Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Состоялась республиканская научно-практическая конференция, посвященная 95-летию I Всеякутского учредительного съезда Советов | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
8 мая 2024 года, 08:11 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

Состоялась республиканская научно-практическая конференция, посвященная 95-летию I Всеякутского учредительного съезда Советов

30 ноября в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова состоялась республиканская научно-практическая конференция «История парламентаризма: современные подходы и оценки», посвященная 95-летию I Всеякутского учредительного съезда Советов.
 
Первый Всеякутский учредительный съезд Советов проходил в Якутске с 27 декабря 1922 года по 19 января 1923 года. Одобренные на съезде «Основные положения конституции» заложили конституционную основу деятельности высших органов государственной власти республики. Был избран Центральный Исполнительный Комитет Якутской АССР во главе с председателем -- выдающимся государственным и политическим деятелем П.А. Ойунским. I Всеякутский учредительный съезд завершил юридический процесс образования Якутской АССР.
 
Проведение конференции является важным событием для общественности республики, особенно для молодого поколения. В конференции участвовали представители органов государственной власти республики, профессора, молодые ученые и студенты. Обсудили значимость первого съезда в формировании и развитии государственности Якутии.
 
Модератором конференции выступила заместитель декана по научной работе исторического факультета СВФУ Наталья Радченко.
 
Живой интерес аудитории вызвали пленарные доклады, прозвучавшие на конференции.
 
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев выступил с докладом на тему «История советского парламентаризма. На примере Якутской АССР»: «Выделены три основных этапа становления советского парламентаризма. Период строительства основ социалистического строя: 1920-1937 годы, поиск наиболее приемлемых форм; начало строительства нового общества в новых условиях; период строительства «развитого социализма», переход представительства от депутатов трудящихся к народным депутатам. Согласно принятой на III Всеякутском съезде Советов Конституции ЯАССР 23 марта 1925 года высшим органом власти был объявлен Всеякутский съезд Советов. К его ведению подлежали вопросы общего руководства, направления внутренней политики, финансово-хозяйственная жизнь республики, административное строительство, а также местное законодательство, в частности изменение и дополнение основных начал Конституции ЯАССР на основе Конституций РСФСР и СССР. В период между съездами Советов высшей властью республики являлся Якутский Центральный Исполнительный Комитет».
 
Далее Виктор Губарев в своем докладе отметил, что Исполнительные Комитеты Советов (окружные, улусные или волостные, наслежные, сельские ИКС) в период между съездами Советов являлись высшими органами власти Якутской АССР на территории данной административной единицы. Исполнительные Комитеты Советов были подчинены вышестоящему исполкому, Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Якутской АССР. Для выполнения своей работы формировали отделы. Постановления местных Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, их Исполкомами, Якутским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом. В 1920-1937 годы в Якутии уровень коллективизации определялась по числу хозяйств в колхозах, а также по количеству обобществленных посевных площадей. Различные темпы коллективизации сохранялись до конца 1934 года. Увеличение процента коллективизации за 1934 год был незначительным, а в животноводческих районах наблюдался спад коллективизации. Несмотря на трудности, удалось создать систему управления через Советы. Она позволила эффективно управлять народным хозяйством Якутской АССР. Принимали различные решения по основным проблемам. Был отменен калым (Постановление III Всеякутского съезда Советов от 22 декабря 1924 года, ЦГА ЯАССР, ф.50, оп.1, д.178, л.6.); организовалась помощь коренным народам Якутии (ЦГА ЯАССР, ф.50, оп.1, д.178, л.7.). Принимались решения по развитию сельского хозяйства, районированию республики, ликвидации безграмотности. В 1937-1978 годы завершилось строительство основ социалистического строя. Необходимо было создать новые органы государственной власти. Был утвержден на государственном уровне принцип представительства трудящихся через Советы депутатов трудящихся. Закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдал оказанное им доверие. 9 марта 1937 года согласно принятой на IX Чрезвычайном Всеякутском съезде Советов Конституции Якутской АССР высшим органом власти был объявлен Верховный Совет Якутской АССР. Верховный Совет являлся единственным законодательным органом Якутской АССР.
 
С 1946 года Верховный Совет ЯАССР образует Правительство Якутской АССР -- Совет Народных Комиссаров. (СНК) (СМ) Якутской АССР является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти ЯАССР. В состав входили Председатель, заместители председателя, председатель государственной плановой комиссии, министры, начальники управлений. Был ответственен перед Верховным Советом, подотчетен ему в период между сессиями -- Президиуму Верховного Совета Якутской АССР. Издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение Законов СССР, РСФСР, ЯАССР, постановлений и распоряжений СНК (Совета Министров) СССР и РСФСР, проверял их исполнение».
 
В завершение заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Николаевич Губарев подытожил свое выступление: «Таким образом, провозглашенная Октябрьской революцией политика в области управления «Вся власть Советам» сыграла исключительно положительную роль. Впервые в мире было введено всеобщее избирательное право. Женщины голосовали наравне с мужчинами. А в Якутии женщины стояли во главе республики. К примеру, Мария Нартахова (1954-1963), Александра Овчинникова (1963-1979), Евдокия Горохова (1979-1985), Люлия Григорьева (1985-1989). С 1977 года в Конституции СССР от 7 октября 1977 года изменилось название Советов. Они начали называться Советы народных депутатов. Почему? В стране провозгласили создание развитого социалистического общества, а также была образована национальная общественность – советский народ. В дальнейшем, когда нарушилась социальная структура Советов это обстоятельство вызвало негативные явления. В переломные моменты советской истории Советы депутатов трудящихся позволили исключить многовластие, дублирование в органах управления. Сегодня можно наблюдать, что власть находится до сих пор в поиске оптимальной системы представительных органов власти».
  
Первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Анатолий Добрянцев представил историю парламентаризма Республики Саха (Якутия): «27 сентября 1990 года Верховный Совет XII созыва при активной поддержке и одобрении многонационального народа республики принял Декларацию о государственном суверенитете. Суверенитет создал возможности для обеспечения социальной защиты населения республики в условиях рыночной экономики, реализации региональных программ, формирования бюджета республики, открыл простор для творческого и созидательного труда. С провозглашением Декларации о государственном суверенитете Республика Саха (Якутия) получила статус, который позволил ей в кругу равноправных суверенных субъектов Российской Федерации идти по пути создания достойных условий жизни своим гражданам. 4 апреля 1992 года на очередной ХІ сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) была принята новая Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), которая вступила в силу 27 апреля. Факт принятия новой Конституции явился ярким примером последовательного проведения в жизнь объявленной республикой Декларации о государственном суверенитете. Новая Конституция Республики Саха (Якутия) закрепила основы общественного строя, установила правовое положение личности, принципы организации и деятельности органов государственной власти, национально-территориальную организацию государства, основные принципы избирательной системы и правосудия, а главное – официально подтвердила положение, согласно которому земля, ее недра, воды и природные ресурсы, расположенные на территории республики, являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на этой территории. Принятию Конституции предшествовало подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора между субъектами Российской Федерации, в том числе Республикой Саха (Якутия), и органами государственной власти Российской Федерации. Федеративный договор не только предотвратил распад Российской Федерации, но и стал началом подлинного федерализма, фундаментальным, реальным базисом новых подходов к пониманию вопроса о федерализме в целом, а в частности началом реального возрождения Республики Саха (Якутия) – суверенного государства».
 
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Ольга Балабкина от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поприветствовала участников конференции и пожелала успешной работы. Тема ее выступления касалось актуальных вопросов развития новых моделей регионального парламентаризма.
 
«Современный региональный парламентаризм неизменно связан с понятием «федерация». Основой для становления стало развитие федеративных отношений, укреплением в сознании значительной части населения России, ее политической элиты идей представительной демократии. Здесь можно говорить о переосмыслении самого понятия «федерализм», когда произошел отказ от его советской модели, которая носила в большей степени декларативный характер, при одновременном достаточно жестком унитарном управлении страной. Поэтому сегодня хочется остановиться на развитие регионального парламентаризма, на развитии новой его модели. Сегодня, с учетом реалий современного мира, происходит переход на «цифровую экономику». Не секрет, что при законотворческой деятельности существует огромное количество бумажных документов. Современные технологии позволяют, если не отказаться от их использования, то существенно сократить», -- подчеркнула вице-спикер Парламента республики.
 
«Нам довелось жить в эпоху цифровой революции. Сегодня самые отдаленные населенные пункты Якутии, расположенные за тысячи километров от крупных городов, имеют мобильную связь, интернет, цифровое телевидение. Сегодня Ватсап стал одним их источников информации, распространяемой мгновенно среди практически неограниченного числа пользователей. Мы имеем виртуальные деньги, можем оплатить с карты товар в магазине, перевести деньги родственнику или знакомому в любую точку мира, заказать товар в интернет-магазине, также оплатить его виртуально. Что касается законодательства, то исполнение законов можно автоматизировать при помощи технологии блокчейн. Это снизит количество бумажной работы и увеличит в целом эффективность системы. Инструменты для реализации такой задачи уже существуют, нужно лишь внедрить их в повседневную практику», -- сказала Ольга Валерьевна.
 
«Как считает один из членов экспертного совета по цифровой экономике Государственной Думы Никита Куликов, для выполнения этого проекта можно использовать и нейросети. При помощи алгоритмов можно проанализировать российское законодательство, определив места, где законодательные нормы дублируются или противоречат друг другу. В целом, законодательство необходимо сделать математически четким, чтобы исполнение норм закона можно было осуществлять без вмешательства человека. Если речь идет о законодательстве, то должна быть и система идентификации граждан, а вот как раз ее в инфраструктуре блокчейна нет. Кроме того, если подписание прошло некорректно, то оспорить его будет очень сложно. Для того чтобы реализовать задуманное, придется не только совершенствовать законодательство, но и повышать прозрачность и скорость взаимодействия между государственными органами, ведомствами и финансовыми организациями. Пилотный проект по использованию блокчейна в целях мониторинга достоверности сведений из Единого госреестра недвижимости вскоре будет запущен в Москве. Эксперимент решено провести в течение полугода, с января по июль 2018 года. Результаты теста Росреестр, ФНС и Правительство Москвы будут оценивать до 1 августа, а затем ведомства сформируют доклад для Правительства. Сам проект предназначен для повышения доступности сведений реестра недвижимости, гарантии защиты прав собственности и доверие к обороту недвижимости», -- проинформировала  Ольга Балабкина.
 
Мнение о том, что якуты издревле стремились к местному самоуправлению и политической самостоятельности, высказал заместитель министра образования и науки Якутии Юрий Шипицын. Вклад выдающихся политических и общественных деятелей Якутии в создании автономной республики и образовании самого крупного на сегодня региона Российской Федерации отметил в своей речи проректор по науке и инновациям СВФУ Константин Кривошапкин.
 
Участники Республиканской научно-практической конференции отметили огромное историческое значение I Всеякутского учредительного съезда Советов в формировании и развитии государственности Якутии, плодотворной деятельности советских представительных органов власти, в политическом, социально-экономическом, национально-культурном развитии республики в ХХ веке. Доклады и выступления участников конференции позволяют осветить многообразные аспекты истории I Всеякутского учредительного съезда Советов, формирования основ парламентаризма в Якутии, а также проанализировать региональный опыт деятельности представительных органов власти.
 
В завершения участники конференции пришли к единому мнению, что данное мероприятие является важным событием для общественности и молодого поколения. Обмен опытом поможет способствовать популяризации идей парламентаризма, внесет вклад в улучшение процесса научных исторических исследований, создаст стимул в дальнейшей плодотворной деятельности.
 
По итогам конференции выработаны и приняты рекомендации, направленные на углубленное изучение истории I Всеякутского учредительного съезда Советов, его исторического наследия; изучению проблем истории политического, социально-экономического развития, науки, образования, культуры ЯАССР в ХХ веке; обобщение регионального опыта деятельности органов власти в Якутии в историческом контексте и на современном этапе развития. Также в принятых рекомендациях содержатся предложения о введении важных аспектов истории I Всеякутского учредительного съезда Советов в курсы преподавания истории Северо-Востока Российской Федерации, инициировать в тематику выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций; о издании сборника материалов Республиканской научно-практической конференции «История парламентаризма: современные подходы и оценки», посвященной 95-летию I Всеякутского учредительного съезда Советов; о создании комиссии из числа представителей Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и исторического факультета СВФУ для подготовки к изданию учебника по истории Якутии для средних образовательных школ.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
  
Опубликовано: 2 декабря, 2017 - 00:17
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице