В Республике Саха (Якутия) живут представители более 120 национальностей. В связи с этим вопрос межнационального согласия является одним из важных и значимых вопросов в республике. Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) уделяется большое внимание сохранению и укреплению межнационального согласия. Так, 2012 год объявлен в республике Годом единения и дружбы народов Республики Саха (Якутия), который также приурочен 380-летию вхождения Якутии в состав России.
Мы согласны, что острота и сложность проблемы межнационального согласия требует выработки государственной политики в этой сфере.
Появление «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» (далее - Стратегия) чрезвычайно актуальна и воспринимается как позитивное явление.
Главным достижением Стратегии надо признать, что впервые в государственных документах подобного уровня введено в качестве цели этнокультурное развитие.
Этническая культура создает основу для самореализации личности и народа на исконной среде обитания. Отсутствие этой основы приводит к утере высших духовных устремлений в формировании личности и развитии народа. Позитивная этническая идентичность – основа развитого чувства достоинства человека и народа быть равными в партнерстве цивилизаций и культур. Вызовы глобального мультикультурного мира грозят ассимиляцией языков и культур малых народов.
Международное право по защите прав человека непрерывно развивается. Некоторые выдержки из международных документов:
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966):
Статья 1.
1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразия (2001):
Культурные права составляют неотъемлемую часть прав человека, которые являются универсальными, неразделимыми и взаимозависимыми;
каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, и в частности на своем родном языке;
каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности;
каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций.
Культурные права как неотъемлемая часть прав человека, которые являются универсальными, неразделимыми и взаимозависимыми. Также определены в статье 27 Всеобщей декларации прав человека и в статьях 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Декларация ООН о правах коренных народов
13 сентября 2007 года:
Признавая насущную необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы.
Ст. 15. Коренные народы имеют право на достоинство и многообразие их культуры, традиций, истории и чаяний, которые должны соответствующим образом отражаться в сфере образования и общественной информации.
Ст. 25. Коренные народы имеют право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении.
Ст. 29. Коренные народы имеют право на сохранение, контроль, охрану и развитие своего культурного наследия, традиционных знаний и традиционных форм культурного выражения, а также проявлений их научных знаний, технологий и культуры, включая людские и генетические ресурсы, семена, лекарства, знания свойств фауны и флоры, традиции устного творчества, литературные произведения, рисунки, спорт и традиционные игры и изобразительное и исполнительское искусство. Они имеют также право на сохранение, контроль, защиту и развитие своей интеллектуальной собственности на такое культурное наследие, традиционные знания и традиционные формы выражения культуры.
Как видно из данных цитат, коллективные права коренных народов установлены в гораздо широком контексте, чем права человека и охватывают политические, социально-экономические, духовно-культурные и личные права, опираются на имущественный иммунитет, обеспечивающий ресурсами жизнедеятельность народов на исконных землях и власть над собственной судьбой.
Эти международные акты являются концептуальной правоприменительной основой для анализа проекта Стратегии государственной национальной политики РФ и в свете этого считаем, что проект в настоящее время требует серьезной доработки, а именно:
1. Одним из серьезных упущений проекта является предлагаемый в Стратегии перечень терминов и понятий, который дает определение таким терминам, как этническая общность, национальность, коренные народы Российской Федерации, российская нация.
Из понятийного аппарата Стратегии:
«Российская нация (многонациональный народ Российской Федерации) – сообщество граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством (согражданство)».
Определение дано в европейском понимании, что не соответствует сложившемуся понятийному аппарату российской науки и обыденному сознанию русских и напоминает повторение нашего недалекого опыта, когда в нашем многонациональном государстве пытались создать единый советский народ.
«Этническая общность (народ, этнонация) – исторически возникшая на основе общих территорий, языка и культуры устойчивая группа людей, обладающая отличительным самосознанием».
Ранее под этим понятием понимался уровень этнического развития этносов, не достигших государствообразующего уровня. Далее следовало достижение уровня народа, затем – нации. Введение такого определения вполне современно, но приравнивание всех этносов с численностью более 59 тысяч до 110-миллионного русского народа в одно понятие «Этническая общность» может создать конфликт интересов и идентификаций.
«Коренные народы Российской Федерации – народы, исторически проживающие на территории Российской Федерации, внесшие свой вклад в государственное и культурное строительство страны».
Данное определение является усеченным вариантом международного определения, что выхолащивает суть понятия.
Не раскрыто содержание термина «национально-культурная автономия». Между тем это один из устойчивых терминов, примененных авторами при разработке проекта. При этом необходимо отметить, что в Большом юридическом словаре и Федеральном законе «О национально-культурной автономии» (принятый 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ) понятие «культурная (национально-культурная) автономия» поясняется как автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию. В связи, с чем возникает ощущение, что с введением этого термина подменяются понятия «национальные республики» и «автономные округа», которые являются субъектами национальной политики.
Нет раскрытия термина «федеративное устройство», нет ссылки на Федеративный Договор как основа формирования федеративного устройства Российской Федерации.
Забыты такие оправдавшие себя понятия как «толерантность», «политкультурность», «государственный протекционизм», нация и т.д.
Нет ссылки на основополагающие международные акты по правам человека и народов.
2. Раздел II носит субъективный нагнетающий характер, не имеющее под собой основания «кризис общероссийской гражданской идентичности, всплеск этнической мобилизации, этнотерриториальный сепаратизм и религиозно-политический экстремизм, возникла опасность распада страны», «… угроза дезинтеграции страны». По всему тексту Стратегии мелькают термины: национализм, этнофобия, радикализм, экстремизм, мигрантофобия, мультикультуризм, терроризм, ксенофобия, расизм, межэтническое насилие, разжигание этнической и религиозной ненависти. В итоге создается впечатление, что Россия – центр межнациональных конфликтов и далека от «демократического государства с высокими стандартами обеспечения этнокультурных прав граждан и многовековыми традициями гармонизации межнациональных отношений (пункт 23.10 проекта Стратегии). Несовершенство документа объясняется тем, что он не учитывает позитивный опыт, накопленный в этой сфере в целом по стране и в субъектах Федерации.
Авторы, перечисляя виды межнациональных конфликтов, не приводят неофашизм как один из видов мотивации возникновения конфликтов.
3. Переходя к основной части проекта Стратегии – задачи государственной национальной политики в Российской Федерации, необходимо отметить, что раскрытие тезисов в 10 основных задачах приведено неравномерно, отсутствует структуризация.
3.1. Серьезной недоработкой проекта является отсутствие необходимости проведения государственной политики в части языка и религии.
3.2. Стратегия затрагивает федеративные отношения:
- «продолжить практику формирования крупных территориально-промышленных районов в Российской Федерации, апробируя в них новые формы территориального управления, и оптимизации административно-территориального устройства России»;
- «учитывать в субъектах Российской Федерации, образовавшихся в результате объединения, этнокультурный фактор, включая традиционные формы самоуправления народов Российской Федерации, и принятие программ поддержки культур и родных языков проживающих на территориях народов» (пункт 23.2).
Данный абзац нарушает базовый принцип федеративного устройства Российского государства и противоречит к главе 3 «Федеративное устройство» к Конституции Российской Федерации и Федеративному Договору.
В Стратегии ни в одном его разделе не указано, что современное федеративное устройство Российской Федерации привело к опасности распада и угрозе дезинтеграции страны, а наоборот подчеркивается, что «большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль, и в формировании российской государственности и культуры (пункт 6), а «… федеративное устройство Российской Федерации придало импульс этнокультурному развитию народов России» (пункта 9)».
Несмотря на это утверждение, Стратегия постепенно подводит к идее необходимости изменения административно-территориального устройства Российской Федерации, конечной целью которой является упразднение национальных республик и национальных округов путем подмены их национально-культурными автономиями. Наконец, стало известно имя носителя этой идеи – миллиардера М.Прохорова. Он 27 октября 2012 г. заявил на съезде политической партии «Гражданская платформа: «Я хочу поставить вопрос на обсуждение: а так ли эффективно разделение нашей страны на национальные округа и национальные республики? Не лучше ли нам честно и открыто обсудить вопрос и прийти к изменению территории к точке зрения экономической целесообразности. Да, для этого придется менять Конституцию, да нужны радикальные изменения межбюджетной системой с переносом основных средств и доходов в муниципальные образования. Далее по его словам, мы «сами и своими руками создали» такие внутренние гетто, создали границы, внутри которых «местная коррумпированная власть угнетает и грабит наших людей всех национальностей».
Он руководствуется при этом только принципом экономической целесообразностью. Его, как представителя богатейшей части населения России, не волнует ни сохранение целостности государства, ни обеспечения национальной безопасности России, тем более судьбы коренных народов.
Сегодня права коренных народов защищены общими принципами и нормами международного права и национальными законодательствами и являются главным препятствием для свободного доступа олигархического капитала к бесконтрольной и хищнической разработке природных богатств на исконных землях коренных народов и землях их традиционного природопользования, сулящие баснословную прибыль и быстрое обогащение. А утверждение, что в национальных республиках и национальных округах уровень коррупции местной власти выше, чем во властных структурах федеральной власти и в других субъектах, а также «создание гетто» требует основательного доказательства.
Ликвидация национальных республик и национальных округов отвечает только интересам олигархического капитала, в дальнейшем транснациональных корпораций и банков. Изменения административно-территориального устройства Российской Федерации через формирование территориально-промышленных районов противоречит Конституции Российской Федерации и Федеративному Договору.
Кроме того, объединения субъектов Российской Федерации путем лишения статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации автономных округов, не дало положительных результатов в социально-экономическом развитии на территориях проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации и ощутимого повышения их уровня жизни. Институтом современного развития был подготовлен доклад о результатах укрупнения регионов, где приведен анализ последствий произведенных укрупнений субъектов Российской Федерации и прогнозу возможных объединений. По итогам анализа Института современного развития отмечается, что от объединения субъектов экономический и административный эффект «нулевой», дальнейшее изменение числа субъектов в рамках той же политики губителен.
В стратегии нет ни слова о субъектах национальной политики – национальных республиках и автономных округах.
Подмена национальных республик, автономных округов и автономных областей национально-культурной автономией – путь к потере своей государственности и национальной идентичности коренных народов и не соответствует поставленной в Стратегии цели – достижение Российской Федерацией статуса развитого демократического государства с высокими стандартами обеспечения этнокультурных прав граждан и многовековыми традициями гармонизации межнациональных отношений (пункт 23.10). Данный вариант стратегии государственной национальной политики приведет к дестабилизации обстановки в стране и развалу России.
3.3. В экономической сфере:
- Нет ни одного слова о бюджетном федерализме.
- Ничего нет о правах на ресурсы, земли, собственности коренных народов, этнических общностей, об охране среды их обитания и участия их в охране окружающей среды особенно в период промышленной разработки полезных ископаемых на исконных их землях.
- Предусмотрено формирование гибкой системы расселения населения. Что это значит, если используется понятие «население», а не мигрантов? Не грозит ли депортация?
- Ничего нет о государственной протекции зоны с суровыми климатическими условиями, приоритете Сибири, Дальнего Востока, Арктики, где решается судьба России в ХХI веке.
3.4. В сфере культуры:
Одним из основных недостатков Стратегии – в нем даже не упоминается о языковой политике, которая регулируется специальным федеральным законом «О языках народов Российской Федерации».
В Стратегии упоминается только о: - «принятии мер по поддержке языков народов Российской Федерации, обусловленные реальными языковыми потребностями и условиями их функционирования». (23.5).
Потребности ситуативны, интересы более постоянны. Языковое образование должно быть направлено на обеспечение прав, а не потребностей.
«Возрождение традиции переводов классиков отечественной литературы на языки народов России». А перевод с языков народов России на русский и другие языки не предусмотрен. (23.5).
3.5. В сфере образования:
Данный раздел требует серьезной доработки, так как, тесно связан с языковой политикой (как выше отмечено в проекте стратегии отсутствует) и исходит из концепции подмены понятия «национальная республика» и «автономной округ» понятием «национально-культурная автономия».
«Поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения». (23.6). При этом не упоминается о государственных языках субъектов Российской Федерации, нет о языковом образовании коренных народов и 104 народов, на языках которых не ведется обучение и преподавание этих языков.
«Проводить на регулярной основе экспертизу федеральной и региональной учебной литературы с целью соответствия требованиям воспитания учащихся в духе дружбы народов и взаимоуважения». (23.6). А обеспечение условий для их создания и издания не предусматривается.
3.6. Проблемы миграции
Задачи государственной национальной политики в области миграции. (23.7).
- Речь идет только об иммиграции, а об эмиграции нет. Между тем выезжают лучшие умы и национальный капитал. Нужны меры по их закреплению на родине и повышению их эффективности для России.
- Ничего нет о стимулировании патриотизма у выехавших, по поддержке российских соотечественников, как например, делают в Китае для возвращения китайского капитала.
3.7. Власть и гражданское общество
«Задачи государственной национальной политики в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества». (23.9).
- Хотя раздел состоит всего из 4 пунктов, нашлось место для казачества: «развитие инфраструктуры общественных организаций и казачества». В стратегии упоминаются только русские и казачество – общности, названные по имени, а такой подход ставит на неравное положение все остальные народы России и этнические общности.
Заключение
Стратегия полна двусмысленных положений, что создает основания для опасений разного свойства:
- В преамбуле обозначены только негативные выводы о советской и постсоветской национальной политики, нет анализа позитивной практики в целом по стране и в субъектах Российской Федерации.
- Нет принципа преемственности национальной политики советской и постсоветской, ранее действовавших концепций, программ и стратегий (Например, Тишковской, Зоринской, Абдулатиповской).
- Нет анализа особенностей этнокультурного состояния этнических общностей Российской Федерации и дифференцированного подхода к их решению.
- Нет реальных механизмов решения национальных проблем, поскольку упор не делается на обеспечение прав человека как представителя этнокультурной общности.
- Русский народ низведен до понятия «этническая общность», нет понятия «государствообразующий народ», самоопределение которого создало де-факто государство Российской Федерации. Отмечается эклектика в использовании понятий, выражающаяся в советской, то в постсоветской, то европейской терминологии, то в обыденном понимании.
Не учитываются коллективные права коренных народов.
- Нет экономической основы этнокультурного развития (нет права на ресурсы исконной среды, собственности на земли, государственной политики протекционизма этнических общностей, находящихся в трудных климатических условиях и труднодоступных регионах и т.д.). Ни слова не сказано о бюджетном федерализме.
- Никак не обозначена территория Российской Федерации как евразийского государства и задача сохранения и развития единого культурного пространства через поддержку культурного разнообразия субъектов РФ.
- Нет идеи спасения России посредством приоритета Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Появляется угроза не распада и дезинтеграции страны, а скорее нарастает угроза отторжения Азиатской России и Азиатской Арктики через цивилизационные пограничья. Этого нет в Стратегии.
В итоге не понятно, что является субъектом Стратегии - или Российское государство, опасающееся распада и дезинтеграции страны, которую надо спасать или государство по форме напоминающее США с объединенными территориями (штатами) и российской нацией, без сохранения их содержания как объединенных государств Америки предстоит создать.
Выводы и предложения:
- Необходимость и актуальность создания Стратегии очевидна и своевременна.
Проект получился идеологическим документом, не решающим обозначенные цели и задачи.
Нужно основательно переделать проект Стратегии, привлекая субъекты Российской Федерации.
Нужен общий, действенный механизм мониторинга по этнокультурным правам как неотъемлемой части прав коренных народов.
Стратегию необходимо принимать не простым большинством голосов, а всеобщим консенсусом, возможно, с правом вето со стороны регионов, так как документ во многом определит дальнейшую судьбу всего государства.
ТАБЛИЦА
Поправок к проекту
«Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» от 27 сентября 2012 года
Текст стратегии
|
Поправки
|
Обоснование
|
I. Общие положения
Пункт 2
|
После слов: «… на положениях Конституции Российской Федерации» написать слова: «Федеративного Договора»
|
Федеративный Договор ни кем не отменен, хотя его основные положения нашли отражение в Конституции РФ, он остается единственным официальным документом, подтверждающим добровольное согласие субъектов РФ входить в состав РФ на неограниченный временной срок обеспечивающее целостность государства.
|
Пункт 4
|
После слов: «… социально обусловлена и» исключить слова «учитывает федеративное устройство» и заменить словами: «основана на федеративном устройстве» далее по тексту
|
Согласно Конституции Российской Федерации
|
Пункт 5
абзац 1
|
После слов «государственная политика Российской Федерации» – текст исключить и заменить новым текстом «государственная национальная политика Российской Федерации – система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов Российской Федерации в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем».
|
Существуют юридический и исторический определения понятия «национальная политика». Более целесообразно применить юридическое определение понятия.
|
абзац новый
|
Расширить список понятий используемых в Стратегии:
- нация;
- толерантность;
-национально- культурная автономия;
- шовинизм.
- государственный протекционизм
Исключить понятия:
- российская нация;
- общероссийская гражданская идентичность;
- политика согражданства.
|
В Большом юридическом словаре понятие
- «культурная (национально-культурная),
- «национализм-шовинизм»,
поясняется как автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию. В связи с чем возникает ощущение, что этим введением данного термина подменяется понятие «национальной республики и автономные округа», которые являются субъектами национальной политики и противоречит Конституции Российской Федерации.
Национализм и шовинизм – две стороны одной медали. Отсутствия второго «шовинизм» - воспринимается, что большой народ всегда будет прав.
Введение этих понятий в правовую практику требует предварительной большой работы по их осмыслению, обоснованию, а также широкого их обсуждения.
Новые понятия такого порядка в области межнациональных отношений обычно появляются как итог этнокультурного развития народов и роста их самосознания в период достижения межэтнического согласия и гармонии межнациональных отношений, а не в период угрозы дезинтеграции государства и опасности распада страны в результате возникновения этнотерриториального сепаратизма, религиозно-политического экстремизма, этнофобии, радикализма и т.д.
|
II. Состояние межэтнических отношений и гражданского единства в Российской Федерации
|
|
|
Пункт 8
|
После слов «Цивлизационная идентичность России и российской нации, как гражданской общности основана на сохранении русской культурной» исключить слово «доминанты» и заменить словом «основы» далее по тексту.
|
Редакционная поправка
|
Пункт 11
|
Из пункта 11 исключить слова «…. этнической мобилизации»
|
Эти слова противоречат пункту 9 стратегии, где дается оценка, что «… высокий уровень самосознания этнических общностей» является одним из интеграционных ресурсов российской цивилизации и способствует этнической мобилизации для сохранения и возрождения самобытной культуры «в условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культур русского и других народов России» (пункт 14 в этом же разделе), исторического наследия и традиций взаимодействия народов России, в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.
|
пункт 15
|
После слов «… коррупция, пороки правоохранительных» добавить слово «и судебной» далее по тексту
|
|
III. Цели. Принципы и задачи государственной национальной политики
|
|
|
Пункт 21. Целями государственной национальной политики являются:
|
После слов «сохранение этнокультурного многообразия народов России» добавить «укрепление федеративного устройства»
|
Как указано в пункте 9 «Федеративное устройство Российской Федерации обусловило распределение полномочий и прав по выработке и реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, что придало новый импульс этнокультурном развитию народов России».
|
Пункт 22 «Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:»
|
|
|
абзац 2
|
После слов «государственная целостность» дополнить словами «федеративное устройство Российской Федерации» далее по тексту
|
Глава 3 Конституции Российской Федерации.
|
абзац 5
|
После слов «знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации при одновременном признании» дополнить следующими словами: «государственных языков национальных республик и официальных языков коренных малочисленных народов» далее по тексту.
|
Статья 68 Конституции Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».
|
абзац 8
|
Исключить слово «включенность» и написать «участие» далее по тексту.
|
Редакционная поправка.
|
абзац новый
|
Дополнить новым абзацем следующего содержания: «Гарантия в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций народов России»
|
В Стратегии такое право предусматривается
только в отношении соотечественников проживающих в зарубежных странах таким же правом обладают коренные народы России.
|
Пункт 23.1. «Задачи государственной национальной политики в политико-правовой сфере и сфере государственного строительства
абзац 10
|
После слов «… включая участие в создании условий для формирования общероссийской гражданской идентичности» дополнить словами «с учетом прав коренных народов России».
|
Общероссийская гражданская идентичность не должно формироваться за счет ущемления прав коренных народов:
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Статья 1.
1. Все народы имеют право на само
определение. В силу этого права они, свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
2. Все народы для достижения своих целей
могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
2. Декларация ООН о правах коренных народов ( 13 сентября 2007г.)
- Признавая насущную необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, основанные на политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы.
Статья 25 Коренные народы имеют право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятым или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести своюответственностьперед будущими поколениями в этом отношении.
Статья 15. Коренные народы имеют право на достоинство и многообразие их культуры, традиций, истории и чаяния, которые должны соответствующим образом отражаться в сфере образования и общественной информации.
Статья 29. Коренные народы имеют право на сохранение, контроль, охрану и развитие своего культурного наследия, традиционных знаний, а также проявлений их научных знаний, технологий и культуры, включая людские и генетические ресурсы, семена, лекарства, знания свойств фауны и флоры, традиции устного творчества, литературные произведения, рисунки, спорт и традиционные игры и изобретательное и исполнительное искусство. Они имеют также право на сохранение и контроль, защиту и развитие своей интеллектуальной собственности на такое культурное наследие, традиционные знания и традиционные формы выражения культуры
|
абзац 15
|
После слов «обеспечить замещение должностей государственной и муниципальной службы» перенести фразу «формирования регионального кадрового резерва» далее по тексту.
|
Редакционная поправка
|
Пункт 23.2 «Задачи государственной национальной политики в сфере федеративных отношений»
|
|
|
абзац 2
|
исключить
|
Данный абзац нарушает базовый принцип федеративного устройства Российского государства и противоречит главе 3 «Федеративное устройство», Конституции Российской Федерации.
В стратегии ни в одном его разделе не указано, что современное федеративное устройство Российской Федерации привело к опасности распада и угрозе дезинтеграции страны, а наоборот подчеркивается, что «…большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства» и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль, в формировании российской государственности и культуры (пункт 6), а «…федеративное устройство Российской Федерации придало импульс этнокультурному развитию народов России» (пункт 9).
Изменение административно-территориального устройства через формирование крупных территориально- промышленных районов в Российской Федерации является антиконституционным, так как в Конституции Российской Федерации не предусмотрен такой путь изменения границ субъектов Российской Федерации или их ликвидации, т.е. изменения федеративного устройства Российского Федерации.
Кроме того, объединения субъектов Российской Федерации через лишения статуса самостоятельного субъекта Российского Федерации автономных округов не дало положительных результатов в социально-экономическом развитии на территориях проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации и ощутимого повышения их уровня жизни.
Институтом современности развития был подготовлен доклад о результатах укрупнения регионов, где приведен анализ последствий произведенных укрупнений субъектов Российской Федерации и прогнозу возможных объединений. По итогам анализа Института современного развития отмечается, что экономический и административный эффект «нулевой», дальнейшее изменение числа субъектов в рамках той же политики губительны.
Подмена национальной республики, автономных округов и автономной области национально-культурной автономией – путь к потере своей государственности и национальной идентичности, и может привести к дестабилизации обстановки в стране и развалу России.
|
абзац новый
|
Написать новый текст следующего содержания: «обеспечить стабильность территориальных границ национально-государственных образований»
|
Часть 1 статьи 66, часть 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 12-П от 14.07.1997 года, Политический словарь.
|
абзац 5
|
После слов «… развитие соответствующих территорий» дополнить текстом «в увязке с формированием экономической среды, механизмов социального развития, основанных на сочетании предпринимательской свободы и социальной справедливости, экономической и социальной инициативы и обеспечения безопасности и правопорядка, снижения социального и имущественного неравенства граждан, повышения уровня доступности и качества социальных услуг в сфере здравоохранения и образования »
|
В соответствии с требованиями пункта 23.4 проекта Стратегии.
|
абзац новый
|
После 3 абзаца включить новый абзац следующего содержания: «принятия дополнительных мер по государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, в т.ч. по введению традиционных видов деятельности в местах компактного проиживания».
|
До сих пор уровень жизни коренных малочисленных народов Севера не достиг среднероссийского уровня.
|
Пункт 23.3. «Задачи государственной национальной политики в сфере государственной безопасности»
- подпункт «б» «прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов и предконфликтных ситуаций которые предполагают:»
абзац 2
|
После абзаца 2 включить новый абзац следующего содержания: «разработку механизма мониторинга по этнокультурным правам, как неотъемлемой части прав человека и коренных народов».
|
Для контроля итогов реализации Стратегии
|
Пункт 23.4
абзац 1
|
После слов: «Обеспечить благоприятное социально-экономические условия для проведения эффективной государственной национальной политики путем»: добавить новый абзац «развития бюджетного федерализма, в том числе в целях сбалансированного развития регионов и выравнивания уровня жизни населения в субъектах Российской федерации»
|
Конституция РФ и Бюджетного Кодекса РФ
|
абзац 2
|
после второго абзаца добавить новый абзац следующего содержания: «… обеспечения участия коренных народов в промышленном, освоении территорий Сибири, Дальнего Востока, Арктики через совершенствования систему подготовки национальных кадров»
|
До настоящего времени данная проблема не решена и коренные народы остаются в значительной мере сторонними наблюдателями в процессе освоения территории Сибири, Дальнего Востока, Арктики.
|
Пункт 23.5 «Задачи государственной национальной политики в сфере культуры»
|
|
|
абзац 2
|
После слов «… возрождения переводов классиков отечественной литературы на языках народов России» добавить слова «и перевода классиков литературы народов России на русский язык, другие языки народов Российской Федерации»далее по тексту.
|
Реализация требований статьи 26 и 68 Конституции Российской Федерации
|
абзац 3
|
Исключить и изложить в новой редакции: «принятия системы мер по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации и создания условий в расширении их использования в сфере общения, воспитания, обучения и творчества».
|
Реализация требования статьи 26 и 68 Конституции Российской Федерации.
|
Абзац 6
|
Исключить и изложить в новой редакции: «формирования культуры межнационального общения в соответствии с высокими стандартами обеспечения этнокультурных прав граждан в развитых демократических государствах и многовековыми традициями гармонизации межнациональных отношений».
|
Отвечает требованиям пункта 23.10 «задачи государственной национальной политики в сфере международного сотрудничества», абзац 1
|
Пункт 23.6. «Задачи государственной национальной политики в сфере образования»
|
|
|
абзац 3
|
После слов: «… языка межнационального общения» дополнить словами «а также языков коренных народов Российской Федерации и коренных малочисленных народов Российской Федерации».
|
Статья 68 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».
|
абзац 5
|
После абзаца 3 дополнить новым абзацем следующего содержания: «принять систему мер по созданию и изданию качественной федеральной и региональной учебной литературой».
После абзаца 5 включить новый абзац следующего содержания: «гарантии всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
|
Реализует требования статьи 68 Конституции Российской Федерации.
Реализация требований статьи 26 и 68 Конституции Российской Федерации.
|
Пункт 23.7
абзац 4
|
Исключить слова «противодействия незаконной миграции путем совершенствования правовой базы» и заменить словами следующего содержания: «совершенствования правовой базы для предотвращения незаконной миграции» далее тексту.
|
Редакционная поправка.
|
абзац 5
|
После слов «... происхождение мигрантов добавить слова: «с целью подбора высококвалифицированных трудовых ресурсов».
|
Редакционная поправка.
|
абзац 6
|
Исключить
|
Для объединения с абзацем 7.
|
абзац 7
|
После слов «навыков межкультурного общения» добавить «предупреждения национальной и расовой нетерпимости с целью недопущения социальной исключенности мигрантов, формированию замкнутых этнических групп».
|
Редакционная поправка.
|
Пункт 23.9. «Задачи государственной, национальной политики в сфере взаимодействия с институтом гражданского общества».
|
|
|
Абзац 5
|
Исключить слово «казачество»
|
Казачество не следует отдельно выделять, так как в Стратегии не указывается наименование конкретных народов и этнических общностей.
|
IV. «Механизм реализации государственной национальной политик»
|
|
|
Пункт 29
|
После слов «нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», дополнить словами: «Конституции республик и уставов областей, краев, автономной области и автономных округов» далее по тексту.
|
Согласно статьи 5 Конституции Российской Федерации.
|
Общие замечания:
|
Использование понятий (терминов): национализм, этнофобия, радикализм, экстремизм, мигранатофобия, мультикультуризм, терроризм, ксенофобия, расизм, межэтническое насилие, разжигание этнической религиозной ненависти, кризис общероссийской гражданской идентичности, всплеск этнической мобилизации, этнотерриториальный сепаратизм, религиозно-политический экстремизм, дезинтеграционные процессы.
|
С большим вниманием и осторожностью подойти к целесообразности использования перечисленных терминов по всему тексту Стратегии.
|
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) Е.Ю.Алексеева, О.А.Винокурова, З.А.Корнилова, Е.П.Жирков, Е.Х.Голомарева.
Опубликовано: 2 ноября, 2012 - 18:14