Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Антонина Григорьева приняла участие в заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 22:05 (UTC+9:00) t в Якутске: -1 (21:00)

Антонина Григорьева приняла участие в заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке

18 мая  2018 года председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева приняла участие в заседании Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке на тему: «Совершенствование организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».
 
Эпиграфом к заседанию стали слова выдающегося педагога-новатора В.А. Сухомлинского: «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании».
 
Открывая дискуссию, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Л.Н. Духанина отметила, что затронута очень важная тема. И хотя вопрос достаточно подробно отражен в действующем Законе об образовании, есть ряд нерешенных проблем.
 
«Не во всех образовательных организациях созданы профилактические службы, которые работают в этом направлении», – отметила депутат. Но даже если они существуют, нет единообразного подхода на территории всей страны.
 
Любовь Николаевна предложила, проводя обсуждение, учитывать ряд факторов. Так, за последние тридцать лет изменились экономическая и социальная жизнь, а также ожидания взрослых и детей от системы образования.
 
Живое общение стало часто заменяться возможностью посмотреть телевизор или поиграть за компьютером, рассказала Л.Н. Духанина. По проведенному Общероссийским народным фронтом опросу, 40 % школьников чувствуют себя одинокими. «Им не хватает живого позитивного общения, в рамках которого они бы чувствовали себя соучастниками происходящего», – подчеркнула Любовь Николаевна. Такое ощущение приводит к неврозам и негативной самооценке.
 
Несозревание в социальном плане породило явление, которое называется «хикикоморе», – людей, отказывающихся жить социальной жизнью. Такое затянувшееся инфантильное и антисоциальное поведение приводит к серьезным нарушениям. Поэтому во многих странах явление уже рассматривается как болезнь. По исследованиям ВШЭ, среди студентов старших курсов таких детей около 40 %. Появился также термин «взрослый ребенок», из-за чего зарубежные ученые предлагают расширить рамку подросткового возраста от 10 до 25 лет.
 
Еще одним фактором, по словам Л.Н. Духаниной, может стать увеличение академической нагрузки. «Мы действительно увеличиваем интеллектуальную нагрузку, при этом мы снижаем роль воспитания, сокращаем непедагогичекие ставки», – отметила она. Так, на одного педагога-психолога в Республике Саха (Якутия) приходится 280 учащихся, а в Приморском крае – 2479.
 
Все эти изменения не могут не отражаться на детях, которые имеют особенности здоровья. Большая часть детей с ОВЗ при переходе из коррекционных школ в общеобразовательные потеряли медицинскую поддержку. Поэтому основную задачу Любовь Николаевна видит в обеспечении прав таких детей в условиях современной школы.
 
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России И.О. Терехина рассказала о сети ППМС-центров и выделила две существенные проблемы.
 
Первая – это негативная позиция родителей. Поскольку помощь может оказываться только с их письменного согласия, зачастую дети, чьи проблемы родителями игнорируются, остаются без психологической поддержки.
 
Вторая – физическая недоступность помощи. В девяти субъектах Российской Федерации вообще нет ППМС-центров, поскольку региональные или муниципальные власти считают, что в этом нет необходимости. Среди таких регионов – Республики Башкортостан, Калмыкия, Северная Осетия – Алания; Ямало-Ненецкий автономный округ.
 
По словам Ирины Олеговны, как и во всей системе образования, в данной сфере наблюдается нехватка специалистов. Из действующих центров весь комплекс помощи оказывается только в 18 %, логопедическую помощь оказывают только 85 %, а услуги ранней помощи – 48 %. Как отметила И.О. Терехина, необходимо выработать документ, стандартизирующий данную сферу. Она рассказала, что идет работа по наделению Минобрнауки России полномочиями по утверждению порядка ППМС-центра, что может привести к необходимому однообразию.
 
Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева задала И.О.Терехиной два вопроса.
 
Первый вопрос: В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 ноября 2015 г. №871н “Об утверждении профессионального стандарта «Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних” утверждена деятельность по обеспечению процесса сопровождения инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних стандарт. Однако не разработан на федеральном уровне механизм наделения указанным видом деятельности педагогических работников (учителей, воспитателей. Когда будут   предусмотрены системы доплат за указанный вид деятельности?
И.О.Терехина ответила, на это должны быть предусмотрены деньги из государственного бюджета регионов, согласно полномочиям.
 
Второй вопрос: Учебники для обучающихся в спецшколах по ФГОС НОО не разработаны до конца. Выпущенные учебники отдельных авторов отсутствуют в продаже. Каковы перспективы обеспечения учебниками, учебными пособиями детей с ограниченными возможностями здоровья? Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России И.О. Терехина, сообщила следующее, что  учебники изданы полностью для обучающихся  I–II классов. На выходе этим летом для обучающихся III–IV классов.
 
Вице-президент Российской академии образования Ю.П. Зинченко отметил, что фундаментальные исследования детства не проводились с прошлого века.  Отсюда возникает вопрос, что сейчас следует считать нормой.
 
Необходимое исследование, по словам Юрия Петровича, должно проходить при доверии родителей школе, а школы – экспертам, с соблюдением конфиденциальности и профессиональной этики.
 
Система психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является важным фактором профилактики отсева обучающихся из системы образования, залогом снижения детской и подростковой преступности, а также  негативных социальных проявлений.
 
Статистика органов внутренних дел говорит, что число совершенных подростками преступлений с каждым годом сокращается.  Однако  необходимо уделять особое внимание проявлениям подросткового насилия в школах, в первую очередь, резонансным событиям, которые привели к человеческим жертвам.
 
На круглом столе обсудили комплекс мер, позволяющих улучшить социальную адаптацию обучающихся, повысить эффективность профилактики подростковой преступности и девиантного поведения,  помочь тем, кто находится в непростой жизненной  ситуации, испытывает психологические или коммуникационные проблемы.
 
Участники круглого стола считают основной целью создание условий для медицинского, психологического, психолого-педагогического, социального обеспечение, решение стратегических задач развития образования в Российской Федерации, направленного на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, социализации, обеспечение доступности, качества и полноты профессиональной помощи для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания.
 
Вопросы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи являются центральными в системе обеспечения законодательных требований об обязательности освоения всеми обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования.  Система психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся является центральным звеном борьбы и важным фактором профилактики отсева обучающихся из системы образования, что, в свою очередь, является залогом снижения детской и подростковой преступности, негативных социальных проявлений и асоциального поведения.
 
По экспертным оценкам потребность в разных видах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи испытывают до 20 процентов обучающихся в начальной школе, 10- 12 процентов в средней и 6-7 процентов в старших классах, что составляет почти 1 миллион 200 тысяч человек.
 
Согласно статистике Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, отраженной в Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за период 2015-2017 года число детей, умерших по причине нервно-психических заболеваний в возрасте от 0 до 14 лет, увеличивается, а в общем количестве достигает 4 тысяч детей.
 
По мнению Министерства образования и науки Российской Федерации, основная проблема, требующая решения: значительная неравномерность уровня и качества оказания помощи, а также состояние ее инфраструктуры в субъектах Российской Федерации.
 
По окончании работы предложения Антонины Афанасьевны Григорьевой и других включены  в рекомендации «круглого стола».
 
В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы,  члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые, эксперты, руководители образовательных организаций, медико-психологических и социальных структур, педагогическая общественность, публицисты.
 
Сергей Иванов,
старший референт постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций
 
 
 
Опубликовано: 23 мая, 2018 - 08:07
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице