Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Ольга Балабкина в Госдуме: «На федеральном уровне необходимо разработать концепцию развития арктической медицины» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 08:41 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

Ольга Балабкина в Госдуме: «На федеральном уровне необходимо разработать концепцию развития арктической медицины»

В Государственной Думе 11 февраля 2016 года состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему «Особенности организации здравоохранения северных и арктических регионов России: законодательный аспект».
 
В мероприятии приняли участие вице-спикер якутского парламента Ольга Балабкина, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Александр Корякин и заместитель председателя Правительства Якутии Алексей Дьячковский. Вопрос о необходимости учёта особенностей регионов Крайнего Севера при организации медицинской помощи Якутия ставит с 2012 года, когда были приняты новые законы в сфере защиты здоровья населения, которые лишили значительную часть населения Севера возможности получать первичную качественную медицинскую помощь на местах.
 
Реалии таковы, что обеспечение первичной медико-санитарной помощью населения северных и арктических регионов, в том числе Якутии, требует обязательного учёта особенностей «нестандартных» земель. Огромные территории, разбросанные на сотни километров труднодоступные населённые пункты, экстремальные климатические условия, отсутствие инфраструктуры – вот лишь часть особенностей северных земель.
 
Выступая с докладом, Ольга Балабкина напомнила, что под занавес 2015 года – 31 декабря – Президент России Владимир Путин подписал Указ № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Одним из стратегических национальных приоритетов, посредством которых обеспечиваются интересы национальной безопасности РФ, является здравоохранение. Однако после вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» оказание специализированной медицинской помощи на территориях с низкой плотностью населения – а это, как правило, сельские населённые пункты и арктические территории – оказалось недоступным. Вице-спикер Ил Тумэна отметила, законодательная инициатива по внесению изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  была внесена в контексте сохранения и организации новых форм медицинской помощи в сельской местности и труднодоступных местностях.
 
Докладчик предложила провести анализ исполнения части 1 статьи 10 вышеуказанного федерального закона.  Сегодня Арктическая зона Якутии является местом жительства 68,7 тысяч человек, на этих территориях действуют 1 154 койки, хотя по новым нормативам их должно быть 109 коек. В качестве примера Ольга Балабкина привела ситуацию в Эвено-Бытантайском улусе, который по площади территории соотносим с Московской областью. В улусе проживает 2 700 человек. На такое количество населения по новым нормативам полагается 7 штатных единиц медицинского персонала и две койки дневного стационара. Однако Якутия содержит в Эвено-Бытантайском районе 91 штатную единицу и 25 стационарных коек. На их содержание из бюджета Якутии направляется 36 млн. рублей.
 
В этой связи в качестве альтернативы Ольга Балабкина предложила на федеральном уровне разработать концепцию развития арктической медицины. «Основной задачей концепции будет обеспечение доступности «арктической койки». Обычная стационарная койка находится от гражданина на расстоянии 400 км. Тут возникают вопросы: «Насколько высок уровень медицинского обслуживания в целом по Российской Федерации и позволяет ли он принять меры по сохранению здоровья гражданина, нуждающегося в стационарном лечении? Насколько высок уровень развития транспортной инфраструктуры, и какой вид транспорта является самым быстрым в Российской Федерации для того, чтобы доставить гражданина в стационар?»
 
Казалось бы, есть выход – развитие санитарной авиации. «И в этом направлении мы не стоим на месте. Особенности транспортной доступности обязывают нас развивать санитарную авиацию. Для оптимальной работы системы санитарной авиации имеется пять филиалов по республике. Средняя стоимость одного вылета – около 700 тысяч рублей. Среднее число вызовов – около полутора тысяч вызовов в год. В итоге в 2015 году из бюджета республики на эти цели направлено 1 млрд 021 млн руб.», - сообщила она. Приведение сети медицинских организаций в связи с принятием Федерального закона № 323- ФЗ, по данным докладчика, потребует из бюджета 9 миллиардов рублей.
 
Ольга Балабкина напомнила, что российскому федерализму чуть больше 20 лет. За этот период достигнута задача по созданию единого правового пространства Российской Федерации. Однако приведение в соответствии с федеральным законодательством не учитывает особенности бюджетных взаимоотношений между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. В результате принятия актов субъектов Российской Федерации по приведению в соответствия с федеральным законодательством, у субъекта Российской Федерации возникают расходные обязательства, компенсация которых должна осуществляться в компромиссном порядке.
 
Кроме того, докладчик призвала обратить внимание на тот факт, что Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации», подготовлен и принят без учёта особенностей организации здравоохранения в местностях. Отчасти, это вопросы конституционных правоотношений Российской Федерации и её субъектов. «Чёткого разделения особенностей собственно самого субъекта и особенностей Российской Федерации, как водораздел для построения бюджетных отношений в Российской Федерации в области охраны здоровья, нет. Так, например, в законодательстве в области социальных гарантий для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, критерием разделения является принадлежность организации. В законодательстве в области охраны здоровья критерием являются виды заболеваний. Является ли такой разношерстный подход в полной мере отражающим особенности РФ и её субъектов?» - задала ещё один риторический вопрос Ольга Балабкина.
 
Она отметила, что остаётся без внимания вопрос труднодоступности и плотности населения, а также компенсация затрат. «Возможно возвращение к разделению населения по критериям значения населенных пунктов (федеральные, региональные). Принцип разделения территорий на сферы государственного управления, по мнению докладчика, сегодня ярко продемонстрирован в Указе Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», в котором состав Арктической зоны включены только пять северных улусов, расположенные вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Остальные восемь улусов, имеющие сходные климатические условия, не отнесены к территориям Арктической зоны РФ. «В действующем республиканском законодательстве таких районов 13. Думаю, что эта тема может получить продолжение обсуждения», - сказала она.
 
Далее остановилась на изменениях, вносимых в Федеральный закон об охране здоровья населения страны. «По нашему мнению, основной особенностью, неучтенной в полной мере федеральным законодательством, является труднодоступность населённых пунктов. Предлагается для труднодоступных районов Крайнего Севера в порядке исключения оставить оказание специализированной стационарной медицинской помощи. В связи, с чем, предлагаем норму закона, позволяющую только исключительно в условиях Крайнего Севера, допустить оказание стационарной медицинской помощи на уровне первичной медико-санитарной помощи. По нашему мнению такой подход будет более экономичным, чем обеспечивать доступность стационарной помощи в районные центры, при том, что есть районы, в которых расстояния от ФАПов до центральной районной больницы составляет до 400 км, при отсутствии круглогодичного дорожного сообщения», – отметила она.
 
Не готовность федеральной законодательной базы к признанию особенностей Крайнего Севера Ольга Балабкина продемонстрировала на противоречии двух законов. Так, в соответствии с Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации; гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
 
В то же время финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования. «Такой источник не предусмотрен, к сожалению, в законодательстве о гарантиях, что во многом делает затруднительным и порой ущербным расчёт оказанных государственных гарантий для работников медицинских организаций. В связи с этим и неудивительно, что методики расчётов бюджетной обеспеченности для медицинских организаций и в целом для расчёта субвенций бюджетной обеспеченности, применяемой в других отраслях, являются различными», - сказала докладчик.
 
По мнению Ольги Балабкиной, в законодательстве Российской Федерации должен быть найден подход к учёту особенностей Крайнего Севера в целом, чтобы не «штопать» его постоянно.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 

Опубликовано: 12 февраля, 2016 - 03:15
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице