 11-12 октября 2005 года)

1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности

 

На двадцать шестом (очередном) пленарном заседании, народными депутатами Республики Саха (Якутия) рассмотрено 57 вопросов повестки дня:

25 проектов законов Республики Саха (Якутия), из которых 8 законопроектов принято в окончательном чтении, 10 проектов законов принято в первом чтении и 5 проектов во втором чтении. Два проекта закона Республики Саха (Якутия) возвращены инициатору на доработку.

31 постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них:

3 кадровых вопроса;

2 вопроса организационного характера;

5 вопросов социально-экономического развития республики;

19 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) по проектам федеральных законов и законодательным инициативам и обращениям субъектов Российской Федерации в федеральные органы государственной власти Российской Федерации;

2 законодательные инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) по внесению проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

 

1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан

 

В области регулирования деятельности правоохранительных органов принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон определяет границы нотариальных округов на территории республики соответственно административно-территориальным единицам – улусам (районам) и города республиканского значения Якутск. Таким образом, в республике создаются 35 нотариальных округов. Численность нотариусов в каждом округе определяется решением Правительства Республики Саха (Якутия), исходя из критериев перечисленных в законе.

11 октября 2005 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принято в первом чтении 3 проекта закона, в части регулирования статуса и деятельности органов государственной власти:

- проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова. Согласно вносимым изменениям исключается право Правительства своим актом делегировать исполнение своих полномочий органам местного самоуправления. Также исключается норма устанавливающее право Правительства налагать дисциплинарные взыскания на руководителей министерств Республики Саха (Якутия) и других подведомственных им органов;

- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» - законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова. Проект закона подготовлен в соответствии с решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений закона противоречащими федеральному законодательству. Согласно предлагаемым поправкам в новой редакции излагается норма, определяющая права Уполномоченного при проведении проверки по жалобе, исключается право Уполномоченного подачи искового заявления в суд о проверке судебного решения, постановления, определения без уплаты государственной пошлины. Также внесены редакционные поправки;

- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова. Предлагается исключить, как несоответствующую федеральному законодательству, норму, устанавливающую невозможность увольнения народного депутата в период исполнения им своих полномочий по инициативе администрации хозяйствующего субъекта без согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) и норму, устанавливающую дополнительные трудовые гарантии супруге (супругу) народного депутата. Также исключается положение о зачете срока полномочий народного депутата, осуществляющего свою деятельность на постоянной основе в стаж работы по специальности, и вносится уточнение в статью, устанавливающую право депутата на транспортное обслуживание, в части указания на источник финансирования данной гарантии.

В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О территориях традиционного природопользования и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова. Законопроектом регулируются отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования для ведения традиционного природопользования, традиционных видов хозяйствования и традиционного образа жизни. Законопроект состоит из 6 глав, содержащих общую и особенную части. Субъектами традиционного природопользования могут быть юридические и физические лица, постоянно проживающие или имеющие регистрацию на территориях и занятые традиционными видами хозяйствования. Законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень видов традиционного природопользования и хозяйствования. Территории традиционного природопользования подразделяются на виды: республиканского, федерального и местного значения. Образование территорий республиканского и местного значения осуществляется соответственно решением органов исполнительной власти республики и решением органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам. Для определения правового режима территорий принимается положение о территориях традиционного природопользования, утверждаемое соответственно Правительством Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления. Согласно законопроекту земельные участки и иные природные объекты предоставляются субъектам традиционного природопользования в безвозмездное пользование.

 

1.2. Организация и обеспечение местного самоуправления

 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2005 года 240-З № 487-III «О порядке избрания и статусе глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» - законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова. Законом установлена возможность главам, вновь образованных сельских поселений численностью населения менее 3000 человек, одновременно возглавлять представительный орган муниципального образования и исполнительно-распорядительный орган.

 

В области регулирования деятельности органов местного самоуправления во втором чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно положениям законопроекта 33 муниципальных образования Республики Саха (Якутия) наделяются полномочиями по координации и методическому руководству работой в области охраны труда и по участию в урегулировании коллективных трудовых споров. Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в составе Фонда компенсаций бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций. Неотъемлемой частью законопроекта является Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления отдельных государственных полномочий в области охраны труда. Согласно Методике субвенции рассчитываются исходя из расходов на содержание необходимых дополнительных штатных единиц.

 

Признаны утратившими силу следующие Законы Республики Саха (Якутия):

- Закон РС (Я) от 15 декабря 1998 года З № 51-II «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)»;

- Закон РС (Я) от 10 июля 2002 года 42-З №419-II «О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Республике Саха (Якутия), установления их границ и наименований»;

- Закон РС (Я) от 15 июня 2002 года 23-З № 377-II «О собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Саха (Якутия)»;

- Закон РС (Я) от 10 июля 2003 года 47-З № 95-III «О порядке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)»;

- Закон РС (Я) от 15 июня 2004 года 140-З № 285-III «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)».

 

В области регулирования оплаты труда работников муниципальных органов в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2002 года 84-ФЗ № 521-II «О предельных нормативах денежного вознаграждения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом предлагается ввести ежемесячное денежное поощрение в размере 40 процентов денежного вознаграждения лицам, регулируемым данным законом с 1 сентября 2005 года. Также предлагается исключить норму, устанавливающую возможность финансирования расходов на денежное содержание и иные выплаты за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в муниципальных образованиях, получающих средства из государственного бюджета.

 

1.3. Социальная политика

 

Особое место в повестке 11 октября 2005 года заняли проекты законов Республики Саха (Якутия) в области социального обеспечения слабо защищенных слоев населения. Приняты 2 проекта закона во втором чтении и 2 законопроекта в первом чтении.

Во втором чтении приняты проекты законов:

- проект закона Республики Саха (Якутия) «О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроект устанавливает основания присвоения звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)», получение, которого дает право на меры социальной поддержки, установленные Законом Республики Саха (Якутии) от 9 декабря 2004 года 188-З № 383-III «О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)»;

- проект закона Республики Саха (Якутия) «О социальном обслуживании населения Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом предлагается закрепить основные понятия в области социального обслуживания населения, права граждан, формы и виды предоставляемых государством социальных услуг. В частности, предусматривается социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги. Также законопроектом регламентируется ресурсное и кадровое обеспечение социального обслуживания. В рамках второго чтения в законопроект добавлена норма, определяющая виды предоставляемой материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основания и порядок предоставления материальной помощи должны быть определены органами исполнительной власти республики.

В первом чтении приняты проекты законов:

- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 188-З № 383-III «О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Проект закона внесен в связи с переводом натуральных льгот в систему денежных выплат с 2006 года. Согласно законопроекту исключены из перечня предоставляемых льгот льготы по абонентской плате за телефон, радио и зубопротезирование. Законопроектом устанавливается набор социальных услуг предоставляемых ветеранам тыла стоимостью 350 рублей в месяц в виде бесплатных лекарственных средств по рецептам врача. Предоставляется право отказаться от получения услуги по средством подачи заявления по месту жительства об отказе до 1 октября соответствующего года;

- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 189-З 385-III «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом устанавливаются те же нормы, что и в выше указанном законопроекте.

11 октября 2005 года принят в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроектом предлагается дополнить действующий закон нормами, устанавливающими гарантии медицинского обслуживания и гарантии в период временной нетрудоспособности. Предлагается установить возможность предусмотреть в коллективном договоре оплату стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения за счет средств организации, а также законопроектом устанавливается выплата разницы до размера полного заработка лицам, размер заработной платы которых превышает максимальный размер пособия по нетрудоспособности, в случае их временной нетрудоспособности.

В связи с принятием нового закона Республики Саха (Якутия) регулирующего данные правоотношения признан утратившим силу Закон Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2001 года З № 271-II «Об охране труда».

 

1.4. Вопросы аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития республики

 

В целях поддержки местного производства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон направлен на стимулирование местных производителей, осуществляющих деятельность в отраслях материального производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории республики. Перечень товаропроизводителей, являющихся субъектами поддержки, утверждается Правительством республики. Закон предусматривает 3 вида мер государственной поддержки, это льготы по налогам и сборам, а также установление специальных режимов налогообложения, неналоговые меры, а также иные виды организационно-правового и методического характера. К неналоговым мерам относятся – компенсационные выплаты части дохода по размещенным облигациям, предоставление льгот по аренде государственного имущества, предоставление заемных финансовых средств, предоставление субсидий в части уплаты процентной ставки по банковским кредитам. Закон устанавливает условия и порядок предоставления государственной поддержки.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законом предусматриваются меры государственного регулирования и меры государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в условиях вечной мерзлоты. Сформулированы полномочия Правительства республики и органов местного самоуправления, оговаривается, что Правительство Республики Саха (Якутия) ежегодно представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

 

Признаны утратившими силу следующие законы Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 года № 1489-XII «О дорожном фонде Республики Саха (Якутия)»;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2001 года З № 295-II «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О дорожном фонде Республики Саха (Якутия)».

 

1.5. Наука, культура, образование и здравоохранение

 

В связи с необходимостью приведения действующего республиканского законодательства с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в окончательном чтении принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О библиотечном деле».

В области регулирования правоотношений культуры во втором чтении приняты 2 проекта законов Республики Саха (Якутия):

- проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия);

- проект закона Республики Саха (Якутия) «Об аудиовизуальном наследии Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова. В законопроекте определяется политика Республики Саха (Якутия) в сфере аудиовизуального документирования, учета, хранения и отражения исторического наследия. Аудиовизуальные документы являются одной из составляющих Архивного фонда Республики Саха (Якутия), постоянное хранение которых, осуществляет национальный архив в части фотодокументов, государственное национальное хранилище кинодокументов в части кино и видеодокументов, национальная библиотека, а также местные организации хранения.

В области здравоохранения в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране здоровья населения Республики Саха (Якутия)» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Изменения вносятся в части разграничения полномочий по оказанию медицинской помощи населения, и соответственно источников их финансирования между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления.

 

В связи с недостаточной разработанностью государственной целевой программы отправлен на доработку проект закона Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Саха (Якутия) на 2005 – 2011 годы» - законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).

 

2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)

 

11 октября 2005 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) рассмотрено 3 кадровых вопроса:

- утвержден на должность руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Василий Моисеевич Ефимов;

- народные депутаты Республики Саха (Якутия) не дали согласие Президенту Республики Саха (Якутия) на назначение на должность министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Александра Анатольевича Антоненко;

- избран членом постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера народный депутат Республики Саха (Якутия) Семен Максимович Березин.

 

Государственным Собранием (Ил Тумэн) постановлением установлен 30-ти дневный срок для повторного выдвижения кандидатов на назначение представителя общественности в квалификационную коллегию судей Республики Саха (Якутия), в связи с отсутствием альтернативной кандидатуры на назначение представителя общественности.

В области регулирования вопросов собственности принято 2 постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн):

- О Государственном прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2006 год. Государственный прогнозный план состоит из нескольких разделов, таких как основные направления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества республики, перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, перечень пакетов акций хозяйственных обществ, подлежащих приватизации, перечень объектов недвижимости, подлежащих приватизации. Перечень предприятий подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества включает 11 предприятий, осуществляющих свою деятельности в горнорудной промышленности, сфере геологии и недропользования, снабжения и торговли, а также полиграфии. В перечень государственных пакетов акций, подлежащих приватизации включены государственные пакеты 9 акционерных обществ, общей стоимостью по номиналу 286 097 тысяч рублей;

- О Перечне имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и подлежащего передаче в федеральную собственность, содержащий 34 организации, имущество которых передается в собственность Российской Федерации.

По инициативе населения Оленекского улуса (района) муниципальное образование «Оленекский улус (район)» наделено статусом «эвенкийский национальный» и назван «Оленекский эвенкийский национальный улус (район)» Республики Саха (Якутия).

12 октября 2005 года заслушана информация и принято постановление «О ходе реализации» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2002 – 2006 г.г. и основные направления до 2010 г.». В постановлении отмечается, что в целом программа выполняется, построено более 1 тыс. км. газовых сетей, газифицировано более 4,5 тыс. жилых домов, введено и планируется к вводу 65 котельных. Однако отсутствует ежегодный системный анализ социальной, экономической, экологической эффективности результатов проведенных мероприятий по газификации, в связи с чем даны поручения Правительству республики.

Народные депутаты Республики Саха (Якутия) заслушали и приняли к сведению информацию:

- председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по природным ресурсам, природопользованию и экологии А.С. Антонова «О ходе обсуждения и рассмотрения проекта Федерального закона № 187513-4 «О недрах» . А.С. Антонов проинформировал народных депутатов о проделанной работе Государственного Собрания (Ил Тумэн) по данному вопросу, а также о мнении других субъектов Российской Федерации по законопроекту. На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации направили свои замечания на законопроект в Государственную Думу Российской Федерации, 2 субъекта поддержали законопроект и 8 субъектов Российской Федерации не поддержали. Государственным Собранием (Ил Тумэн) принято решение продолжить работу над законопроектом с депутатами Государственной Думы от Республики Саха (Якутия) и фракцией «Единая Россия»;

- первого заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Ю.В. Заболева «О примерной программе законопроектной деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на осеннюю сессию 2005 года».

 

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 12 октября 2005 года приняло 2 законодательные инициативы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:

- проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ» . Законопроектом предлагается ввести дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом. В частности предлагается установить, что в стаж работы дающий право на льготы и компенсации включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, время междувахтового отдыха и фактические дни нахождения в пути для работников, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выезжающих для работы вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

- проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно законопроекту предлагается производить начисление базовой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением соответствующей процентной надбавки к заработной плате, установленной органами государственной власти СССР или Российской Федерации.

 

3. Статистика законодательной деятельности

 

Принято законов РС (Я) Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении Возвращено на доработку За весь период работы ГС третьего созыва принято законов РС (Я)
базовых Внесение изменений и дополнений базовых Внесение изменений и дополнений базовых Внесение изменений и дополнений базовых Внесение изменений и дополнений
6 2 5 10 2 0 144 137

12.11.2005

18.10.05

 

Дата последнего изменения: 03 февраля 2012, 15:29
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице