Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

«Необходим честный и открытый диалог» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
2 мая 2024 года, 18:25 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (21:00)

«Необходим честный и открытый диалог»

I Съезд депутатов представительных органов Республики Саха (Якутия) станет площадкой по обсуждению «болевых точек» местного самоуправления. В интервью парламентской газете председатель профильного комитета Ил Тумэна по вопросам местногосамоуправления Василий Местников рассказал о том, чем продиктовано проведение съезда, какие проблемы будут обсуждаться в ходе диалоговой площадки для депутатов всех уровней республики.
 
– Василий Александрович. чем продиктовано проведение съезда представительных органов?
 
– В республике около пяти тысяч депутатов разного уровня, в каждом муниципальном образовании избираются депутаты и создается свой представительный орган. Задача Съезда – обсуждение актуальных проблем  местного самоуправления. Самая важная из них – статус местных депутатов, которые обладают большими полномочиями, однако не всегда понимается их роль и место в системе муниципальной власти. Как говорит президент страны Владимир Путин, сегодня местное самоуправление – это народная власть, и должна быть в шаговой доступности. И в данном случае власть шаговой доступности представляют именно местные депутаты.   
 
– Какую же роль играют депутаты в муниципальном управлении?
 
– По современному федеральному законодательству депутаты местного уровня наделены важными полномочиями и высоким статусом. Сегодня советы муниципальных образований принимают бюджет, нормативные акты, утверждают программу социально-экономического развития, контролируют работу муниципальных чиновников. Ни один законодательный акт не принимается без участия представительного органа, начиная с бюджетного финансирования.
 
В целом муниципальным образованиям выделено много важных полномочий, имеется прямое финансирование, муниципальное имущество. Таким образом, они  стали хозяевами своих территорий. Я могу это говорить в сравнении, так как работал главой наслега в сложные 90-е годы, когда бюджеты наслегов распределялись через районную администрацию, и в целом у муниципальных образований было значительно меньше полномочий и власти.
 
Парадоксально, но местное самоуправление было сильно в те годы становления новой государственности, когда население объединялось, чтобы спасти себя в сложных социально-экономических условиях. И мы проводили большую работу. В сложные 90-е годы в республике началось движение «Добрые дела». Люди сами вносили свой посильный вклад, выходили на субботники, чтобы благоустроить свое село, строить социальные объекты. Сегодня с развитием государственной поддержки, к сожалению, на местах чувствуется некая расслабленность, разобщенность населения. К сожалению, сейчас население мало участвует в самоуправлении.
 
В этом году пройдут выборы депутатов 215 поселений, шести районных советов. Всего изберут свыше 3000 депутатов. И, к сожалению, во многих районах к выборам депутатов население относится предвзято, не понимает важность этих выборов, что это и есть форма народной демократии. И в ходе предстоящего съезда, который соберет депутатов всех уровней, наша задача – «разбудить» депутатов, чтобы они смогли осознать, какая власть находится в их руках. Лучше них никто не знает проблем своих территорий, а также перспектив развития. Каждая территория – уникальна сама по себе, сплотившись, можно раскрыть ее потенциал. Это может быть сельское хозяйство, местное производство, туризм, развитие которых может существенно повысить доходную часть местного бюджета. 
 
– Какая программа ожидает участников Съезда?
 
– Во время съезда мы планируем провести обучающие семинары и проблемные «круглые столы», модераторами которых будут председатели профильных комитетов Ил Тумэна. Круг вопросов, выносимых на обсуждение, широкий. Мы обсудим актуальные проблемы законодательства, еще раз пройдемся по ключевым вопросам, важным для каждого депутата – как оформлять законодательные инициативы, участвовать в принятии закона, принимать нормативно-правовые акты и другие тонкости депутатской работы. Отдельный план имеется по бюджетным и финансовым вопросам – эффективному управлению муниципальными финансами и имуществом. К сожалению, многие депутаты не знают, как принимается бюджет, как распределяется имущество. Отдельная программа направлена для молодых парламентариев. Пройдет «круглый стол» по общественным инициативам, важность которых чрезвычайно важна сегодня. В Якутии создан уникальный инструмент самоуправления «Туелбэ». И мы будем говорить о развитии территорий общественного самоуправления.  
 
