Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) вынес решение по запросу депутата Ил Тумэна Виктора Федорова 30 июня 2015 года | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
21 апреля 2024 года, 23:06 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (03:00)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) вынес решение по запросу депутата Ил Тумэна Виктора Федорова 30 июня 2015 года

Сегодня, 30 июня текущего года, председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Александр Ким-Кимэн зачитал Постановление по делу о толковании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) по запросу народного депутата Республики Саха (Якутия) Виктора Федорова.
 
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председателя Александра Ким-Кимэн, судей Юрия Бацева, Егора Винокурова, Гаврила Кононова, Валерия Прокопьева постановил: положение пункта 13 статьи 56 Конституции РС (Я) во взаимосвязи с положением пункта 17 настоящей статьи означает, что решение Госсобрания республики о выражении недоверия  к руководству и членам республиканского Правительства, в назначении которых парламент принимал участие, не является конституционно-правовым основанием отставки указанных должностных лиц. Данное положение не устанавливает общую подотчетность исполнительной власти - законодательной. То есть законодательная власть Якутии не имеет право принимать решения, непосредственно влекущие персональную ответственность должностных лиц.
 
Конституционный суд Якутии рассмотрел конституционно-правовую логику положений двух рассматриваемых пунктов статьи 56 Основного закона Республики Саха (Якутия)  в системной связи с  другими его положениями, закрепляющими статус Главы и Государственного Собрания республики, складывающихся в процессе взаимодействия данных ветвей власти. Логика заключается в том, что реализация процедуры недоверия Ил Тумэном отдельным членам Правительства не предполагает императивной обязанности Главы субъекта принять решение об отставке соответствующих членов Правительства или объявить об отставке Правительства при повторном выражении ему недоверия Государственным Собранием Якутии, как того предусматривает конституционный закон, регулирующий организацию и деятельность Правительства республики.
 
Конституционный механизм парламентской ответственности, установленный пунктом 17 статьи 56 Конституции Республики Саха (Якутия) не содержит полномочия парламента республики принимать решение об отставке отдельных членов Правительства Якутии или применения к ним мер дисциплинарной ответственности. Это прерогатива высшего должностного лица исполнительной власти – Главы Республики Саха (Якутия), как получающего власть от народа по итогам свободных выборов. Согласно принципу разделения государственной власти, на Главу субъекта возложена вся ответственность перед народом за деятельность сформированного им Правительства республики.
 
В то же время Конституционный суд Республики Саха (Якутия) отметил, что изложенные выводы не препятствуют Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внести в действующий Основной закон республики изменения, направленные на совершенствование правового механизма реализации конституционной ответственности должностных лиц исполнительной власти Якутии. Напомним, что парламент республики является  конституционным законодателем и руководствуется установлениями Конституции Российской Федерации, положений федерального законодательства, Конституции (основного закона) Республики Саха (Якутия), определяющими компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в рамках осуществления парламентского контроля над деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
Согласно положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти России" парламент субъекта вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта, в назначении на должность которых он принимал участие. Конечно, если иное не предусмотрено Конституцией субъекта. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности и т.д., в зависимости от того, что прописано в Основном законе субъекта Российской Федерации. Подобное право выражения недоверия предусмотрено действующими Конституциями таких республик России, как Адыгея, Алтай, Бурятия, Марий Эл и Татарстан.
 
 
Пресс-служба Ил Тумэна
Опубликовано: 30 июня, 2015 - 15:05
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице