1. Информационно – аналитический обзор законотворческой деятельности
На пятнадцатом (очередном) пленарном заседании рассмотрено 70 вопросов.
10 проектов законов Республики Саха (Якутия), из которых 8 законов Республики Саха (Якутия) принято в окончательном чтении, 2 проекта законов приняты в первом чтении.
60 Постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), из них:
15 кадровых вопроса – избраны на должность мировые судьи по 12 судебным участкам Республики Саха (Якутия), произведены кадровые изменения в составе постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) – 2, утверждены 6 членов Центральной избирательной комиссии РС (Я);
2 вопроса социально-экономического характера – утверждена республиканская программа и заслушана информация Председателя Правительства РС (Я) Е.А. Борисова;
3 - депутатских запроса, из которых 1 депутатский запрос отклонен;
1 нормативно правовой акт Президиумом Верховного Совета РС (Я) признан утратившим силу;
39 вопросов по проектам федеральных законов и законодательных инициатив и обращений других субъектов РФ в федеральные органы государственной власти.
1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)», законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова. Во втором чтении рассмотрен на XIV пленарном заседании 15 июня 2004 года ГС № 574-III. Закон устанавливает статус официальных символов в Республике Саха (Якутия), определяет общие принципы и порядок их воспроизведения и официального использования государственного герба, государственного флага, вспомогательной государственной символики, местной (муниципальной) и иной символики.
В области регулирования избирательного процесса в республике принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О республиканском референдуме», внесенный народными депутатами Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильевым, Д.Н. Гороховым, Г.В. Вадюхиным. В первом чтении проект закона рассмотрен на 14 пленарном заседании 16 июня 2004 года. Согласно вносимым изменениям республиканский референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ, место жительства которых расположено на территории Республики Саха (Якутия), по вопросам, имеющим важное значение для Республики Саха (Якутия). В законе содержится исчерпывающий перечень вопросов, которые на референдум вынесены быть не могут. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, избирательным или общественным объединениям, зарегистрированным за год до дня образования инициативной группы, иным субъектам в соответствии с федеральным законом. Инициативная группа обращается в ЦИК РС (Я) с ходатайством о проведении референдума, которая в свою очередь создает комиссию референдума и в 15 дневный срок рассматривает ходатайство. В случае соответствия всех документов комиссия направляет ходатайство и все прилагаемые документы в Государственное Собрание (Ил Тумэн), Государственное Собрание уведомляет об инициативе Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и в случае признания вопроса выносимого на референдум соответствующим закону, комиссия референдума осуществляет регистрацию инициативной группы. На следующий день за регистрацией инициативная группа в течение 30 дней осуществляет сбор подписей в количестве не менее двух процентов от числа зарегистрированных участников референдума, в случае если по итогам сбора подписей комиссией референдума будет принято решение об отказе в проведении референдума, по основаниям указанным в законе, данная инициативная группа лишается права повторно выйти с инициативой в течение двух лет. Референдум назначается Государственным Собранием (Ил Тумэн), голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Результаты референдума устанавливают члены ЦИК РС (Я) лично, несостоявшимся признается референдум, в случае если в нем приняло участие не более половины зарегистрированных участников, также ЦИК РС (Я) признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума. ЦИК РС (Я) может признать итоги голосования недействительными по основаниям, перечисленным в законе, и в этом случае назначается повторное голосование.
1.2. Социальная политика
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «Об охране труда», внесенный Правительством Республики Саха (Якутия). В проект закона предлагается установить дополнительные нормы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками по сравнению с законодательством Российской Федерации, устанавливает систему управления охраной труда в республике, определяет формы взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и местного самоуправления, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
1.3. Наука, культура, образование и здравоохранение
Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)», законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) С.М. Березина, В.В. Кожевникова, П.Г. Петровой, В.И. Иванова. Закон подготовлен в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством, в части компетенции органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения, разграничения вопросов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), исключается норма, устанавливающая права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Также вносятся изменения в главу II «Права граждан при оказании медицинской помощи». Изменяются условия искусственного прерывания беременности по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, добавлено положение о возможности прерывания беременности по медицинским показаниям независимо от срока беременности. Исключена возможность стерилизации по социальным показаниям. В соответствии с федеральным законодательством изменен перечень требований предъявляемых к лицам, имеющим право заниматься фармацевтической деятельностью – имеющие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление указанной деятельности.
Признан утратившим силу закон Республики Саха (Якутия) «Об особо ценных объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)».
1.4. Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
В области бюджетных правоотношений принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2003 год», внесенный Правительством Республики Саха (Якутия). Отчет об исполнении бюджета за 2003 год принят по доходам в сумме 33 400 966 тыс. рублей, по расходам в сумме 35 485 389 тыс. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 2 084 423 тыс. рублей.
Также принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) за 2003 год», внесенный Правительством Республики Саза (Якутия). Отчет утвержден по доходам в сумме 2 586 534,8 тыс. рублей, по расходам в сумме 2 568 578,7 тыс. рублей с остатком средств на конец отчетного периода в сумме 17 956,1 тыс. рублей.
В связи с фактически произведенными затратами принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год», внесенный Правительством Республики Саха (Якутия) В.А. Штыровым. В связи с чрезвычайной ситуацией в Верхоянском, Ленском и Кобяйском улусах, проводимыми в 2004 году Международными детскими спортивными играми «Дети Азии-2004», дополнительными расходами при оплате государственного контракта на поставку нефтяного котельного топлива для госнужд произведено уточнение объемов государственного бюджета и передвижки по отдельным разделам бюджета. В соответствии с вносимыми изменениями объем государственного бюджета Республики Саха (Якутия) прогнозируется по доходам в сумме 32035168 тыс. руб., по расходам в сумме 34 570 015 тыс. руб., без изменения предельного размера дефицита госбюджета, оставшегося в сумме 2 534 847 тыс. руб. Таким образом, уточнение, как по доходам, так и расходам произведено в сторону увеличения на сумму 80 000 тыс. руб. Также произведены передвижки между разделами бюджета и для обеспечения сбалансированности государственного бюджета произведено пропорциональное секвестирование по всем разделам бюджета на 178 582 тыс. руб. в среднем на 0,916%.
1.5. Вопросы аграрной, промышленной политики и обеспечение экономического развития республики
В области регулирования отношений по обеспечению права граждан на экологически безопасную окружающую среду принят Закон Республики Саха (Якутия) «О радиационной безопасности населения и окружающей среды Республики Саха (Якутия)», внесенный Правительством Республики Саха (Якутия). В первом чтении рассмотрен на XIV пленарном заседании 16 июня 2004 года ГС № 629-III. Закон с учетом природно-климатических и географических особенностей нашего региона регулирует отношения по обеспечению конституционных прав граждан, проживающих на территории республики, на благоприятную окружающую среду и охрану их здоровья.
В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «Об административной ответственности за нарушение правил пользования автомобильным городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования в Республике Саха (Якутия)», внесенный Правительством РС (Я). В проекте закона предлагается установить административную ответственность за нарушение Правил перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования в зависимости от вида правонарушений. Проект закона устанавливает 9 видов правонарушений за которые налагается административное наказание в виде административного штрафа. Дела об административных правонарушениях рассматриваются органами автомобильного транспорта, на месте правонарушения административные штрафы взимают контроллеры – ревизоры, билетные контроллеры городского пассажирского транспорта, после чего правонарушителю выдается постановление – квитанция установленного образца, которое может быть обжаловано в установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)
На пятнадцатом пленарном заседании народные депутаты приняли постановление «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)», утвердив 6 кандидатур: Диодорова Леонида Прокопьевича – частного предпринимателя – от ЯРО КП РФ; Котовскую Татьяну Борисовну – частного предпринимателя – от ПП «ЛДПР»; Кривошапкина Анатолия Денисовича – заместителя председателя Центральной избирательной комиссии РФ; Кладкину Екатерину Тимофеевну – начальника юридического отдела ЯГУ – от ЦИК РС (Я) прежнего созыва; Филиппову Светлану Афанасьевну – руководителя территориального органа Министерства социального развития РС (Я) по Мирнинскому району - от МО «Мирнинский район»; Иванова Вильяма Очировича – первого заместителя руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам и взаимодействию с федеральными органами РФ – от МО «Намский улус».
Также народными депутатами избрано 11 мировых судей по 11 судебным участкам Республики Саха (Якутия) сроком на 5 лет и 1 мировой судья сроком полномочий на 3 года:
- по судебному участку № 16 Ленского района Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи сроком на 3 года избран Осьмушин Сергей Валентинович, 1960 года рождения, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии 18 лет;
- по судебному участку № 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Тищенко Наталья Федоровна, 1959 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 19 лет;
- по судебному участку № 18 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Ярич Галина Николаевна, 1957 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 8 лет;
- по судебному участку № 37 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Мамаева Любовь Николаевна, 1948 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 28 лет;
- по судебному участку № 38 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Малыгина Татьяна Ивановна, 1958 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 11 лет;
- по судебному участку № 39 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Могилевская Елена Алексеевна, 1967 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по специальности 13 лет;
- по судебному участку № 40 г. Якутска Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избран Черемкин Николай Дмитриевич, 1962 года рождения, имеющий 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 14 лет;
- по судебному участку № 41 г. Якутска Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Федорова Венера Николаевна, 1954 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 23 года;
- по судебному участку № 42 г. Якутска Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Местникова Светлана Алексеевна, 1954 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 4-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 24 года;
- по судебному участку № 43 г. Якутска Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избран Каратаев Анатолий Николаевич, 1967 года рождения, имеющий высшее юридическое образование, 5-ый квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 11 лет;
- по судебному участку № 44 г. Якутска Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Емельянова Ольга Устиновна, 1958 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 3-й квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 23 года;
- по судебному участку № 45 г. Якутска Республики Саха (Якутия) на должность мирового судьи избрана Ступнина Надежда Викторовна, 1960 года рождения, имеющая высшее юридическое образование, 3-ий квалификационный класс судьи, стаж работы по юридической специальности 15 лет.
На XV пленарном заседании утверждена Республиканская программа «Строительство образовательных учреждений в сельской местности Республики Саха (Якутия) на период 2004-2008 г.г.». Основной целью программы является укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений в сельской местности для создания условий повышения качества образования и сохранения здоровья детей. Программные мероприятия направлены на решение таких задач как: экспертиза и корректировка проектно-сметной документации строек, находящихся на консервации; продолжение незавершенных объектов образования; организация проектно-изыскательских работ; строительство и ввод объектов образования. Всего по программе предусмотрено строительство 129 объектов образования за 5 лет, ввод 77 объектов, общий объем финансирования составляет 3 443560,0 тыс. рублей за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджета, а также за счет средств предприятий и внебюджетных источников.
Также на пленарном заседании заслушана и принята к сведению информация Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова «О последствиях наводнения 2004 года и о мероприятиях Правительства Республики Саха (Якутия), направленных на ликвидацию последствий наводнения».
На пленарном заседании поддержано 2 депутатских запроса и 1 депутатский запрос был отклонен:
- отклонен Депутатский запрос народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от Сергеляхского избирательного округа №1 Л.Н. Владимирова «Об отводе земельных участков под строительство кооперативных гаражей и индивидуальных жилых домов для профессорско-преподавательского состава «Якутской государственной сельскохозяйственной академии». Депутатский запрос направлен главе администрации муниципального образования «Город Якутск» Михальчук Илье Филипповичу по вопросу об отводе участков под строительство кооперативных гаражей вдоль беговой дорожки ипподрома, за 50-ти квартирным домом, а также о выделении участка по строительство индивидуального жилого дома, перед санаторием – профилакторием «Кэскил»;
- принят Депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Поисеевой «Об устранении материальных последствий пожара в с. Ожулун». Депутатский запрос направлен Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисову) по вопросу о включении в Инвестиционный бюджет РС (Я) 2005 года строительства нового учебного корпуса СПТУ №13 в селе Ожулун Чурапчинского улуса;
- принят Депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина «О целесообразности внесения изменения в Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2003 года № 635 «О государственном прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год» в части увеличения размера пакета акций ОАО «Сахателеком», подлежащих приватизации». Депутатский запрос направлен Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисову по вопросу уменьшения размера пакета акций ОАО «Сахателеком», подлежащих приватизации и не допущении возможности передачи ОАО «Сахателеком» как важнейшего социально значимого предприятия Республики Саха (Якутия) в частную собственность.
Произведены изменения в составе постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн):
- членом постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, культуре, образованию и средствам массовой информации избрана народный депутат Республики Саха (Якутия) Никитина Екатерина Семеновна;
- членом постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по аграрной политике и землепользованию избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Жирков Александр Николаевич.
Признано утратившим силу постановление Президиума Верховного Совета и Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 1993 года № 1330-XII/23 «Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти».
Также на пленарном заседании рассмотрено 15 проектов федеральных законов и 24 законодательные инициативы и обращения других субъектов РФ в федеральные органы власти, из которых в 3 проекта федеральных закона предложены поправки Государственного Собрания (Ил Тумэн).
3. Статистика законотворческой деятельности по итогам XV пленарного заседания
На XV пленарном заседании: |
За весь период работы ГС третьего созыва принято законов РС (Я): | ||||||
Принято законов РС (Я) | Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении | Возвращено на доработку | |||||
базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений | базовых | Внесение изменений и дополнений |
5 | 3 | 2 | - | - | - | 79 | 80 |