– Вы сказали, что у муниципалитетов сегодня как никогда много полномочий, между тем, на местах жалуются на недостаточность финансирования тех же полномочий…
 
– Да, такая проблема есть. Эта проблема наблюдается по всей России – много полномочий, не всегда подкрепленных финансовыми ресурсами. В этом смысле, районам и поселениям необходимо наращивать собственные доходы. В республике на сегодняшний день действуют 445 муниципальных образований, бюджеты которых напрямую зависят от субсидий, дотаций и субвенций. Этот вопрос особенно стоит для сельских поселений, в бюджете которых доля собственных доходов ниже 15%.
 
Сегодня речь идет о стимулировании тех муниципальных образований, которые ведут работу по увеличению доходной части бюджета. Такие примеры есть. В отдельных муниципальных образованиях пытаются создавать рабочие места, налаживать местное производство, возрождать сельское хозяйство. И в будущем, я думаю, что мы когда-то придем к тому, что все доходы будут оставаться на местах. К сожалению, пока этого нет. Однако стоит отметить, что в целом наблюдается тенденция к увеличению финансирования муниципалитетов, в том числе через госпрограммы, грантовые программы. Не стоит забывать, что много сделано для благоустройства, развития социальной инфраструктуры.
 
– Нужно ли принимать отдельный закон о повышении статуса местных депутатов?
 
– Я не вижу в этом необходимости, потому что статус и полномочия депутатов уже закреплены федеральными и республиканскими законами. Да, всех возмущает ФЗ-303, который обязывает депутатов сдавать декларации о доходах. Учитывая природно-климатические, территориальные особенности нашего региона, Ил Тумэн обратился к федеральным законодателям по изменению данного порядка на территории республики. Конечно, в наших условиях, когда в поселениях зачастую у многих доходы ниже прожиточного минимума, данное обязательство вызывает недовольство депутатов.
Тем не менее, на федеральном уровне справедливо отмечают, что депутатам даны такой высокий статус и широкие полномочия, что без их участия не проходит ни один нормативный акт и не принимается бюджет. И в этом плане, они должны быть подотчетны, чтобы предотвратить коррупционные явления. В целом, в больших городах этот вопрос очень актуальный. К сожалению, там некоторые депутаты, прикрываясь статусом депутата, могут преследовать цели личного обогащения.
 
– Будете ли обсуждать с депутатами нашумевшую инициативу по отмене прямых выборов глав поселений?
 
– Напомню, в 2014 году были внесены изменения в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который дал регионам вариативность избрания глав муниципальных образований, учитывая свои этнокультурные, географические условия. И в республике мы приняли закон, предусматривающий принцип выборности глав муниципальных образований. 
 
Давайте посмотрим, какова ситуация в других регионах. В 34 регионах РФ главы избираются из числа депутатов, в 26 регионах – на конкурсной основе, в 11 регионах – по смешанной системе, и только в девяти регионах действуют прямые выборы глав.
 
Изучив ситуацию в республике, мы пришли к выводу, что во многих муниципалитетах есть недовольство избранными главами. Не секрет, что во время выборов в якутских селах происходит раскол, прежде всего по клановому принципу. И до окончания полномочий избранного главы проигравшая партия зачастую конфликтует и саботирует работу законно избранного главы. И это очень распространенное в Якутии явление. Это, может быть, и черта якутской ментальности.
 
Зачастую бывает так, что и глав избирать не из кого. К примеру, избирают шофера, а потом начинаются жалобы на неэффективное управление. Либо избирают приезжего, к примеру, из Якутска, который, заняв пост, редко появляется на селе, а большую часть времени проводит в столице.
 
Изучив ситуацию, мы приняли решение рассмотреть и обсудить один из вариантов избрания глав. Однако, как вы знаете, на нас обрушился шквал критики, что якобы Ил Тумэн собирается отменить выборность глав в целом, идет против демократии. И в ходе предстоящего съезда нам важно узнать общественное мнение, услышать позиции депутатов из разных районов и разного уровня. Вариативность избрания глав позволила бы устранить нежелательные явления, которые мы наблюдаем, снизить накал страстей и конфликтов. Мы должны изучить лучшие практики в этой области, сложившиеся в новых условиях и рассмотреть возможность их внедрения на республиканском уровне.
 
Дмитрий Осипов 
Опубликовано: 15 марта, 2017 - 20:35
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице