Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Елена Голомарева выступила на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7 мая 2024 года, 20:55 (UTC+9:00) t в Якутске: 9 (21:00)

Елена Голомарева выступила на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

На VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», проходящем в эти дни в Санкт-Петербурге, народный депутат Якутии Елена Голомарева выступила с докладом на тему «Законодательное обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
 

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики отметила, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, обязательствами Российской Федерации по международным договорам.
 
«Инициатива депутата Госдумы Татьяны Гоголевой по проведению анализа современного состояния и тенденций законодательного обеспечения регулирования отношений, связанных с защитой прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ поддержана председателем Госдумы Вячеславом Володиным. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ проведена большая работа по анализу реализации и правоприменения федеральных и региональных законов, международных нормативно-правовых актов. Выводы, сделанные исследователями, должны помочь законодателям страны исправить те коллизии, которые имеются сегодня в вопросах земельных отношений, традиционного природопользования, вопросах народосбережения», - сказала Елена Голомарева.
 
Якутский парламентарий озвучила ряд предложений Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в адрес Госдумы РФ, в частности – о необходимости внесения изменения в земельное законодательство Российской Федерации с целью закрепления за малочисленными народами и их общинами права на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания.
 
Подготовлен соответствующий проект федерального закона, который предлагает внести изменение в статью 39.10 Земельного кодекса РФ в части исключения ограничивающего  фактора в отношении предоставления земельных участков в безвозмездное пользование только под здания и сооружения.
 
«Земельные участки из земель различных категорий могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к малочисленным народам, и их общинам в местах традиционного проживания малочисленных народов на срок не более чем 49 лет с правом пролонгации на новый срок по заявлениям указанных лиц или их общин. Внесение данного изменения закрепит за малочисленными народами право на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности», - подчеркнула Елена Голомарева.
 
Кроме того, законопроектом вносится изменение в статью 39.33 Земельного кодекса РФ в части использования земель или земельных участков по решению исполнительного органа госвласти или органа МСУ, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками, без предоставления прав на земельные участки. В федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вносится изменение, которое предусматривает, что общины малочисленных народов не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
 
Принятие данных поправок будет иметь положительное социально-экономическое значение, создаст условия для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, заявила якутский депутат.
 
Она также акцентировала внимание на том, что та или иная нормативно закрепленная в отношении представителей КМНС преференция в отсутствие механизма ее реализации фактически приобретает декларативный характер.
 
Так, федеральным законом «О животном мире» лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, представителям других этнических общностей, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединениям предоставлено право на приоритетное пользование животным миром, в том числе – право на первоочередной выбор промысловых угодий.
 
В соответствии с ФЗ-209 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лица из числа коренных малочисленных народов вправе охотиться свободно, без каких-либо разрешений в объемах, необходимых для личного потребления.
 
«Право на заключение охотхозяйственного соглашения и аренду охотничьих угодий приобретается только через аукцион, победителем которого признается участник, предложивший наиболее высокую цену. При этом каких-либо положений, направленных на реализацию представителями КМНС своего права на первоочередной выбор промысловых угодий, нет, что сводит вероятность выиграть такой аукцион объединением КМНС в условиях конкуренции с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями к критическому минимуму», - объяснила ситуацию председатель постоянного комитета якутского парламента.
 
Для решения обозначенной проблемы она предложила законодательно закрепить возможность предоставления коренным малочисленным народам права на приоритетное пользование охотничьими угодьями без аукционов, а также разработать механизм реализации этого права.
 
По ее словам, в 2018 году родовые общины КМНС столкнулись с еще одной проблемой, связанной с реализацией ими права на другой вид природопользования. Речь идет о рыболовстве, осуществление которого происходит в особом правовом режиме, определяемом системой нормативных правовых актов, где ключевую роль играет федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
 
«В ФЗ, помимо прочего, гарантируется учет интересов КМНС в разрезе обеспечения их доступа к водным биологическим ресурсам, а также устанавливается, что рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами либо с предоставлением рыбопромыслового участка, либо без такового», - продолжила Елена Голомарева.
 
При этом, сказала она, Минсельхоз России считает, что объединения представителей КМНС являются юридическими лицами, а значит они должны осуществлять добычу (вылов) анадромных видов рыб исключительно на рыбопромысловых участках.
 
«В связи с этим на практике стали возникать ситуации, когда родовые общины, за которыми не закреплены рыбопромысловые участки, не имеют возможности осуществлять лов анадромных видов рыб, что создает социальную напряженность», - сказала докладчик.
 
Она перечислила отрицательные последствия закрепления за родовыми общинами рыбопромысловых участков в целях обеспечения их права на осуществление традиционного рыболовства. Это те акватории, которые по итогам конкурса будут закреплены за объединениями КМНС, они подлежат изъятию из общего доступа (пользования), что неизбежно приведет к ограничению права на вылов водных биологических ресурсов других представителей КМНС, которые исторически осуществляли традиционное рыболовство на данных территориях. К тому же количество рыбопромысловых участков ограничено промысловыми возможностями водоемов, в связи с чем их может не хватить на удовлетворение потребностей всех родовых общин. В этом случае возникает вероятность наступления ситуации, когда ни объединения КМНС, ни их представители не смогут осуществлять добычу анадромных видов рыб в своих традиционных местах лова.
 
Как считает якутский депутат, для решения данной проблемы необходимо провести работу по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих рыболовство, в части предоставления объединениям КМНС, имеющим статус юридического лица, не ограничиваемого подзаконными актами права на осуществление вылова анадромных видов рыб без предоставления рыбопромыслового участка.
 
В частности, Елена Голомарева озвучила предложение об исключении из Административного регламента по предоставлению водных биологических ресурсов положения, согласно которому одним из оснований для отказа является отсутствие у общин рыбопромыслового участка для осуществления добычи анадромных видов рыб.
 
«Еще один вид природопользования коренных малочисленных народов Севера – оленеводство – в современных условиях выполняет такие важные функции, как обеспечение продовольственной составляющей и укрепление социальной стабильности в местах проживания КМНС. Однако развитию оленеводства препятствуют огромная удаленность территорий выпаса оленей от основных рынков, неразвитость дорожной сети, отсутствие квалифицированных специалистов и пастухов, неустроенность быта на маршрутах кочевий и другие факторы. При таких обстоятельствах вызывает сожаление тот факт, что северное оленеводство до сих пор не удостоилось специального регулирования на федеральном уровне», - сообщила якутский парламентарий.
 
По ее мнению, к числу причин, по которым северное оленеводство на сегодняшний день переживает не лучшие времена, следует отнести и уровень его финансирования. «В целях поддержания и развития отрасли необходимо на регулярной основе осуществлять целый комплекс зоотехнических, ветеринарных и организационно-хозяйственных мероприятий, каждое из которых требует серьезных финансовых вложений. Безусловно, региональные бюджеты в пределах своих возможностей осуществляют финансовую поддержку оленеводства, однако без участия федерального бюджета обеспечить необходимый уровень развития данной отрасли нереально», - заявила Елена Голомарева.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 

Опубликовано: 7 декабря, 2018 - 15:19
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице