Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Александр Жирков: «Арктике необходимо комплексное регулирование» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
26 апреля 2024 года, 23:30 (UTC+9:00) t в Якутске: -5 (03:00)

Александр Жирков: «Арктике необходимо комплексное регулирование»

Статья Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Жиркова в специальном выпуске «Арктика» Парламентской газеты. Июнь 2015 года.
 
Арктические территории сегодня – это почти не заселённые обширные окраинные земли Рос­сийской Федерации, за исключением мест проживания коренных малочисленных народов Се­вера, ряда арктических городов и небольшого количества посёлков. Разрозненные точки освоения не позволяют создать необходимую инфраструктуру, а это, в свою очередь, вынуждает решать задачу дальнейшего освоения Арктики практически с нулевых уровней.
 
Страна вновь возвращается к Арктике. Ставится задача скорейшего вовлечения Арктической зоны в хозяйственный оборот, превращения обширного региона в зону устойчивого экономи­ческого роста. В утверждённом Президентом Российской Федерации документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» установлен приоритет использования арктических территорий в качестве стратегической ресурсной базы страны и превращение Арктической зоны в территорию, благоприятную для ведения успешной экономической и хозяйственной деятельности. Задача невыполнимая без создания здесь продуманной системы жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения. Хотя бы на уровне той, которая в течение длительного времени, с включением больших финансовых, материальных и моральных стимулов, создавалась во времена Советского Союза.
 
Однако в 90-е и последующие годы создававшаяся десятилетиями система жизнедеятельности была разрушена, и люди покинули Арктику, переместились в более благоприятные регионы. Дальнейшее освоение природных ресурсов региона приняло устойчивую тенденцию к локализации производства непосредственно в пределах территорий эксплуатации. За пределами этих зон Арктика практически опустела. В итоге на сегодня в Арктике мы имеем гигантские запасы трудного для освоения минерального сырья, скрытого в недрах полупустынной территории с разрушенной или ещё не созданной инфраструктурой.
 
С учётом сложившихся реалий арктические регионы (восемь субъектов Российской Федерации, четыре из которых входят в Арктическую зону полностью, – Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, и частично Архангельская область, Красноярский край, Республика Коми и Республика Саха (Якутия) самостоятельно выстраивают возможные пути развития. Эти регионы не уходили из Арктики, это их исконная территория. Каждый регион по мере своих возможностей сохранял арктические рубежи страны в течение десятилетий, когда в силу разных причин Арктический Север оказался стране как бы не нужен.
 
Для нашей северной республики, как крупнейшего субъекта Российской Федерации, значительная часть территории которого относится к арктическим землям, имеет важное значение глубоко продуманное и убедительно обоснованное определение территорий, входящих в состав Арктической зоны. Нужно учесть произошедшие с 1989 года в масштабах всей страны изменения в административно-территориальном делении, чтобы полностью включить в состав Арктической зоны Российской Федерации территории, находящиеся за полярным кругом. В Указе Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» арктическими признаны лишь пять районов республики, в то время как республика настаивает на включении в состав Арктической зоны тринадцати районов.
 
По существу вопрос признания арктическими всех территорий, находящихся за полярным кругом, ставится ещё с советских времён. Решение Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года, в соответствии с которым в состав Арктической зоны Российской Федерации было включено только пять районов Якутии, уже в ту пору было признано неокончательным, причём не только со стороны нашей республики. Главным возражением явилось то, что комиссия применила к разным территориям разные критерии. К примеру, все автономные округа страны, примыкающие к Арктике, были выделены целиком, по принципу целостности природно-хозяйственных территориальных комплексов. В отношении же Мурманской области и Якутии был применён формальный подход, игнорирующий общепринятый и тогда политико-географический критерий заполярного положения территорий и целостность природно-хозяйственных комплексов. Впоследствии этот вопрос прорабатывался в Минрегионе Российской Федерации. В рабочие материалы Межведомственной рабочей группы по предложению Республики Саха (Якутия) в состав Арктической зоны Российской Федерации были включены тринадцать арктических и субарктических районов республики, расположенных за линией полярного круга. К сожалению, в подготовленном Минрегионом России проекте Указа Президента Российской Федерации в состав Арктической зоны оказались вклю­чёнными всего пять районов Республики Саха (Якутия).
 
Мы продолжаем настаивать на применении в качестве основного критерия линии Северного полярного круга (66º33' северной широты). Необходимые обоснования и согласования о расширении перечня районов, относимых к арктическим, республикой представлены. Наши предложения исходят из необходимости учёта целостности природно-хозяйственных территориальных комплексов арктического и субарктического характера, связи транспортной системы с арктическими морскими акваториями и впадающими в них северными реками, значимости отдельных территорий для их экономического роста и обеспечения безопасности Арктической зоны Российской Федерации. Кроме того, территории тринадцати муниципаль­ных образований Республики Саха (Якутия) соответствуют ключевым факторам, оказывающим влияние на социально-экономическое развитие Арктики, обозначенным в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Здесь идентичны и экстремальные природно-климати­ческие условия, и очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий, и низкая плотность населения, и удалённость от основных промышленных центров, и низкая устойчивость экологических систем. Таким образом, вопрос о составе Арктической зоны Российской Федерации мы считаем ещё до конца нерешённым.
 
Разумное определение территории Арктической зоны позволит нашей республике ставить комплексно и решать совместно с федеральным Центром вопросы развития арктической транспортной инфраструктуры. Более 80 процентов территории Республики Саха (Якутия) не имеет круглогодичного транспортного сообщения. В состоянии, близком к критическому, находятся основные арктические транспортные системы: авиатранспорт и аэропорты, морской и речной флот. То, что подобная ситуация сложилась практически во всём Арктическом регионе страны, указывает на своевременность, а по многим направлениям и на значительное запаздывание мер по возрождению Арктической зоны Российской Федерации.
 
Следующий болезненный вопрос, связанный с организацией транспортной системы, – обеспечение жизнедеятельности отдалённых северных регионов, проблема Северного завоза. Северный завоз – целый комплекс специальных мероприятий, которые порой не вписываются в установленные нормативы и правила, но позволяют в короткие сроки северной навигации завезти в арктические районы продовольствие, топливо, технику, строительный материал, другие необходимые товары производственно-технического назначения. Всё, что необходимо, чтобы в течение длительного, сурового зимнего периода бесперебойно работали объекты энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, а население было обеспечено продовольствием, предметами первой необходимости и ле­карствами. Применительно к Якутии через Транссиб и БАМ к верховьям реки Лены завозятся крупные объёмы грузов, затем по Лене, а далее по другим арктическим рекам развозятся по районам республики. Срывы в этой работе создают прямую угрозу для жизнедеятельности про­живающего здесь населения. Отсутствие круглогодичной транспортной схемы заставляет создавать большие запасы, следовательно, актуальной является также проблема депонирования и хранения грузов.
 
Поэтому мы придаём большое значение возрождению Северного морского пути. Дальнейшее освоение Арктики нельзя представить без судоходного транспорта как потенциально мощ­ного фактора социально-экономического развития арктических территорий. Северный морской путь – это также межрегиональный путь завоза грузов в арктические районы всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Этот морской коридор должен стать связующим звеном для развития и интеграции экономики Арктической зоны в целом.
 
Республика Саха (Якутия) является морским арктическим регионом. И эта особенность республики будет со временем проявляться ещё ощутимее и станет оказывать существенное влияние на всю транспортную и экономическую составляющие нашей республики. Скажем, для обеспечения Северного завоза морской транспорт может обеспечить независимость отгрузок и гибкость в географии поставок. Этот маршрут важен для нас и как международ­ный транспортный коридор. Северный морской путь уже в обозримом будущем может давать существенные доходы, приняв на себя часть грузопотоков торговли между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По нему традиционный маршрут сокращается на 2500–4000 морских миль, или на 15–20 дней пути.
 
Руководство республики предлагает ещё один вариант использования Северного морского пути как международного транспортного маршрута. Это существенное расширение тран­зитных возможностей реки Лены. Государством принято решение о соединении Транссибирской, Байкало-Амурской магистралей и Северного морского пути. При повышении пропускной способности Амуро-Якутской магистрали в Якутске возможно созда­ние мощного транспортного узла Китай – Транссиб – АЯМ – Якутск – Северный морской путь для перевозки грузов из тех же стран АТР, включая внутренние районы Китая вплоть до портов Западной Европы. Плавание из Владивостока в Европу через Суэцкий канал занимает больше месяца. При проводке судов по Северному морскому пути время сокращается до 15–20 дней, а маршрут через Якутск – Тикси, по подсчётам специалистов Сибирского отделения РАН, может занять всего 10 дней, так как отпадает необходимость делать гигантский крюк, огибая побережье Чукотки.
 
Далее, в Арктической зоне слабо развита электроэнергетическая инфраструктура. Особенность арктических регионов, в том числе Республики Саха (Якутия), в том, что во многих районах нет централизованного энергоснабжения. Топливо в этих районах завозное и только в период короткой летней навигации. Себестоимость крайне высока. Арктические территории характеризуются раздробленностью энергетического и теплового хозяйства, что существенно сдерживает развитие экономики. В то же время рост энергетических мощностей сдерживается небольшими объёмами потребления. Местное энергетическое хозяйство не имеет ресурсов для инвестиционной модернизации и стимулов для повышения эффективности. Сегодня востребованы такие типы энерговырабатывающего оборудования, которые позволяют производить комбинированную выработку электрической и тепловой энергии. Нужно активно развивать как традиционную энергетику, включая атомные ТЭЦ малой мощности, так и новые, альтернативные виды солнечной и ветровой энергетики, использование мини-ГРЭС в зависимости от экономической целесообразности. Затраты на энергетику необходимы, ибо она остаётся важнейшим условием существенного повышения уровня жизнедеятельности северного населения, одним из ключевых факторов выравнивания социально-экономического развития отдалённых территорий.
 
Ещё один вопрос связан как с развитием Арктической зоны Российской Федерации, так и всего Дальнего Востока. Это сохранение и развитие малых сёл. В период массовой миграции с арктических территорий в Якутии Север удалось удержать благодаря стойкости и постоянству коренного населения. Они не покинули обжитые веками земли своих предков. С помощью государства сумели сохранить некоторое поголовье оленей, традиционные отрасли. Поддерживалась социальная сфера, работали школы, больницы, дома культуры. Однако на сегодня в этих сёлах положение остаётся сложным. Значительно сократились животноводство и другие отрасли сельского хозяйства. Большая часть сельского населения оказалась не востребована в современном сельхозпроизводстве. Значительные группы сельских работников серьёзно ущемлены в сфере трудовых отношений. Заметно ухудшилась социальная сфера села. В последние годы на селе происходит массовое закрытие малокомплектных школ, фельдшерско-акушерских пунктов, других учреждений культуры и здравоохранения. Число вновь вводимых учреждений в Арктике значительно меньше, чем закрываемых.
 
К ухудшению положения на Севере порой приводят не совсем продуманные меры государственного регулирования. К примеру, новые нормы Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не позволяют оказывать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичную медико-санитарную помощь в стационарных условиях даже в труднодоступных населённых пунктах. В критическом состоянии оказались сотни небольших населённых пунктов, оторванных от крупных центров многими километрами бездорожья. Неуверенность в способности властей и органов здравоохранения обеспечивать на месте доступную медицинскую помощь становится ещё одним, искусственно созданным мотивом оттока людей с Севера. Опустению арктических территорий способствуют непродуманные издержки нормативного финансирования, оптимизации и сокращения в бюджетной сфере.
 
Север должны осваивать прежде всего сами северяне. Необходимо создать адаптированную к новым перспективам систему подготовки и закрепления кадров из числа местного населения. Это будет гораздо эффективнее и выгоднее, чем привлекать специалистов из других регионов. Мы должны удержать тех, кто здесь родился, живёт и работает, а не создавать ситуацию их выдавливания. Одновременно нужно повсеместно внедрять механизмы сведения к необходимому минимуму работы вахтовым методом. Понятно всем, что необходимость в специалистах, которых не готовят в регионе, а также в некоторой рабочей силе будет всегда, в этом особенность освоения северных регионов. Работа должна вестись с учётом всех факторов, чтобы новый Север осваивал настоящий хозяин, а не «арбайтер» с повадками временщика.
 
В основополагающих федеральных документах тема подготовки кадров для освоения Арктической зоны практически не затронута. В государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» отсутствует раздел, посвящённый развитию кадрового потенциала Арктической зоны. Одним из решений стало бы выделение в проекте ещё не принятого федерального закона об Арктической зоне Российской Федерации специального раздела, посвящённого подготовке кадров для Арктики. Необходимо законодательно установить стандарт условий трудовой деятельности, который должен быть обеспечен работодателем как государственным, так и частным, включая создание инженерной и социальной инфраструктуры.
 
Арктические сёла как социально-экономические образования могут быть эффективными социально, экономически, геополитически. Государство на федеральном и региональном уровнях на деле должно озаботиться сохранением и развитием таких сёл, обосновать политику поддержки и неуклонно её придерживаться.
 
Несколько слов о состоянии правового регулирования применительно к Арктической зоне. По большому счёту нам только предстоит определить, какие и где из созданных правовых инструментов развития могут оказаться наиболее эффективными, какие механизмы необходимо заложить.
 
Некоторые принципиальные положения заложены в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Однако этого однозначно недостаточно.
 
Для нового освоения и развития Арктики необходима во многом новая законодательная база. Действующее федеральное законодательство по Арктической зоне не отличается системностью, во многом уже архаично, не отвечает современным реалиям и потребностям. Указ президента и госпрограмма должны получить механизм реализации в виде основополагающего закона об Арктической зоне Российской Федерации. В целом в законодательной базе, регулирующей хозяйственную деятельность, социальное обеспечение, природопользование, экологию и этнологию в Арктической зоне, существует много пробелов. Практически ещё не сформировано законодательство, регулирующее недропользование на арктическом шельфе. Особый подход, основанный на бережном обустройстве жизненного пространства, нужно установить в отношении коренных малочисленных народов Севера, их исконной среды обитания, традиционного уклада жизни. Особенно на тех территориях, которые подпадают под хозяйственное и промышленное освоение. То, что большее внимание государства обращено к Арктике, должно означать прежде всего большее внимание к коренным малочисленным народам Севера, обеспечению их конституционных прав и гарантий жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Необходимо ещё раз рассмотреть вопросы, связанные с предоставлением в безвозмездное долгосрочное пользование земель различных категорий лицам, относящимся к малочисленным народам, их общинам и иным объединениям. Надо внести соответствующие изменения в Водный, Лесной, Земельный кодексы Российской Федерации и федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «Об особо охраняемых природных территориях».
 
Парламент Якутии выступает с инициативой разработки Арктической экологической доктрины, на основе которой можно будет создать систему арктического экологического законодательства. Считаем необходимым, чтобы в федеральном экологическом законодательстве появились законы, регулирующие вопросы экологического и этнологического мониторинга и контроля, рекультивации и восстановления земель, экологического страхования, нормативов качества окружающей среды в отношении Арктической зоны. Нужно также отнести к полномочиям арктических субъектов Российской Федерации разработку и утверждение целевых программ в порядке софинансирования с федеральными целевыми программами в области охраны окружающей среды, ликвидации экологического ущерба, сохранения и расширения биологического разнообразия, воспроизводства биологических ресурсов. К полномочиям органов местного самоуправления нужно добавить полномочие разрабатывать и принимать муниципальные целевые программы в области охраны окружающей среды.
 
Создание благоприятного инвестиционного климата ставит вопрос о необходимости разработки чрезвычайно важного закона «Об инвестициях (инвестиционной деятельности) в Арктической зоне Российской Федерации».
 
Нужна новая парадигма развития Арктической зоны, которая установила бы особые условия для Арктики, в некотором роде вывела Арктику из общеправовых норм, могла бы стать основой для построения отраслевых законодательных норм. Такой подход мог бы стать основой для создания особого арктического законодательства. Нужна определённая правовая кодификация в отношении Арктики, чтобы ликвидировать бессистемность, решить коллизии правоприменения, помочь решить многие другие вопросы крупного Арктического макрорегиона.
 
Сегодня необходимо ставить вопрос самостоятельного комплексного социально-экономического развития арктических регионов страны. Необходима консолидация усилий всех уровней власти, координация деятельности федеральных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. То, что Арктика будет активно развиваться, является, по сути, исторической неизбежностью. Наша задача – делать это продуманно и эффективно. Арктике необходимо комплексное регулирование, которое бы предоставило арктическим регионам страны реальные возможности обустроить свою жизнь по современным критериям качества. В итоге такое комплексное социально-экономическое развитие приведёт к появлению целостного, самостоятельного и самоценного социально-экономического образования – Арктической зоны Российской Федерации.
 
Более подробно с материалами специального выпуска «Парламентской газеты» можете ознакомиться здесь.
Опубликовано: 25 июня, 2015 - 19:08
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице