Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Александр Жирков. От истоков к будущему | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 09:07 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (09:00)

Александр Жирков. От истоков к будущему

Парламент самого большого субъекта Российской Федерации – Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) прошел сложный путь становления, заняв достойное место в системе законодательной власти страны.
 
ПО ПУТИ СОЗДАНИЯ ДОГОВОРНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
 
Народы Якутии достаточно рано включились в процесс создания региональной системы государственного управления империи. Уже со второй половины XVII века якутская тойонская знать (главы крупных родовых кланов, князцы) стала вынашивать и осуществлять планы прямого участия в формировании региональной политики царизма. В январе 1677 года князцы Кангаласской, Намской и Мегинской волостей Якутского уезда Мазары Бозеков, Нокто Никин и Трек Орсукаев добились встречи с царем Федором Романовым и передали ему предложения о лучшем обустройстве ясачного обложения, передачи родоначальникам судебно-административных полномочий, ряде других уступок со стороны администрации в вопросах самоуправления.
 
Во второй половине 60-х годов XVIII века якуты центральных улусов направили своего представителя в Комиссию по созданию нового Свода законодательных актов Российской империи, учрежденную по Указу Екатерины II. Им стал кангаласский князец Софрон Сыранов. Летом 1768 года Сыранов был принят императрицей и с 17 октября до прекращения работы Комиссии в декабре 1768 года работал депутатом от Якутии в комиссии по составлению «Нового Уложения» Российской империи. Помимо этого, по наказам выборщиков Софрон Сыранов поставил перед Сенатом и иркутским губернатором вопросы дальнейшего расширения административных, судебных и иных полномочий местных тойонов, добился ликвидации института чиновников – сборщиков ясака и передачи этих полномочий местным родоначальникам, учреждения должности улусного головы и так далее.
 
Документом большой общественно-политической значимости, характеризующим уровень общественной мысли якутского народа, является и «План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положениев для них», составленный головой Борогонского улуса Алексеем Аржаковым и представленный им 18 сентября 1789 года лично императрице Екатерине II. Перед императрицей были поставлены вопросы собственности на землю, самоуправления, учреждения института областного предводителя из числа якутов, предоставления судебных и иных привилегий, внимания царских властей к обычаям и языку коренного населения, развития просвещения и привлечения представителей местного населения к государственной службе. «План о якутах...» Алексея Аржакова в октябре 1789 года был специально рассмотрен на Государственном Совете, а в январе 1790 года был издан именной Указ Екатерины II в поддержку значительной части вопросов, поставленных якутским головой.
 
Миссии Софрона Сыранова и Алексея Аржакова сыграли известную роль в выработке основополагающих документов по управлению народами Сибири, поставленные ими вопросы нашли отражение в проекте законодательной реформы управления Сибирскими губерниями, составленном М.М. Сперанским по поручению Александра I.
 
В числе законодательных актов, утвержденных 22 июля 1822 года Александром I по представлению М.М. Сперанского, особо значимыми для народов Якутии были «Учреждение для управления Сибирских губерний» и приложенные к нему «Табель разделения Сибири» и «Устав об управлении инородцев». Согласно этим документам Якутская область была включена в состав Иркутской губернии, в самой области образованы пять округов: Якутский, Вилюйский, Олекминский, Верхоянский и Среднеколымский, с выделением города Якутска в «частное окружное управление». Коренное население Якутии было разделено на три разряда в зависимости от основного уклада жизни. Устанавливались новая система управления коренными народами и основы взаимоотношений царской администрации с институтами самоуправления местного населения.
 
В Якутии была создана одна Степная Дума – в Якутском округе, у хакасов – четыре, у бурятов – двенадцать. Официальное открытие Степной Думы в г. Якутске состоялось 11 марта 1827 года. В течение одиннадцати лет своей деятельности она настойчиво ставила вопросы расширения переданных ей управленческих функций, выработала ряд предложений по «встраиванию традиционных общественных институтов» коренного населения в принятую царской администрацией схему самоуправления с последующим выходом на формирующуюся систему управления национальными регионами.
 
Из дореволюционной истории стоит отметить и движение за введение в Якутской области земского самоуправления. Группа инициаторов под руководством частного поверенного Якутского окружного суда, гласного Якутской городской Думы В.В. Никифорова летом 1904 года разработала проект «Положения о введении земства в Якутской области». Значительная часть этой группы в январе 1905 года выступила организатором «Союза якутов», крупнейшей общественно-политической организации в истории дореволюционной Якутии. В программе «Союза якутов» были сформулированы требования демократизации общественных отношений, национального равенства, самоопределения и самоуправления, неограниченного участия местного населения в хозяйственной жизни и административном управлении.
 
Большое возмущение вызвал отказ Якутской губернии в праве участвовать в выборах в первую Государственную Думу. Участие представителя от якутского народа в работе Думы стало одним из основных программных требований «Союза якутов». Руководство «Союза якутов» свои требования изложило в телеграмме председателю Совета министров графу С.Ю. Витте, было решено созвать областной съезд. Напуганная нарастающими событиями местная администрация запросила войска, по приказу министра внутренних дел России члены Центрального комитета и активисты «Союза якутов» были арестованы.
 
В признании государственности народов Якутии решающее значение имела Великая российская революция 1917 года. Акт признания центральной государственной властью законности требований о государственности и образование Якутской автономной республики в составе РСФСР стали определяющими событиями. Вместе с якутами право на государственность обрели эвены, эвенки, чукчи, юкагиры, долганы. В статусе автономной республики Якутия создала и укрепила институты государственности, вступила на путь индустриального развития, достигла всеобщего образования и высокого уровня культуры, возродила кадровый и интеллектуальный потенциал.
 
Осознавая логическую связь времен и событий, в Якутии отдают дань памяти и уважения всем тем, кто стоял у истоков ее государственности: Максиму Аммосову и Платону Ойунскому, Исидору Барахову и Степану Аржакову, тем, кто первым встал у руля молодой республики.
 
СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
 
Действующий сегодня парламент и институт парламентаризма начали определяться в начале 90-х годов прошлого столетия. Первый съезд народных депутатов 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете, заложив законодательную основу для политического развития РСФСР в составе Советского Союза и автономных республик в составе РСФСР. Следом, 27 сентября 1990 года, Верховный Совет Якутской АССР XII созыва принял Декларацию о государственном суверенитете республики в составе РСФСР и СССР – документ, сыгравший в целом определяющую роль в ее последующем государственном обустройстве. В новых исторических условиях автономные республики стремились повысить свой статус, стать самостоятельными участниками заключения нового союзного договора. Выступая на второй сессии XII созыва Верховного Совета Якутской АССР, его председатель М.Е. Николаев обосновывал необходимость принятия Декларации о государственном суверенитете республики: «Повышение политического статуса республики дает ей возможность самостоятельно осуществлять государственную власть на своей территории, суверенно решать вопросы общественно-политической, социально-экономической, национально-культурной жизни».
 
В соответствии с Декларацией Верховный Совет ЯАССР XII созыва принял решение об изменении конституционного автономного статуса республики, а также ее официального наименования, преобразовав Якутскую АССР сначала в Якутскую-Саха ССР, затем в Республику Саха (Якутия) в составе Российской Федерации. Декларация от 27 сентября 1990 года стала основой для разработки новой конституции республики, заложила начало процессу новых взаимоотношений с федеральным Центром.
 
Новая Конституция республики была принята Верховным Советом Якутии 4 апреля 1992 года. В республике была создана новая система государственной власти: Президент, Конституционный суд, Верховный суд, функционирующие самостоятельно, а также новый парламент – двухпалатное Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), впоследствии ставшее однопалатным.
 
Действующий с декабря 1993 года новый парламент Якутии выступает как правопреемник Верховного Совета Якутской-Саха ССР и является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти. Первоначально, как мы и говорили, он был двухпалатный. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) I созыва состояло из Палаты Республики и Палаты Представителей. Было избрано 56 народных депутатов, из них в Палату Республики – 35 от каждого административного района, города республиканского подчинения, независимо от количества избирателей, в Палату Представителей – 21 народный депутат, избираемый по единой норме представительства. Палата Представителей осуществляла свои полномочия на постоянной профессиональной основе, а Палата Республики работала сессионно.
 
Деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) I созыва осуществлялась в условиях реформ 90-х годов, при этом одновременно решались сложные задачи построения демократического гражданского общества с развитой правовой системой, внедрения нового нормативно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности населения, вопросы экономической, финансовой, социальной безопасности. Новый парламент Якутии создавал новую законодательную базу республики. В первую очередь были приняты законы, регулирующие деятельность республиканских и местных органов государственной власти, механизмы реализации экономической и социальной политики.
 
Новым этапом в развитии федеративных отношений явилось подписание 29 июня 1995 года Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). Были также подписаны 15 соглашений в области экономики, бюджетной политики, международных, внешнеполитических связей, обеспечения занятости населения и регулирования миграционных процессов, социальных вопросов.
 
Государственное Собрание II созыва (1997– 2002 годы) вело активную работу по приведению в соответствие основного закона Республики Саха (Якутия) и республиканского законодательства с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Был принят большой пакет законов о переходе на местное самоуправление на уровне улусов (районов) и городов республиканского подчинения, а также об однопалатном парламенте и придании президенту статуса главы республики.
 
В III созыве (2002–2008 годы) парламент стал однопалатным, что позволило повысить динамичность законопроектной деятельности, обеспечить незамедлительное принятие важнейших законов и постановлений, отвечающих духу времени. При этом количество депутатов не изменилось – было избрано 70 человек на срок полномочий 5 лет. Депутатский корпус более объективно отражал социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в республике.
 
Основными направлениями своей законотворческой деятельности парламентарии III созыва определили правовую поддержку секторов реальной экономики, отраслей промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, обеспечения экономической безопасности. Под особым вниманием находилась главная бюджетообразующая отрасль – алмазодобывающая промышленность. Большое внимание было уделено развитию нефтегазовой, угольной и других отраслей горнодобывающей промышленности. Таким образом, были законодательно обоснованы приоритетные направления в развитии экономики республики.
 
В СИСТЕМЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ
 
Выборы четвертого созыва парламента Якутии (2008–2013 годы) впервые проходили по смешанной системе. Половина народных депутатов (35 человек) была избрана в одномандатных округах, а другая – по партийным спискам. Представительства в парламенте добились четыре партии из пяти, принимавших участие в выборах. В Государственном Собрании работали три фракции: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», кроме того, депутатская группа «Согласие» и объединение «Гражданская платформа». В центре его работы стояли задачи дальнейшей реформы общественно-политического и социально-экономического устройства республики. Началась кодификация действующего законодательства, была введена практика антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, образована Счетная палата, утвердился порядок проведения прямых выборов главы республики.
 
Таким образом, допуская известную схематизацию, можно сказать, что в годы работы первого и второго созывов Государственного Собрания (Ил Тумэн) были заложены основы парламентаризма. Тогда превалировала персональная активность народных депутатов. В третьем созыве произошла трансформация парламентаризма, основанного на личной активности народного избранника, в парламентаризм активности лидеров, представляющих интересы группы депутатов. Одновременно с этим начала зарождаться система многопартийности, которая стала реальностью в период работы Государственного Собрания четвертого созыва.
 
8 сентября 2013 года состоялись выборы в ныне действующий V созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Многопартийный парламентаризм начинает распространять свое влияние в целом на деятельность государственной власти и общества. При этом в пределах действующего законодательства парламент по отношению к политическим партиям продолжает оставаться самостоятельным органом государственной власти республики как субъекта Российской Федерации, а парламентаризм активнее наращивает свою связь с обществом. Появление массовых общественных структур, усиление их взаимодействия с Государственным Собранием, различными партиями и т.д. наглядно демонстрируют развитие института парламентаризма в нашей республике.
 
Сегодня страна вступила в непростую фазу финансово-экономического развития. В новых условиях парламент республики решает комплексные проблемы социально-экономического развития своего региона. Через рассмотрение вопросов федерального уровня по развитию Дальнего Востока, Арктической зоны стремится законодательно укрепить социально-экономические позиции самого крупного субъекта Российской Федерации.
 
В наши дни парламент и институты парламентаризма в республике переживают этап дальнейшего вживания в общественно-политическое и государственное обустройство региона и Российской Федерации. Парламент Якутии занимает достойное место в системе региональной представительной и законодательной власти, нацелен на дальнейшее развитие институтов государственности и укрепление российского федерализма.
 
Дорогу осилит идущий.
 
 
Опубликовано: 6 апреля, 2016 - 09:24
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице