Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов: Регионы активно включились в работу Комиссии по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 апреля 2024 года, 04:51 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Виталий Басыгысов: Регионы активно включились в работу Комиссии по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению

Выступление Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), председателя комиссии по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению Виталия Басыгысована заседании Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, состоявшемся 25 апреля 2013 года
 
Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Коллеги!
 
В первую очередь, от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поздравляю вас с наступающим Днем российского парламентаризма!
 
Уважаемые коллеги!
 
В конце марта была подписана Программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Наконец-то мы дождались того, что государство обратило на наши территории самое пристальное внимание. Теперь мы ждем, принятия закона о развитии Дальнего Востока и надеемся, что будут учтены все наши предложения, особенно касающиеся социальных гарантий, компенсаций, надбавок, обеспечения жильем и т.д., которые будут четко прописаны в законе.
 
Прежде всего, за принятие судьбоносной Программы хочу поблагодарить Федеральное Собрание. Особо хочу подчеркнуть, что с созданием Совета законодателей в последние годы связь с регионами существенно усилилась, что, конечно, отразилось на качестве нашей совместной деятельности, на ее эффективность.
 
Хотелось бы выстроить такое же, как с Федеральным Собранием, открытое, плодотворное взаимодействие с правительством Российской Федерации.
 
Сейчас коротко хочу проинформировать о том, в каком направлении начала свою работу наша комиссия.
 
Регионы активно включились в работу комиссии. Систематизировано 81 предложение от 29 субъектов, двух комитетов Федерального Собрания по внесению изменений в федеральное законодательство. (Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству). По результатам заседания утверждено положение о комиссии, комплексный план работы, информация о проблемах законодательного обеспечения территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления и разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
 
Почти все предложения выстраиваются вокруг действующих законов, которые ограничивают поле законотворческой деятельности региональных законодателей, отсутствия полномочий у органов власти субъектов по тем или иным вопросам, недостаточности финансовых возможностей для полновесного исполнения переданных им полномочий.
 
Сужение поля законодательной деятельности региональных парламентариев снижает значимость самого института законодательной власти. Полномочия регионов сужает не только федеральное законодательство, но и некоторые решения федерального правительства. Мы говорим, что живем в правовом государстве, стараемся преодолеть правовой нигилизм, в то же время, распоряжения, приказы министерств, постановления правительства иногда оказываются выше закона. Порой даже принятый закон не может работать без специального постановления правительства России (как пример, сегодня мы не можем определить территории традиционного природопользования для общин КМНС. Закон принят в 2001 году, постановления до сих пор нет).
 
Субъекты считают, что необходимо установление четких процедур рассмотрения проектов федеральных законов по предметам совместного ведения, предусматривающих реальное участие законодательных органов субъектов Российской Федерации в их рассмотрении и, что более важно, в принятии решений по этим законопроектам.
Что сегодня? Прошло почти два года с момента, когда впервые было публично заявлено о внесении изменений в федеральное законодательство в части разграничения полномочий между уровнями власти, усиления финансовой самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Что-то в этом направлении предпринимается, но как можно выразиться – точечно. На это обращают внимание все регионы.
 
Существуют серьезные проблемы бюджетной обеспеченности, особенно на местах. Регионы вынуждены сокращать финансирование инвестиционных программ, чтобы выполнить свои обязательства по переданным полномочиям.
 
Поэтому для увеличения бюджетной обеспеченности субъекты предлагают внесение изменений в бюджетный, налоговый кодексы. Например, ряд субъектов предлагает:
 
– законодательной обеспеченности необходимой финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в доходах территориальных бюджетов за счет сокращения налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством;
 
– закрепления механизма увеличения доходов местных бюджетов путем перераспределения части федеральных налогов;
 
– регулирования межбюджетных отношений в условиях передачи субъектам Федерации дополнительных государственных полномочий.
 
В данное время готовится проект федерального закона о внесении в законодательство изменений, обеспечивающих предоставление субъектам Федерации с 2014 года права вводить местный налог на недвижимое имущество на основе его кадастровой стоимости, предусмотрев при этом повышенные налоговые ставки в отношении имущества, суммарная кадастровая стоимость которого превышает установленный предел. Конечно, это принесет дополнительный доход. Но при этом регионы считают, что нужен дифференцированный подход при установлении суммарного предела. Изучить готовность регионов, платежеспособность населения и субъектов предпринимательства.
 
Кроме того, законодательные органы субъектов предлагают проведение инвентаризации имеющихся налоговых льгот и сокращения неэффективных льгот и освобождений от налогов. До сих пор нет методики оценки их эффективности, учитывающей, наряду с выпадающими доходами бюджетной системы, создание благоприятных условий для инвестирования. Поэтому сложно определить, что дали налогоплательщикам, к каким результатам привели, полученные ими налоговые льготы. Некоторые субъекты Федерации ставят вопросы о внесении изменений в Бюджетный кодекс, например в части:
 
– зачисления в бюджеты субъектов налога на добавленную стоимость по нормативу 10%;
 
– установления норматива отчисления в бюджеты субъектов налога на добычу полезных ископаемых в размере 5%;
 
– предоставления субъектам возможности устанавливать нормативы от неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта;
 
– зачисления денежных штрафов за нарушение федерального законодательства в бюджеты муниципальных образований по месту совершения правонарушений.
 
Вопросы очень актуальные, особенно для нас дальневосточников, когда начата работа над законом о развитии Дальнего Востока, в котором были бы учтены эти предложения.
 
Хочу обратить внимание на вопрос парламентского контроля. После известных событий 1993 года из статуса законодательных органов субъектов Российской Федерации исчезло слово «контрольный» – они стали именоваться, как и федеральный парламент, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
Если раньше мы законодательно утверждали программы, контролировали их исполнение, сегодня у нас таких полномочий нет. Сейчас по поручению Президента России создаем институт общественного контроля. Хотя, на мой взгляд, эту задачу в первую очередь должны нести представительные органы власти. Именно они должны контролировать исполнение законов, как выполняются поручения, как реализуются программы. Поэтому я считаю, контрольные полномочия надо им вернуть.
 
В настоящее время принимается закон «О парламентском контроле». В первоначальной редакции он распространялся и на законодательные органы субъектов Российской Федерации. Однако в ходе рассмотрения во втором чтении эти положения из законопроекта были исключены. Думаю это не правильно. Контрольные функции всегда ставились во главу угла деятельности всех парламентских институтов. И даже образование контрольно-счетных органов, не замещает этого важнейшего направления работы законодательного органа государственной власти.
 
Спасибо.
 
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), председатель комиссии по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению В.Н. Басыгысов
Опубликовано: 30 апреля, 2013 - 10:40
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице