Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Александр Жирков подчеркнул необходимость создания новой системы российского арктического законодательства | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 22:50 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Александр Жирков подчеркнул необходимость создания новой системы российского арктического законодательства

«На сегодня специального арктического законодательства в Российской Федерации на деле не существует», - заявил председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Жирков, выступая сегодня, 26 июня 2015 года, на совместном заседании президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с главами субъектов и председателями законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, а также с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье».
 
Спикер якутского парламента отметил, что создававшаяся десятилетиями, начиная с 20-х годов прошлого века, система арктического законодательства, основанная на плановой схеме регулирования экономических и социальных процессов, в последующие годы была упразднена и разрушена. В итоге остались некоторые фрагментарные, мало увязанные друг с другом, правовые акты, регулирующие отдельные аспекты арктической сферы. Поэтому Александр Жирков заявил о создании новой системы российского арктического законодательства. «Приступая к разработке федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», мы должны исходить из целесообразности и необходимости создания новой системы российского арктического законодательства, а не совершенствования, внесения изменений, дополнений в существующие, к тому же мало увязанные между собой законы, затрагивающие вопросы Арктической зоны», - подчеркнул он.
 
Спикер Ил Тумэна пояснил, что закон об Арктической зоне Российской Федерации концептуально и по содержанию изначально должен разрабатываться как базовый закон для создаваемой в Российской Федерации новой системы арктического законодательства. Являясь рамочным в контексте общего федерального законодательства, данный закон, по мнению председателя якутского парламента, должен быть базовым и стать базовой основой для вновь создаваемой системы арктического законодательства. Спикер Ил Тумэна выразил уверенность, что принятие данного базового закона потребует внесения отдельных и принципиальных изменений в существующее федеральное законодательство.
 
С другой стороны, по мнению Александра Жиркова, разрабатываемые сегодня другие законы по Арктической зоне, например о Северном морском пути, о ТОР-ах должны стать или составной частью закона об Арктической зоне, или содержать отсылочные нормы к закону об Арктической зоне как базовому.
 
Александр Жирков напомнил, что в прошлом году широко обсуждался проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Вчера проект федерального закона был обсуждён на Общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». «Конечно, эти два проекта законов значительно отличаются: По Арктике условия жёстче, там нужны другие механизмы и инструментарии. Однако в них много общего в концептуальной и содержательной части. Во-первых, оба законопроекта основываются на соответствующей стратегии развития и государственных программах. Во-вторых, оба законопроекта востребованы особыми условиями жизнедеятельности в этих макрорегионах, не учитывая которые поднять эти громадные территории абсолютно невозможно. В-третьих, оба законопроекта призваны выравнивать условия для развития двух крупнейших макрорегионов, занимающих более 63% территории Российской Федерации. Таким образом, оба законопроекта устанавливают, исходя из цели стратегии развития, комплекс мер стимулирования экономики и заинтересованности населения с целью превращения этих территорий в привлекательные для жизнедеятельности. Как для бизнеса, так и для населения», - подчеркнул Александр Жирков.
 
В этой связи спикер парламента Якутии отметил, что закон по Арктике, как и закон по Дальнему Востоку и Байкальскому региону, «должен быть только комплексным, базовым и должен заложить основы правового регулирования создания и развития всего целостного экономического территориально-производственного комплекса».
 
В своём выступлении докладчик остановился на определении понятия «Арктическая зона». По его мнению, это понятие пока ещё не устойчиво. Причины неустойчивости понятия он видит в спорах о территориях, включаемых в Арктическую зону, а причиной этих споров является определение критериев, на основе которых должны быть определены эти территории. «Таких критериев множество, существуют разные подходы к определению Арктической зоны. Но законодатель не должен ввязываться в эти споры о критериях. Закладывать данные критерии в проект закона нет необходимости, так как они должны быть основой для определения территорий Арктической зоны. Конечно, критерии должны быть отработаны и методологически выверены, обоснованы. Но в сам закон следует включить только исчерпывающий перечень территорий, составляющих Арктическую зону», - выразил мнение Александр Жирков, так как, прописав критерии в закон, законодатели столкнутся с бесконечными попытками внесения изменений в данные критерии. При этом парламентарий подчеркнул, что закон не должен иметь отсылочных норм.
 
Александр Жирков озвучил два предложения. Первое предложение касается проекта  федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», рассмотренного на Общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» с участием 11 субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона, поддерживающих этот законопроект. «Буквально год назад, когда мы здесь же обсуждали этот законопроект, параллельно разрабатывался законопроект о территориях опережающего развития (ТОР), который был принят. Время показало, что закон о ТОРах по своему содержанию и концепции был, есть и будет некоторой составной частью базового для Дальнего Востока и Байкальского региона закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», они не противоречат друг другу», - сказал Александр Жирков и обратился к председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко с предложением рассмотреть возможность оформления законопроекта «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» в виде консолидированной законодательной инициативы Совета Федерации и законодательных (представительных) органов субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона и внести его в Государственную Думу. «Предложение о консолидированной законодательной инициативе – это хорошая идея. Это подчеркнёт важность этого закона», - ответила Валентина Матвиенко.
 
Кроме того, Александр Жирков отметил, что проблемами Арктики занимается Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, само название которого говорит о загруженности Комитета. В этой связи обратился с предложением рассмотреть возможность создания в Совете Федерации отдельного подразделения, которое бы занималось вопросами арктических территорий. Позже во время обсуждения данное предложение спикера якутского парламента поддержал президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член Общественной палаты Российской Федерации Игорь Шпектор.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 26 июня, 2015 - 17:30
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице