14 июня 2020 года, 10:47 (UTC+9:00) t в Якутске: 18 (09:00)

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности в 2019 году. Бюджетное и налоговое законодательство

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности в 2019 году

 

Бюджетное и налоговое законодательство

 

 

В 2019 году в области бюджетного и налогового законодательства республики принято 15 законов Республики Саха (Якутия).

 

Государственным Собранием (Ил Тумэн) внесены уточнения в основные характеристики государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2019 год и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования с учетом фактического поступления доходов в государственный бюджет и прогноза социально-экономического развития республики на 2019 год. В частности приняты:

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2019 года 2011-З № 111-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия).

 

Законом предусмотрено в 2019 году увеличение общего объема доходов государственного бюджета республики на 2 795 649 тыс. рублей, который составит по прогнозным показателям 203 849 065 тыс. рублей; в 2020 году – увеличение на 575 758 тыс. рублей, и общий объем доходов составит 173 317 831 тыс. рублей; в 2021 году – увеличение на 156 536 тыс. рублей, и общий объем доходов составит 178 117 177 тыс. рублей.

 

Общий объем расходов в 2019 году увеличивается на 11 648 778 тыс. рублей, в том числе за счет целевых безвозмездных поступлений на 1 979 734 тыс. рублей, из них на 1 776 296 тыс. рублей за счет федеральных средств, и составит 213 837 229 тыс. рублей, в 2020 году увеличивается на 575 758 тыс. рублей, в том числе на 386 900 тыс. рублей за счет федеральных средств, и составит 174 317 831 тыс. рублей, в 2021 году увеличивается на 156 536 тыс. рублей и составит 179 117 177 тыс. рублей.

 

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году увеличивается на 8 853 129 тыс. рублей и составит 9 988 164 тыс. рублей. Дефицит в плановом периоде не меняется.

 

Соответственно, уточненные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2019 год составят по доходам 203 849 065 тыс. рублей, по расходам – 213 837 229 тыс. рублей, дефицит – 9 988 164 тыс. рублей;

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2019 года 2143-З № 197-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Изменения внесены в связи с уточнением оценки прогноза основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, дополнительным поступлением целевых средств, а также уточнением отдельных направлений финансового обеспечения первоочередных и социально значимых расходов государственного бюджета. Общий объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2019 год увеличен на 8 452,3 млн рублей за счет увеличения налоговых доходов на общую сумму 1417,5 млн рублей, неналоговых доходов – на 119,5 млн рублей, безвозмездных поступлений – на 6819,4 млн рублей и составит 212 301,3 млн рублей. Общий объем доходов на 2020 год увеличен на 3 956,1 млн рублей и составит 177 237,9 млн рублей, на 2021 год увеличение произведено в сумме 4755,4 млн рублей, по прогнозным показателям общий объем доходов составит 182 872,6 млн рублей.

 

Расходная часть увеличена на общую сумму 8 450,8 млн рублей, в том числе за счет целевых безвозмездных поступлений на 6 915,3 млн рублей. В 2020 году расходы увеличены на 3 954,6 млн рублей и составят 178 272,4 млн рублей, в 2021 году – увеличены на 4 753,9 млн рублей и составят 183 871,1 млн рублей. Увеличение расходов в 2019 году произведено по 14 государственным программам на общую сумму 8 777,3 млн рублей, по 2 государственным программам расходы скорректированы в сторону уменьшения на 4,7 млн рублей.

 

Дефицит государственного бюджета на 2019 год уменьшен на 1,5 млн рублей и составит 9 986,6 млн рублей, в 2020 и 2021 годах на 1,5 млн рублей и составит 998,5 млн рублей соответственно.

 

Соответственно, уточненные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2019 год составят по доходам 212 301,4 млн. рублей, по расходам – 222 288,0 млн. рублей, дефицит – 9 986,6 млн. рублей;

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2019 года 2168-З № 247-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Изменения внесены в связи с уточнением оценки прогноза основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, уточнением прогноза поступлений по неналоговым доходам с учетом фактического поступления, перераспределением расходов на приоритетные мероприятия, связанные с первоочередными и социально значимыми вопросами, а также внесением изменений в Программу государственных гарантий Республики Саха (Якутия) на 2019 год.

 

Общий объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2019 год увеличен на 3 756,4 млн рублей и составит 216 057,7 млн рублей. Увеличение произошло за счет роста налоговых доходов на общую сумму 1 870,2 млн рублей, неналоговых доходов – на 877,4 млн рублей и безвозмездных поступлений – на 2 763,6 млн рублей. Общий объем доходов на 2020 год увеличен на 9 103,9 млн рублей и составит 186 377,8 млн рублей, на 2021 год увеличение произведено в сумме 8 537,2 млн рублей и составит по прогнозным показателям 191 409,8 млн рублей.

 

Расходная часть увеличена на общую сумму 3 686,3 млн рублей, в том числе за счет целевых безвозмездных поступлений на 2 763,6 млн рублей, и составит 225 974,4 млн рублей. В 2020 году расходы увеличены на 9 103,9 млн рублей и составят 187 376,3 млн рублей, в 2021 году – увеличены на 8 537,2 млн рублей и составят 192 408,3 млн рублей. Изменения расходной части на 2019 год коснулись всех 23 государственных программ, из них по 16 программам увеличение произведено на общую сумму 8 226 млн рублей, по 7 программам произведено уменьшение на 627,3 млн рублей.

 

Дефицит государственного бюджета на 2019 год уменьшен на 70 млн рублей, или 0,7 %, и составит 9 916,7 млн рублей, в 2020 и 2021 годах изменение размера дефицита бюджета не планируется, дефицит составит 998 млн рублей.

 

Соответственно, уточненные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2019 год составят по доходам 216 057,7 млн рублей, по расходам – 225 974,4 млн рублей, дефицит – 9 916,7 млн рублей;

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2019 года 2144-З № 199-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).

 

Законом в 2019 году предусмотрены увеличение доходов бюджета Фонда на общую сумму 7 704,7 тыс. рублей и корректировка по следующим статьям доходов:

увеличение налоговых и неналоговых доходов на сумму 7 737,7 тыс. рублей за счет размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

уменьшение безвозмездных поступлений на общую сумму 33 тыс. рублей за счет возврата остатков субвенций прошлых лет в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Расходы бюджета Фонда в 2019 году увеличены на 30 869,1 тыс. рублей, или на 0,09 % от общего объема расходов бюджета, утвержденного законом.

 

Соответственно, уточненные параметры бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2019 год составят по доходам 35 450 397,1 тыс. рублей, по расходам – 35 493 588,5 тыс. рублей, дефицит – 43 191,4 тыс. рублей.

 

В первом полугодии 2019 года утверждены отчеты об исполнении государственного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год. Приняты:

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2019 года 2140-З № 191-VI «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2018 год» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). За 2018 год в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов в сумме 2019135,0 млн рублей, или 105,1 % от годовых прогнозных назначений. По сравнению с 2017 годом поступление доходов увеличилось на 41910,2 млн рублей (на 23,6 %). При этом исполнение доходной части по итогам 2018 года характеризуется значительным увеличением налоговых доходов. Доля налоговых доходов в 2018 году составила 51,3 % (112 469,4 млн рублей) и увеличилась на 1,8 % по сравнению с 2017 годом (в суммарном выражении увеличение составило 24758,4 млн рублей).

 

Расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2018 год исполнены в сумме 208 918,8 млн рублей, или 99 % от уточненного годового плана. По сравнению с 2017 годом расходы бюджета увеличились на 12,1 %, или на 22 607,9 млн рублей. Основную долю расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составляют средства государственных программ республики в сумме 203 264,3 млн рублей, или 97,1 % расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия). На непрограммные расходы приходится 2,9 % от общего объема расходов государственного бюджета, или 6 064,8 млн рублей.

 

По состоянию на 1 января 2019 года по результатам исполнения бюджета сложился профицит бюджета в сумме 10 222,2 млн рублей;

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2019 года 2141-З № 193-VI «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) за 2018 год» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год составило: по доходам – в сумме 30 982,4 млн рублей, или на 21,5 % (6 675,3 млн. рублей) больше, чем в 2017 году; по расходам – в сумме 30 983,7 млн рублей, или на 6689,3 млн рублей (27,5 %) больше, чем в 2017 году. Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 1,3 млн рублей.

 

Во втором полугодии 2019 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) утверждены государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2020 год:

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 года 2199-З № 309-VI «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). В соответствии с законом общий объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020 году составит 207 420 638 тыс. рублей, расходов – 208 419 138 тыс. рублей. Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2020 год установлен в сумме 998 500 тыс. рублей.

 

Доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) утверждены на 2021 год и 2022 год в сумме 200 740 429 тыс. рублей и 201 974 047 тыс. рублей соответственно.

 

Расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) утверждены на 2021 год и 2022 год в сумме 201 738 929 тыс. рублей и 202 972 547 тыс. рублей соответственно.

 

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2021 год 2022 год установлен в сумме 998 500 тыс. рублей;

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 года 2209-З № 311-VI «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Общий объем доходов бюджета Фонда на 2020 год утвержден в сумме 37 777 000,3 тыс. рублей, расходов – 37 797 000,3 тыс. рублей. Дефицит бюджета Фонда установлен в сумме 20 000 тыс. рублей.

 

Основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2021 и 2022 годов сбалансированы по доходам и расходам на 39 762 511,4 тыс. рублей и 41 852 887,3 тыс. рублей соответственно.

 

В целях совершенствования бюджетного устройства и бюджетного процесса в республике:

 

законами Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2019 года 2105-З № 121-VI и 2106-З № 123-VI внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)». Установлено, что одновременно с проектом закона о государственном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проектом закона о внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на текущий финансовый год и плановый период Правительство Республики Саха (Якутия) вносит на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) инвестиционную программу Республики Саха (Якутия). Соответственно, исключено требование представлять инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) в период подготовки проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете к рассмотрению во втором чтении. Также изменены отдельные сроки для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) при разработке проекта закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.

 

В частности установлены:

 

- срок представления в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) исходных данных для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также проведения расчетов распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по выравниванию бюджетной обеспеченности бюджетов городских, сельских поселений, на очередной финансовый год и плановый период – до 1 июня текущего года взамен 1 августа;

 

- срок направления в органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) исходных данных для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также проведения расчетов распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по выравниванию бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений – до 15 июля текущего года взамен 15 августа;

 

- срок проведения сверки указанных исходных данных с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) – до 15 августа текущего года взамен 15 сентября.

 

Принятые изменения будут способствовать своевременности формирования основных параметров проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период;

 

Законом Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 года 2200-З № 313-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия) внесены существенные изменения в части регулирования отношений, при предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Введено обязательное условие предоставления государственных гарантий в виде удовлетворительного финансового состояния принципала, не нахождения его в процессе реорганизации или ликвидации, не возбуждения в отношении его дела о несостоятельности (банкротстве) и т.д. В связи с изменениями федерального законодательства в части регулирования межбюджетных трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам признается утратившим силу понятие Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), устанавливается обязательность заключения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) с главами администраций муниципальных районов и городских округов соглашений о мерах социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов муниципального района (городского округа). Вводятся нормы, определяющие порядок и основания предоставления из государственного бюджета местным бюджетам дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, субсидий и субвенций на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающие при выполнении государственных полномочий;

 

Законом Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2019 года 2184-З № 279-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия) в новой редакции утверждена Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия). В соответствии с изменениями при определении общего объема дотации значение критерия выравнивания бюджетной обеспеченности районов (городских округов) будет применяться в сумме потребности в расходах, которые необходимо затратить для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом расчет объема расходных обязательств будет производиться по трем группам: социально значимые расходы, имущественные расходы и прочие. При расчете объема расходных обязательств муниципальные районы (городские округа) делятся на районы, относящиеся к Арктической зоне, и на остальные районы и округа. Также признается утратившей силу Методика расчета субсидий, перечисляемых из бюджета поселения в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

 

В сфере налогового законодательства приняты следующие законы:

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2019 года 2101-З № 113-VI «О внесении изменения в статью 14 Закона Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Законом продлено действие пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5 и 10 процентов до 31 декабря 2023 года. Также до 31 декабря 2023 года продлено действие пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 6 и 4 процента в зависимости от муниципального образования и 3 процента при осуществлении видов деятельности, связанных с растениеводством, животноводством, охотой, лесоводством, лесозаготовками, рыболовством и рыбоводством, обрабатывающим производством, разработкой компьютерного программного обеспечения и информационными технологиями. Принятие закона будет способствовать сохранению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, и созданию новых рабочих мест;

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2019 года 2142-З № 195-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). В целях поддержки граждан, проживающих в Арктической зоне Республики Саха (Якутия), от уплаты транспортного налога освобождены физические лица, зарегистрированные по месту жительства на территории муниципальных образований республики, отнесенных к территории Арктической зоны Российской Федерации, начиная с налогового периода 2018 года.

 

Также предусматривается дополнительное основание для признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по транспортному налогу за налоговые периоды по 2016 год включительно и задолженности по пеням, признанной безнадежной к взысканию недоимки по налогам для физических лиц, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия). При этом списание будет произведено без заявления физических лиц. Принятие закона создает условия для повышения комфортности проживания и стабилизации численности населения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия);

 

Закон Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2019 года 2182-З № 275-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Законом внесены изменения в части введения понятий «налоговые расходы публично-правового образования». В связи с этим уточняется информация, предоставляемая инициаторами введения налоговых льгот, в составе заявки на установление новых налоговых льгот, устанавливается, что оценка эффективности налоговых льгот производится кураторами налоговых расходов. Исключается норма, в соответствии с которой оценка эффективности налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок не проводится в отношении действующих льгот для физических лиц, социально ориентированных некоммерческих организаций, налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения.

Кроме того, сняты территориальные ограничения на применение организациями, осуществляющими определенные виды деятельности в сфере сельского хозяйства, налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога. Снятие указанного ограничения позволит сельскохозяйственным организациям, расположенным в городской местности, воспользоваться указанными налоговыми льготами.

Дата последнего изменения: 28 января 2020, 11:03
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице