Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
23 апреля 2024 года, 22:30 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (21:00)

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия)

В 2006 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) в области государственного строительства и обеспечения конституционных прав граждан принято 20 законов Республики Саха (Якутия).

Народными депутатами рассмотрено и принято 4 конституционных закона Республики Саха (Якутия):

- принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 24 января 2006 года 306-З № 621-III «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Согласно закону исключается возможность передавать правительством республики решения отдельных вопросов государственного управления, входящих в его ведение, органам местного самоуправления и дополнительно вводится положение, согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Также исключается возможность наложения правительством республики дисциплинарных взысканий на руководителей министерств Республики Саха (Якутия) и других подведомственных им органов, и взамен устанавливается право правительства республики вносить предложения Президенту Республики Саха (Якутия) о наложении таких дисциплинарных взысканий;

- Принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 331-З № 675-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Принятие Конституционного закона вызвано необходимостью приведения в соответствие Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федерального законодательства. Внесены изменения в 11 статей Конституции республики, 1 статья исключается, дополнительно вносятся 2 новые статьи, а также приостанавливается действие отдельных пунктов в 3-х статьях и действие 2-х статей Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Согласно внесенным изменениям расширены полномочия высшего должностного лица республики в части взаимодействия и координации деятельности органов власти республики и территориальных федеральных органов. Изменен порядок назначения на должность высшего должностного лица республики, в частности, устанавливается, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) наделяет полномочиями высшего должностного лица по представлению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством. Также установлен порядок назначения на должность и срок полномочий вице-президента Республики Саха (Якутия);

- принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года З № 713-III «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Г.В. Вадюхина, Д.Н. Горохова, К.Е. Иванова, З.А. Корниловой, С.С. Олесова). Конституционный закон приводит республиканский закон в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия). В частности, полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) дополняются такими полномочия как: наделение гражданина Российской Федерации полномочиями Президента Республики Саха (Якутия), избрание на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) по представлению Президента Республики Саха (Якутия), установление системы исполнительных органов государственной власти республики. Приостанавливается действие норм конституционного закона в части установления порядка проведения выборов Президента Республики Саха (Якутия) и назначения даты выборов Президента Республики Саха (Якутия);

- принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 373-З № 759-III «О Президенте Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия). Согласно закону Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики. В законе определяются порядок вступления в должность Президента Республики Саха (Якутия), принесение им присяги, полномочия, закрепляются символы президентской власти в республике. Также закреплены должность вице-президента Республики Саха (Якутия) и его полномочия.

В области административного законодательства и охраны порядка приняты 5 законов Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2006 года 315-З № 641-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке избрания и деятельности административных комиссий в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева). Из закона исключены нормы, предусматривающие, что административные комиссии образуются во всех муниципальных образованиях республики при органах местного самоуправления (ч.2,ст.1), представительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (ч.1,ст.4), финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляют органы местного самоуправления (ст. 11);

- Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 года 329-З № 671-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.М. Артемьева, С.М. Березина, В.В. Кожевникова, П.Г. Петровой, В.И. Иванова, С.С. Олесова). Приведены в соответствие с федеральным законодательством нормы республиканского закона в части отнесения к системе профилактики безнадзорности и правонарушений как государственных, так и муниципальных органов и учреждений. Установлена обязанность органов управления здравоохранения определять перечень учреждений здравоохранения, предназначенных для круглосуточного приема и последующего содержания, заблудившихся и подкинутых детей и других несовершеннолетних, оставшихся без попечения законных представителей в возрасте до 4 лет, вместо установленного ранее возраста до 3 лет. Исключена обязанность органов службы занятости по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних, а также ответственность за их трудоустройство. Исключена обязанность комплексных центров социальной помощи семье, детям, молодежи по организации социального приюта с проживанием детей сроком до 1 года на государственном обеспечении. Исключены нормы, устанавливающие государственный заказ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, нормы, определяющее, что деятельность организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подлежит лицензированию. Исключаются положения закона, определяющие, что финансовое, материально-техническое и иное обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств местного бюджета;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года З № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон состоит из общей части, содержащей основные задачи, принципы деятельности комиссий и особенной части. Согласно закону система комиссий по делам несовершеннолетних состоит из Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия), улусных комиссий и общественных комиссий при администрациях городских и сельских поселений. Закон регулирует порядок образования комиссий и их компетенцию, меры по устройству несовершеннолетних, принимаемые комиссиями, порядок рассмотрения материалов (дел) в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- по инициативе представительного органа муниципального образования «Нерюнгринский район» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 344-№ 699-III «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время». Установлена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа за совершение действий, перечисленных в законе, нарушающих покой граждан в период времени с 23 до 7 часов утра по местному времени. Дела об административных правонарушениях в области защиты покоя граждан и тишины в ночное время рассматриваются мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 1 ноября 2006 года З № 791-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова).

 

В течение 2006 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят ряд законов, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего статус органов управления республики:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 24 января 2006 года 307-З № 623-III «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева). Согласно закону отменяется норма, устанавливающая, что органы местного самоуправления предоставляют детям участковых уполномоченных милиции места в детских дошкольных учреждениях не позднее 1 месяца со дня подачи заявления, с оплатой не менее 50 процентов за счет местного бюджета;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 384-З № 781-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Данный закон был отклонен Президентом Республики Саха (Якутия);

- Закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З № 783-III «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). При повторном принятии закона из раздела 6 «Государственные должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) категории «руководители», учреждаемые для обеспечения деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн)» из группы «Главная должность» исключена должность «Аудитор»;

- во исполнение решений Верховного суда Республики Саха (Якутия) о признании недействующими, как противоречащих федеральному законодательству, отдельных положений республиканского закона принят Закон Республики Саха (Якутия) от 1 ноября 2006 года 388-З № 789-III «О внесении изменений в статью 12 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева);

- Закон Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2006 года 408-З № 831-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Закон подготовлен в соответствии с решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений закона противоречащими федеральному законодательству. Согласно принятым поправкам в новой редакции излагается норма, определяющая права Уполномоченного по правам человека при проведении проверки по жалобе, исключается право Уполномоченного по правам человека подавать исковое заявление в суд о проверке судебного решения, постановления, определения без уплаты государственной пошлины. Также внесены редакционные поправки.

На 31 (очередном) пленарном заседании принят Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 333-З № 679-III «О порядке оказания бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) адвокатами Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законом устанавливается порядок предоставления бесплатной юридической помощи на территории республики гражданам в случаях, перечисленных данным законом, и среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Саха (Якутия).

 

В области избирательного законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 374-З № 761-III «О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И.Гаврильева, Д.Н.Горохова). Закон представляет собой базовый правовой акт, состоящий из 8 глав, определяющих общие положения, статус территориальных избирательных комиссий, состав и порядок формирования, полномочия и организацию деятельности территориальных избирательных комиссий, а также статус членов территориальных избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами власти, формируются и осуществляют свою деятельность на постоянной основе сроком на 4 года в пределах одной административно-территориальной единицы республики. Территориальным избирательным комиссиям, образованным на территории с числом избирателей более 30 000 человек, присваивается статус юридического лица. Избирательные комиссии формируются Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) в количестве 5 – 14 членов с правом решающего голоса. Также кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. Срок полномочий членов комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность, полномочия остальных членов комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.

 

В целях приведения республиканских законов в соответствие с федеральным законодательством на 40 (очередном) пленарном заседании рассмотрены и приняты законы:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2006 года 414-З № 845-III «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) «Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия) и численности нотариусов» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Из закона исключается норма, устанавливающая, что государственные нотариусы могут решением Правительства Республики Саха (Якутия) закрепляться в нотариальных округах, образованных в труднодоступных, малонаселенных улусах (районах) Республики Саха (Якутия);

- Закон Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2006 года 418-З № 853-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина). Согласно предлагаемым изменениям исключается норма, устанавливающая право коренных малочисленных народов на квотное представительство в высших органах государственной власти Республики Саха (Якутия), органах местного самоуправления, а также право на участие в распоряжении землей, ее недрами, водами, растительным и животным миром на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, предоставление необходимых льгот по землепользованию и природопользованию. Исключена статья, определяющая правовое положение Советов представителей коренных малочисленных народов Севера при органах местного самоуправления. Предлагается дополнить статью 8 закона шестью пунктами, устанавливающими социально-экономические права коренных малочисленных народов Севера.

 

В области государственного строительства Законом Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2006 года 412-З № 839-III «О государственной целевой программе Республики Саха (Якутия) «Укрепление правопорядка на 2007–2011 годы» утверждена республиканская целевая программа. Программа рассчитана на среднесрочную перспективу и состоит из 7 основных блоков программных мероприятий:

- обеспечение общественной безопасности и правопорядка в общественных местах;

- социальная профилактика и работа с несовершеннолетними;

- борьба с преступностью в сфере экономики и бюджетообразующих отраслях республики;

- проектирование, строительство, реконструкция объектов правоохранительных органов;

- материально-техническое обеспечение органов внутренних дел;

- обучение и социальная защита сотрудников органов внутренних дел;

- противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Объем необходимых финансовых средств на весь срок реализации Программы составляет 1 473 006 тысячи рублей из всех источников финансирования.

Дата последнего изменения: 12 мая 2011, 15:26
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице