25 июня 2022 года, 23:11 (UTC+9:00) t в Якутске: 14 (03:00)

Доклад Марфусаловой Августы Дмитриевны на первом заседании Ассамблеи депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 17 декабря 2018 года

Кто, если не мы?

 

Прежде чем ответить на вопрос: Зачем и почему мы Вас, избранных народом депутатов разных уровней, собрали? - необходимо определится  с окружающим нас миром.

 

Вступление человечества в XXI век характеризуется усилением действия двух противоположных тенденций. С одной стороны происходит ускорение связей между членами международного сообщества. С другой – сохраняются и углубляются разделяющие их противоречия по вопросам характера этих связей, а также того, каким должен быть мир в результате подобного взаимодействия наций.

 

Одной из основополагающих закономерностей развития человечества и его неотъемлемым свойством на протяжении всей истории являются всестороннее сближение и углубление сотрудничества, получившее название глобализации. В рамках общего процесса зародилось специфическое проявление глобализации, играющее сегодня доминирующую роль в политике, экономике и финансах – глобализм. Оно представляет собой неуклонно возрастающую роль в жизни человечества транснационального капитала и его организационных институтов, связанных с политикой нескольких держав к установлению  мирового господства. Сегодня крупнейшие транснациональные корпорации аккумулировали более 50% мирового промышленного производства, около 70% международной торговли, 90% экспортируемого капитала. На них работают мощные инженерно-технические интеллектуалы, на которых приходится 80% патентов и лицензий на новое оборудование, на страже их интересов целая армия высокооплачиваемых политологов, готовых оправдать любые действия мирового глобализма по дальнейшему подчинению народов их планам. О концентрации финансово-промышленной мощи западного глобализма говорит тот факт, что 1% жителей планеты имеет в своем распоряжении практически все активы Земли. Число долларовых миллиардеров за период с 2000 по 2016 год выросло в 6 раз: с 322 дол 1810. Совокупное состояние 2.5 тысяч наиболее богатых людей земного шара превышает 7.7 трлн долларов. Тогда как  уровень бедности зашкаливает. В РФ сегодня считают в слое бедных более 20% населения. Политическими интригами, шантажом, деньгами и оружием западные глобалисты все  интенсивнее ведут линию на порабощение «золотым миллиардом» остального человечества. Тех же, кто имел силу воли противостоять, ожидают прямые военные интервенции, как это случилось в Ливии, Сирии, Венесуэле и т.д. Полностью овладеть миром, открыто пренебрегать интересами целых народов владельцам транснациональных корпораций мешают принципы международного права, такие как независимость, самостоятельность, государственный суверенитет, самоопределение и цивилизационная самобытность. Отсюда вытекает  - главным вызовом наступившего века становится проблема глобальной безопасности.

Исследователи социальных проблем поведения толпы полагают, что  XXI век следует назвать «Эрой террора». Угрозу миру представляют невоенные факторы – это дефицит доверия между людьми внутри государства и сотрудничества между государствами.

 

После мирового экономического и финансового кризиса 2008 года  Генеральный  Секретарь  ООН Пан Ги Мун писал: «Грядущие поколения, видимо, будут вспоминать 2009 год как переломный. Он ознаменовал окончание продолжавшегося несколько десятилетий периода всеобщего оптимизма и эйфории и начало новой эры трезвости и реализма в национальных и международных делах. В последние годы экономический кризис стал ощущаться во всех уголках планеты, неся с собой опустошительные последствия для наиболее уязвимых народов и стран. Продолжающийся кризис нехватки продовольствия по-прежнему ломает жизнь семей и целых общин, и теперь более одного миллиарда человек каждый день ложатся спать голодными. Пандемия гриппа А (НINI) – первая пандемия гриппа более чем за 40 лет – напомнила нам о том, что наше самое ценное достоинство – здоровье – зависит от здоровья каждого человека на планете». В докладе подчеркивается, что на фоне всех потрясений набирает силу климатический кризис. Изменения, затрагивающие планету, происходят быстрее, чем ожидалось, и последствия этих изменений более суровые, чем прогнозируются. Экономический и климатический кризис, сопровождаются экологическим. Мировое промышленное производство потребляет все большее количество сырья, новые технологии содействуют росту эффективности труда и производств, экспансионизма и индивидуализма. При этом несут угрозу безопасному будущему всего человечества, но прежде всего малочисленным народам. Начались необратимые процессы изменения биоразнообразия, реальна угроза исчезновения культурного многообразия коренных народов.

 

Таким образом, как пишет много лет избиравшаяся депутатом высшего законодательного органа Республики, уроженка Среднеколымского района, профессор Винокурова Ульяна Алексеевна: «В обозримом будущем коренным народам предстоит ответить на новые вызовы:

1.вызов климата Земли – ответ на глобальное потепление среды обитания;

2.вызов лимитрофа – ответ на цивилизационные сдвиги;

3.вызов открытости – ответ на усиление многоэтничности социальной среды и проживания в условиях активной миграции, глобального информационного общества;

4.вызов резервам организма – ответ на изменения темпа, ритма и содержания адаптации к новому;

5.вызов парадигмы ментальности – ответ на изменение материалистического мировоззрения;

6. вызов судьбы – ответ на влияние подавляющего по численности большинства сообществ, среди которых предстоит сохранять свою идентичность и целостность;

7.вызов власти – ответ на изменение политических систем».

 

В поиске ответа на вопрос: «Как нам ответить на эти вызовы, что надо сделать для их преодоления, как сохранить уникальные этнические культуры народов циркумполярной цивилизации?» Государственное Собрание (Ил Тумэн) и решило собрать самую активную часть представителей народов Севера – депутатов от наслежного до высших органов представительной власти.

Один из ответов мы видим в потенциальных характеристиках и ресурсах северных этносов, в их умении противостоять вызовам природы, адаптироваться и выживать, сохраняя при этом свои культурные традиции.

Осмысливая историю, вижу три события, оказавшие существенное влияние на положение аборигенов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: 1.вхождение в состав Российского государства на пределе XV – XVI веков; 2. революционные события начала ХХ века; 3.смена общественно-экономической формации конца ХХ века.

 

Россия - многонациональная страна и от решения этого вопроса зависела судьба государства.       В царской России мало кто знал о существовании небольших по численности, но самобытных, живущих в особых климатических условиях, малых народностях. Собственно такого термина не существовало, он появился после революции. Свод действовавших законов Российской империи делил все население на природных обывателей (русских, украинцев, белорусов) и инородцев. Со времен Киевской Руси в старинных летописях Х1-Х11 вв. встречается указание о «полуночных народах». В 1947 году Бахрушин С.В. отметил: «собственно научное изучение прошлого народов Севера началось во второй половине XVII века со знаменитой академической Камчатской экспедиции 30-40-х годов». Исследователи приходили к выводу, что количество северных инородцев непрерывно сокращается и их полное вымирание – вопрос времени. Но причины этого видели в неспособности народов приспособиться к новым условиям. Хотя она явно вытекала из беспощадной эксплуатации со стороны царизма и торгово-промышленного капитала. Развитие капитализма в Сибири сдерживалось архаичными формами государственного управления, которое осуществлялось на основе «Положения об инородцах» 1892 года. Земские учреждения еще не были созданы. Местные администрации творили произвол и насилие. Не по назначению использовались предназначенные для оказания помощи малым народам  средства. Эксплуатировало и духовенство, взимавшее плату за исполнение обрядов и служб, содержание церквей. Наиболее изощренно эксплуатировал торгово-ростовщический капитал в виде неэквивалентного обмена товаров на пушнину. В Якутии за ситцевый платок стоимостью 30-40 копеек просили песцовую шкурку стоимостью 30-38 руб. Особенно грабительским был развозной торг, не подлежащий контролю.

 

Столыпинское переселение крестьян из центральной России осуществлялось за счет сгона представителей народов Севера и Сибири с их исконных территорий, происходил захват охотничьих и рыболовных угодий, что вынудило их заниматься земледелием и скотоводством, на Севере – извозом и заготовкой дров.

 

В среде народов уже имело место имущественное неравенство. Р.В. Шелехова приводит пример: в 1915-1916 чукча Е. Чайгуургин имел до 25 тысяч голов оленей, Н. Эттын – 12 тысяч, юкагир А.Курилов – 10 тысяч. Появились кумаланы,  жившие за счет своих сородичей. В 1917 году наемный труд применяли 5,6% хозяйств Усть-майского тунгусского ведомства, до 40% олекминских эвенков работали на ленских приисках. Из среды туземной верхушки выделились торговцы-посредники, выступающие агентами торгового капитала. Обычно это богатые оленеводы, имевшие целый ряд зависимой бедноты.

Государство пыталось регулировать отношения с инородцами. С середины XIX века организовано их административное управление, введшее институт князьцов. В июне 1917 года было принято постановление «О введении земских учреждений в губернии Архангельской и в губерниях и областях Сибири». В Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской губерниях, Забайкальской, Якутской и Приморской области земство вводилось в полном объеме (волостное, уездное, губернское).  Т.о., проведена только частичная демократизация общества. Временное правительство  обложило новыми государственными и земскими налогами на находящиеся в пользовании земли и леса, промысловые угодья и оленей. Народам Севера не представили гражданства, поэтому они не участвовали в выборах.

На почве политической неустойчивости России в это время велись разговоры об автономизации Сибири в целом, с передачей всего объема законодательной, исполнительной, судебной власти, как штатам в Федерациях. По вопросу об управлении инородцев допускалась культурно-национальная автономия. Малые народы считались экстерриториальными, поэтому в их отношении высказывались предложения установления правительственной опеки по подобию США.

 

За годы гражданской войны народы Сибири и Дальнего Востока пережили смену целого ряда контрреволюционных правительств. Все они пытались привлечь их для борьбы с советской властью под видом улучшения их жизни. Но обещания свои не выполняли. Не случайно в августе 1918 была оглашена Декларация туземных племен Сибири, в которой ставился вопрос о подготовке для Учредительного собрания законопроектов, учитывающих интересы и своеобразие жизни этих племен. Первостепенным был признан земельный вопрос – прекратить заселение и захват.   Активную роль в решении вопросов МНС  сыграл Наркомнац, в составе которого в 1922 был создан Полярный подотдел по охране и управлению первобытными племенами Севера, при нем этнографическое бюро. Благодаря жесткой постановке якутских властей, содействию Наркомнаца, руководимого И.В. Сталиным, а также  позиции В.И.Ленина, в апреле 1922 создана ЯАССР. А в 1924 образован Комитет содействия народностям северных окраин, подразделения которого были во всех регионах.

 

Из вышеизложенного вытекает, что  в основном организацией всей жизнедеятельности аборигенных этносов в силу их отдаленности, дисперсности проживания и безграмотности как в царское, так и в советское время, занимались сверху. В то время как сами народы продолжали вести обычную кочевую жизнь. В Якутии представители народов Севера стали участвовать в качестве делегатов всякутских съездов только с 1926 года, когда на 4 съезд были делегированы 5 человек: три из Алданского округа, два из Аяно-майского улуса.

 

18 февраля 1927 года впервые созван всеякутский съезд туземных народностей, в котором смогли участвовать 27 делегатов, в т.ч. четверо якутов, которые представляли окружные и районные исполнительные комитеты. Назову их поименно: 1.Колымский округ – Оконешников Федор Гаврильевич (якут), Яковлев Дмитрий (якут), Дмитрий Тайшин (юкагир), Татаев Егор Константинович (омок), Слепцов Константин Петрович (чукча); 2.Булунский округ- Шемяков Афанасий Васильевич (тунгус), Шемяков Афанасий Николаевич (тунгус), Шадрин Павел Алексеевич (ламут Тюгясирского рода); 3.Вилюйский округ – Никифоров Филипп (тунгус), Шадрин Гаврил Иванович (тунгус), Хойоков Иван Николаевич (тунгус); 4. Алданский УИК – Марфусалов Иван Тимофеевич (тунгус), Александров Василий Алексеевич (тунгус), Иванов Петр Ильич (тунгус); 5.Олекминский округ – Максимов Василий Петрович (тунгус). Из Тунгироолекминского района (сегодня это с. Тупик Забайкальского края) делегаты ехали 15 дней и не смогли добраться до Олекминска, поэтому доверили участвовать находившемуся в Якутске Попову Александру Дмитриевичу (якут). 6. Баягантайский улус представлен находившимися в его составе наслегами из Томпонского и Оймяконского улусов. Делегатами были Голиков Василий Васильевич (тунгус) и Федоров Семен Семенович (тунгус). 7. Делегатами Ламунхинского наслега Намского улуса были Кейметинов Павел Васильевич (тунгус), Кривошапкин Егор Иванович (тунгус). 8 Алдано-Майский улус представлен Атласовым Николаем Васильевичем из Кюпцев и Архиповым Егором из Эжанцев. Оба тунгусы. 9. В то время в состав ЯАССР входил Нельканский район (ныне Хабаровский край). Оттуда приехали Антонов Егор Васильевич (тунгус) и Жерготов Пуд Степанович (якут).  

 

Подавляющее большинство делегатов неграмотны, только двое имели среднее образование. Основная работа съезда состоялась с 7 по 12 марта, хотя открылся он 18 февраля. Круг рассмотренных вопросов впечатляет:  оленеводство, рыбный и охотничий промыслы, отстрел волков, хлебозапасные магазины, образование, культбазы, ветеринарная служба, пути снабжения и почтовая связь. Одновременно они приняли участие в работе 5 всеякутского съезда и областной партконференции. Эти люди стали проводниками новых идей  и организаторами их реализации у себя на местах. С этого времени представители народов Севера включены в политическую историю России. В советское время существовала практика квотирования  депутатов Верховных Советов СССР, ЯАССР. Поэтому школу парламентаризма прошли многие наши активные сородичи. Ряд из них присутствуют в этом зале.

 

Основную работу по проведению национальной политики на местах проводили Советы. Они решали вопросы создания органов государственной власти. Процесс шел долго, вплоть до 50-х годов, как в Березовке. Многие роды сохраняли традиционную форму самоуправления. Партийные и советские органы исходили из того, что на народы Севера невозможно распространить общий порядок управления. Поэтому создавались особые органы – кочевые, туземные советы. Советы проводили социально-экономические преобразования через национализацию промышленности, установление контроля над торговлей. Не менее важна была работа по культурному строительству: открытие школ, ликбезов, изб-читален, красных кибиток, передвижных медпунктов. За годы советской власти произошли глубочайшие преобразования: коллективизация, приобретение государственности в виде национальных районов, родовых и кочевых советов, открытие школ на родных языках, учреждений культуры и здравоохранения, появление первой национальной интеллигенции. Переписи 1959, -70, -79, -89 годов показывают положительные демографические изменения, высокий уровень воспроизводства, существенные качественные изменения показателей жизненного уровня, рост образовательной подготовки представителей народов Севера.

 

Основные положения экономической и национальной политики СССР, касающиеся КМНС, были  основаны на:1) недопустимости прямого переноса мероприятий, осуществляемых в центральных районах страны на Север; 2) на первоначальности поиска путей, приемов и средств  преобразований в этом регионе; 3) важно более медленно и более систематично осуществлять переход к социализму. Официальную поддержку получила точка зрения о том, что необходимым условием существования МНС является не изоляция, а взаимодействие с другими общностями. Уровень жизни и социальных отношений народов Севера  требовал  установления государственной опеки в виде особой помощи и защите их интересов. Важной была задача по реконструкции традиционных отраслей хозяйства на базе новой технической основы. Специальными постановлениями Наркомнаца предусматривалось не только выделение соответствующих территорий, но и запрещение заселения их некоренным населением.

 

Изучение исторических источников 20-х годов дает основание оценить их как адекватные внутренним условиям жизнедеятельности аборигенов. Меры по вовлечению КМНС в социалистическое строительство проводились с учетом существующих институтов и ценностей традиционного общества. Проводимая несколько десятилетий политика внедрения среди аборигенов унифицированных норм, ценностей и институтов соответствовала подобной политике всех стран Арктического кольца. Она определяла существовавшую в нормах международного права ориентацию на интеграцию их в доминирующее общество и связана с господством прогрессисткой парадигмы во взглядах на содержание и динамику социального прогресса.        

 

Переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов ХХ столетия привел к резкому ухудшению условий и уровня жизни северян. Фактически идет массовое переселение из Арктики и освобождение территории. Натурализация традиционного хозяйства является доминирующей тенденцией социально-экономического развития российского Севера. Это был ответ на отсутствие какой-либо политики центра на проблемы Севера, на заявление премьер-министра Егора Гайдара «Север нам не нужен». Люди хотели обеспечить себе условия физического существования. В условиях кризиса это вполне объяснимо и оправданно. Но сплошная деколлективизация  может быть опасной для будущего, т.к. ведет к развитию экономики примитивного выживания. Переход народов от товарного производства к натуральному хозяйству – уникальный факт в истории. В России занятость традиционными видами труда на принципах натурального хозяйства для многих стала единственным источником средств существования. Одной из острых проблем современности стала проблема занятости населения, которой не было при социализме.

 

Несмотря на это, народы Севера продолжают существовать как специфические национальные общности благодаря сохранению традиционных видов деятельности и связанных с ними систем землепользования и жизнеобеспечения, особой культуры и мировоззрения.

 

В кризисные моменты государство перекладывает бремя ответственности на сам народ.  Вы, вероятно уже не один год замечаете, как идет переориентация полномочий на низовой, поселенческий уровень. Дело выживания в руках самих граждан. С этих позиций 8 декабря  2015 года в Парламенте состоялся деловой разговор глав национальных поселений, депутатов районного и поселенческого уровня, председателей Ассоциаций районов. Мы пришли к выводу: если на государственном уровне нами  достигнуто определенное понимание и выработаны правовые механизмы, сейчас следует направить все усилия на низовой, поселенческий уровень, чтобы разбудить массовое сознание, привлечь и объединить людей, сформировать общее сознание «хранителей северных территорий российского государства». Для этого под руководством местных советов депутатов, как мозговых центров, администрации районов и наслегов, как исполнительные субъекты и правая рука Совета, должны скооперировать усилия и возможности всех учреждений, находящихся на территории поселений. А  сеть общественных организаций и инициатив, в т.ч. предпринимательские структуры разного направления, как левая рука, должны настроить на решение общих проблем всё население. Наслега должны жить по единому плану.

 

Соответственно возрастает  значение выборных кампаний, через которые должны быть избраны не абы кто, а компетентные руководители. Выступавшие в дискуссии участники обратили внимание на необходимость решения в преддверьи 100-летия ЯАССР следующих злободневных проблем коренных малочисленных народов Севера и национальных поселений:

- проведение тендеров по различным видам работ (ремонт и т.д.) проводить на муниципальном уровне. Иначе затягивается процесс подготовки, финансирования, что влечет за собой  не исполнение бюджета. В целом, конкурсы должны быть разделены на федеральный, республиканский, районный    и местный уровни;

- ускорение землеустроительных работ по территориям  традиционного природопользования, включая закрепление земель за кочевыми родовыми общинами;

-необходимо изучить конкретные проблемы исчезновения традиционных отраслей, оказывать государственную поддержку и  частному оленеводству;

-специально рассмотреть вопросы  народов Севера, проживающих в промышленно осваиваемых центральной и Южной Якутии;

-пересмотреть концепцию восстановления родных языков.

 

Самоуправление народа – это право  самостоятельно решать вопросы своего бытия и государственного устройства. Местное самоуправление – это система жизненных взглядов, основанных на том, что граждане, местные сообщества могут решать местные вопросы самостоятельно и с большей эффективностью, чем государство и бизнес. В критические же моменты для государства: в периоды  реформ, революций и других потрясений  расширяются свободы населения в экономической и политической сферах. Развитие разных форм самоорганизации и самоуправления – это важнейшая задача народных избранников.  В ее решении необходимо ориентироваться на политическую линию, выраженную в федеральных и республиканских законах, в т.ч. применить закон «О статусе национального административно-территориального образования в местах компактного проживания КМНС Якутии».

 

Статус «национальный» для поселений компактного проживания коренных малочисленных народов Севера - это не просто слово. Под ним заключены глубинные вопросы  сохранения самобытности этносов. В качестве примера сошлюсь на эвенкийский этнос. По переписи 2010 года в Якутии насчитывается 21008 человек эвенков и это более 70 % численности эвенков России. Компактно проживают в 9 районах Якутии, в 25 населенных пунктах. Статус «национальный» получили 3 муниципальных района: Анабарский долгано-эвенкийский, Жиганский эвенкийский и Оленекский эвенкийский, 21 национальный наслег. 

 

В Уставе муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район», принятом на местном референдуме 29 сентября 2002 года определено, что формой организации местного самоуправления коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории муниципального образования является национальная община, представляющая территориальное общественное самоуправление по месту жительства на части территории муниципального образования. Согласно Уставу  органы местного самоуправления для решения вопросов сохранения этнической самобытности коренных малочисленных народов  Севера вправе:

- выделять из местного бюджета средства на оказание финансовой помощи на социально-экономическое и культурное развитие представителей этих народов в размере 2% об общей суммы местных доходов;

-представлять в соответствующие органы государственной власти РС (Я) предложения по участию в реализации федеральных и республиканских программ по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера;

-создавать условия для сохранения национальной культуры, экономического, политического и социального развития народов Севера. Все вопросы решаются при участии представителей КМНС и с учетом их интересов.

 

Одним из принципиальных решений Суглана депутатов МО стало решение от 5 июня 2003 года «Об образовании  территорий традиционного природопользования местного значения и утверждении Положения о территориях традиционного природопользования местного значения на территории муниципального образования «Оленекский улус». Эти территории были созданы в границах четырех национальных наслегов. В Оленекском районе добывает алмазы АК «Алроса». Взаимоотношения коренного населения и промышленников строятся на взаимном доверии и взаимовыгодных условиях на основании договоров и соглашений о сотрудничестве. В бюджет муниципального района поступают дополнительные средства из Фонда алмазной провинции по дивидендам АК «Алроса». Речь идет о социальной ответственности бизнеса перед коренным населением, на территориях традиционного природопользования которых ведется добыча полезных ископаемых. Механизмом реализации демократического принципа социальной ответственности бизнеса является  договор, согласно которому реализуются целевые программы промышленных корпораций по социально-экономическому и культурному развитию территорий традиционного природопользования, в том числе создание рабочих мест, выплата компенсаций за ущерб нанесенный среде обитания и хозяйственной деятельности.[8, 133-134]

 

Существуют определенные ограничения в развитии самоорганизации народов Севера, которые связаны со сложностью вопроса о земле и механизмом представительской демократии.    Главным условием реального самоуправления является возможность в той или иной мере распоряжаться территорией традиционного проживания и ее ресурсами, который практически нигде окончательно не решен и является темой горячих дебатов и дискуссий. В целом земельные вопросы – краеугольный камень существования КМНС и камень преткновения в отношениях с властями и бизнесом. Это касается и 27,2 млн. га земель 174 кочевых родовых общин 9 районов компактного проживания эвенков, по свидетельствам начала 90-х годов переданных им в пользование. После принятия Земельного Кодекса РФ власти меняют подходы и проводят перерегистрацию земель и сами сельхозпредприятия. На сегодня с большими трудностями перерегистрированы  82  общины эвенков.

 

Сложнейшим вопросом деятельности муниципальных образований, особенно арктических улусов, является решение проблемы  самофинансирования местных нужд. Любая территория  (республика, район, наслег – сельское поселение) имеет возможность нормально развивать свою экономику, производительные силы, социальную инфраструктуру, объекты жизнеобеспечения и создавать условия для повышения благосостояния населения только в случае последовательного решения проблемы самофинансирования, формирования необходимой финансовой базы на своей территории. Финансовые ресурсы, поступающие из государственного бюджета Республики на содержание переданных в оперативное ведение муниципальных образований государственных учреждений, рассчитываются по минимальным социальным и экономическим стандартам и, как правило, без дополнительных средств на развитие этих учреждений, без учета ценовой инфляции. Дотации, субсидии, предусмотренные действующими  законами  на компенсацию сверхвысоких затрат, связанных с суровыми климатическими условиями, бездорожьем, транспортными издержками и прочими удорожающими объективными факторами Крайнего Севера, также выделяются в мизерном количестве. Такая ситуация обязывает органы власти муниципалитетов постоянно находиться в поиске дополнительных источников финансирования. Деятельность  органов власти Анабарского долгано-эвенкийского национального улуса Республики Саха (Якутия) может служить положительным примером.

 

До середины 90-х годов прошлого столетия Анабарский район имел моноотраслевую  специализацию экономики, базирующуюся на традиционных отраслях народов Севера – домашнее оленеводство, охота и рыболовство,   которые обеспечить  семьи кочевников не могут. Причины в сезонности, краткосрочности охотсезона и промыслов рыбы, не стабильные миграции северного оленя, белого песца, рыбы как основных объекты  охоты и рыбалки. В этих условиях перед местными органами власти встал вопрос: что предпринимать, какие реально выполнимые перспективные направления социально-экономического развития территории разработать и внедрить для решения задач создания достаточной финансовой базы, реформирования отсталой экономики,  ухода от назревающей проблемы безработицы местного населения, уже сосредоточенного в трех населенных пунктах района, которые не имеют производства? Глава района понимал, что экономикой, ориентированной только на традиционные отрасли,  не выжить в  новых условиях рынка.  Поэтому и убедил актив и население в необходимости создания собственных муниципальных промышленных предприятий. Первым шагом стало расконсервирование и завершение строительства алмазоизвлекательной фабрики № 13 прииска «Анабар» АК «Алроса», которая была введена в 1997 году. В результате резко возросла  добыча алмазов   и  увеличилось поступление налогов в местный бюджет. 

 

Одновременно созрела идея создания совместного  с АК «Алроса»  геологоразведочного предприятия с попутной добычей алмазов на мелких месторождениях.  В 1997 году было создано ООО «Алмазы Анабара», зарегистрированное в районе. В 1999 году в район вошло ОАО «Нижнеленское», занимающееся добычей золота. Таким образом, в ХХI век Анабарский район вступил как самый северный промышленный  район. Объем производимой промышленной продукции не подлежит сравнению с мизерным объемом местного сельскохозяйственного производства. Бесспорным положительным фактором проведенной диверсификации производительных сил улуса является создание основной налогооблагаемой базы местного бюджета и увеличение налоговых отчислений в федеральный и республиканский бюджеты. По итогам 2001 года по доле собственных доходов район занимал четвертое место в Республике. По сравнению с 1991 годом в 2002 году доля собственных доходов бюджета улуса при росте расходов в 13 раз  увеличилась почти в 20 раз. Сюда же включаются 2-процентные отчисления АК «Алроса» улусам алмазной провинции Республики. Наличие доходов в казне улуса помогло поддержать и развивать традиционные отрасли, сохранять их как главную  этнообразующую  базу народов Севера. Улус сохранил поголовье оленей, внедряет новые технологии в быт оленеводов.

 

Следующим шагом стал поиск возможностей использования в котельном хозяйстве более дешевых местных видов топлива, чтобы сократить траты на завоз, которых завозится в район на сумму более 70  млн. рублей. Район тратился, благодаря поступлениям от промышленных предприятий на научные разработки Южно-Тигенняхского нефтяного месторождения. Но работы эти были не поддержаны в правительстве, а также сказалась смена руководства района. Николай Егорович Андросов – яркий представитель эвенкийского народа, бессменно руководил этим районом до своей смерти в 2009 году. В нынешней истории Якутии и РФ это вероятно, единственный пример тесного сотрудничества сельского глубоко арктического  муниципального района с республиканской государственной властью и промышленным гигантом. Тут сошлись все факторы – наличие богатых природных ресурсов, развитого промышленного производства и личностные качества руководства района, поддержка руководства Республики и компании «Алроса».

 

Анабарский и Оленекский  районы – это уровень крупного муниципалитета. Гораздо сложнее ситуация в муниципальных образованиях поселенческого уровня, где на самом деле и ведется  постоянная работа с населением. По правовым основаниям в России все муниципалитеты равны. Однако в нашей республике они находятся под властью районного уровня. Если республика не дает на исполнение государственных полномочий, которых все больше и больше передается  на низовой уровень, то районы соответственно недодают средства поселениям.

 

Это четко видно на примере МО «Беллетский эвенкийский национальный наслег» Алданского района. Данное муниципальное образование также расположено в зоне промышленного освоения. Добыча золота здесь осуществляется с 1923 года. Эвенки фактически отторжены  от своих исконных земель и сосредоточены сейчас в трех населенных пунктах, два из которых – Угоян и Хатыстыр составляют Беллетский эвенкийский наслег. Здесь  на 1.01.2009 проживало 1883  человека, из них представителей МНС -1793. Мужчин 941, женщин 942, детей до 7 лет 246, от 7 до 16 - 331, пенсионеров 280, из них работающих 82 (средний размер пенсии 3150 рублей), инвалидов 69, из них работающих 13. Трудоспособного населения – 820, из них в народном хозяйстве – 768, в государственном секторе 299. Учащейся молодежи 142. Официально зарегистрировано безработными 7 человек. Количество семей 485, из них малоимущие 347, включающие 1446 человек. Экономика представлена  ОАО коренных малочисленных народов Севера «Хатыстыр», которое создано в соответствии с ГК РФ, ФЗ от 21.12 2001 № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 26.12 1995 « 208 «Об акционерных обществах» на базе бывшего совхоза «Алданский» в 2003 году и 25 кочевыми родовыми общинами, выделенными с 1990 года из состава совхоза «Алданский» и занимающимися тем же, что ОАО «Хатыстыр». Уставной капитал общества составляет 8879 тыс рублей в 88794 обыкновенных акциях, 100% которого находится в собственности муниципалитета. Общество занимается оленеводством, охотой, коневодством, разведением крупного рогатого скота, заготовкой и сбытом древесины. По данным на 1.10.2010 года в наслеге  содержали 13 341 оленя, 98 голов КРС, 362 лошади, 8 свиней.  В последние три года в населенных пунктах активизировалось занятие частным предпринимательством. Жизнь заставила наиболее активных заняться лесопереработкой (три малых предприятия), торговлей (9 магазинов). Сельское поселение в отличие от районного уровня не имеет права заняться промышленным бизнесом в виде организации добычи полезных ископаемых. Восстановление исторической территории наслега в 2011 способствовало тому, что опираясь на международное и российское право, наслег получил возможность заключения соглашений по развитию территории  с промышленными предприятиями, которые пришли на алданскую землю: Газпром, Транснефть, энергетики и другие. В результате стали решаться вопросы строительства соцкультбыта, решаются культурные вопросы и образование, местные жители обеспечиваются фронтом сезонных работ на объектах промышленности, ущерб, нанесенный среде обитания, компенсируется родовым общинам.

 

Таким образом,  из выше изложенного вытекает необходимость наличия дополнительных фондов развития местного самоуправления, т.е. легитимизация внебюджетных поступлений, либо в разы увеличение государственных бюджетных отчислений на низовой поселенческий уровень.

 

На процесс принятия  решений в современных демократических странах оказывают сильное влияние организации, не являющиеся политическими, то есть не участвующие в борьбе за власть. К ним относятся профсоюзы, женские, молодежные организации, ассоциации промышленников и отраслевые объединения и т.д. С 1989 года в эту систему включилось движение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отделения которой находятся во всех районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Спустя тридцать лет приходит понимание того, что в большей степени интуитивное предчувствие  радикальных реформ в государстве помогло малочисленным народам Севера в какой-то степени подготовиться к «шоковой терапии», объявленной властями новой России, к определению своего места и возможностей самореализации. Общественные, не коммерческие организации в местах компактного проживания народов Севера делают многое, чтобы в условиях тотального обеднения населения в связи с резким расслоением общества по уровню богатства  сохранить население и культуру народов. Национальное самоуправление способствовало росту этнического самосознания, тяги к культурному наследию и родному языку. Во всех селах действуют этнофольклорные ансамбли, музеи, спортучреждения внедряют национальные виды оздоровления, реанимированы  традиционные ритуально-обрядовые праздники, улучшается обучение родному языку.

 

Исходя из опыта работы, считаю, что самоуправление и самоорганизация народов Севера возможно в следующем виде: 1.осуществление властных и координационных полномочий на территории в виде органов местного самоуправления общефедерального вида, но носящих этническое название с элементами этнических функций (суглан, тэгэмер, суктул), которые должны быть отражены в Уставах;

2.территориальное  общественное  самоуправление    хозяйственного типа – родовые общины, советы  общин, являющиеся низовой ячейкой в целом самоуправления народов Севера, сохраняющие традиционный уклад жизни и культуру;

3.общественные формы организации духовной жизни и социального устройства – ассоциации народов Севера, женсоветы, молодежные организации, советы пенсионеров, предпринимательские структуры  и т.д.

 

Не менее важной задачей народных депутатов становится непосредственное участие в законотворческом процессе вышестоящих представительных органов. Вы понимаете, что сегодня решения, принимаемые в центре, напрямую отражаются в повседневной жизни местных сообществ. Надо отслеживать, как нормы законов влияют, и подавать свои предложения по их изменению в случае ухудшающего условия жизни результата. Поддержка населения, выражение им собственного мнения существенно влияют на политику федеральных и региональных структур.

 

Результаты современных исследований позволяют сделать вывод о том, что одной из приоритетных задач российской государственной политики в отношении народов Севера должно являться создание не чисто рыночной, а смешанной экономики, базирующейся на различных формах собственности, среди которых государственный сектор должен играть преимущественную роль. Только с помощью государства возможно возрождение и развитие социальной инфраструктуры в населенных пунктах Севера, повышение товарности традиционного хозяйства, подъем уровня занятости населения и в целом обеспечение этносоциального прогресса народов Севера.

Дата последнего изменения: 26 февраля 2019, 11:45
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице