Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Совет Федерации рассмотрит проект запроса в КС РФ о толковании положений Конституции о сроках выборов в Государственную Думу | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
12 мая 2024 года, 16:06 (UTC+9:00) t в Якутске: 3 (09:00)

Совет Федерации рассмотрит проект запроса в КС РФ о толковании положений Конституции о сроках выборов в Государственную Думу

По предложению Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Совет Федерации рассмотрит на ближайшем пленарном заседании вопрос о направлении запроса в Конституционный суд о толковании положений статей 96 (часть первая) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции о возможности проведения выборов депутатов Государственной Думы в третье воскресенье сентября 2016 года.
 
«Такое толкование необходимо для определения юридически корректной позиции», - отметила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проект
В Конституционный Суд
Российской Федерации

 

ЗАПРОС
О толковании статей 96 (части 1) и 99 (частей 1, 2 и 4)
Конституции Российской Федерации


В соответствии со статьей 125 (часть 5) Конституции Российской
Федерации, пунктом 4 части первой статьи  3, статьями 36, 37, 38 и 105
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации» и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации от         №          «Об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской
Федерации» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
(г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26) просит Конституционный Суд Российской
Федерации дать толкование статей 96 (часть 1) и 99 (частей 1, 2 и 4)
Конституции Российской Федерации.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании
положений статей 96 (части 1) и 99 (частей 1, 2 и 4) Конституции Российской
Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок, на который избирается
Государственная Дума, исключающим возможность переноса в
конституционно-значимых целях даты выборов  депутатов  Государственной
Думы таким образом, чтобы продолжительность  срока  полномочий
Государственной Думы в месячном выражении незначительно уменьшилась
или увеличилась относительно шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых
с конституционно установленными пятью годами.
Фактической предпосылкой для запрашиваемого толкования является
инициатива  депутатов Государственной Думы о переносе даты  выборов
депутатов Государственной Думы на третье воскресенье сентября 2016 года,
исходя  в том числе  из того, что это может стать стимулом  для повышения
электоральной активности и формирования эффективной  системы
политической конкуренции.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 февраля 2014 г.
№ 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации» днем голосования на выборах депутатов
Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором
истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная
Дума предыдущего созыва. Поскольку указанный конституционный срок
Государственной Думы шестого созыва истекает в первое воскресенье декабря
2016 года, проведение выборов Государственной Думы седьмого созыва в 2
третье воскресенье сентября 2016 года приведет к тому, что исчисленный в
месячном выражении срок полномочий Государственной Думы шестого созыва
будет менее шестидесяти месяцев.
Позиция  заявителя по вопросу предлагаемого изменения дня
голосования на выборах депутатов Государственной Думы и необходимости
толкования в связи с этим статей 96 (части 1) и 99 (частей 1, 2 и 4) Конституции
Российской Федерации заключается в следующем.
Как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации,
изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков
проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня
и введения единого дня голосования является достаточным  основанием для
продления или сокращения сроков полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Что касается Государственной Думы, то возможность корректировки
регулирования срока ее полномочий в связи с введением единого дня
голосования и проведением в это день выборов всех уровней
законодательством пока не предусматривалась.
Перенос на более ранний срок дня голосования на выборах депутатов
Государственной Думы седьмого созыва приведет к расхождению
календарного и действительного срока полномочий Государственной Думы
шестого созыва.
Сама по себе возможность несовпадения указанных сроков полномочий
Государственной Думы заложена в конституционных нормах,
предусматривающих ее роспуск, а также в совокупности положений статьи 99
(частях 2 и 4) Конституции Российской Федерации,  согласно которым
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день
после избрания, устанавливается  право Президента Российской Федерации
созвать первое заседание Государственной Думы ранее  этого срока и
предусматривается прекращение полномочий Государственной Думы прежнего
созыва с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.
Данный вывод следует и из положений статьи 91 Федерального закона от 22
февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих
проведение повторных выборов.
Кроме того, незначительное расхождение между календарным и
действительным сроками полномочий Государственной Думы допускалось
ранее  в связи с тем, что день голосования на выборах депутатов
Государственной Думы определялся не всегда одинаково. Как показывает
анализ федерального законодательства, указанные выборы проводились в
первое, второе либо третье воскресенье декабря соответствующего года.
Следует отметить, что день голосования на выборах депутатов
Государственной Думы устанавливается не только на основе статьи 96 (части 1)
Конституции Российской Федерации о пятилетнем сроке, на который
избирается Государственная Дума, но и на основе статьи 99 (части 1) 3
Конституции Российской Федерации, определяющей важнейшую
характеристику функционирования Федерального Собрания  – постоянство его
деятельности, которое в равной мере распространяется на обе палаты
парламента.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в
постановлении от 11 ноября 1999 г. № 15-П, постоянство деятельности
парламента гарантируется в том числе строгой регламентацией периода
формирования Государственной Думы, отсутствием (за исключением случаев
роспуска) перерыва между сроками  полномочий Государственной Думы
прежнего и нового созывов. В целях обеспечения непрерывности работы
Государственной Думы статьей 99 (частями 2 и 4) Конституции Российской
Федерации определяется срок первого заседания Государственной Думы
нового созыва  – тридцатый день после ее избрания и момент прекращения
полномочий Государственной Думы прежнего созыва  – с момента начала
работы Государственной Думы нового созыва.
При проведении выборов депутатов Государственной Думы седьмого
созыва в третье воскресенье сентября 2016 года (то есть в период действия
Государственной Думы шестого созыва) соблюдаются требования указанных
конституционных норм и тем самым обеспечивается непрерывность народного
представительства.
Вместе с тем с учетом впервые планируемого переноса дня голосования
на выборах депутатов Государственной Думы на более ранний срок считаем,
что статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации
требуют толкования с точки зрения возможности однократного сокращения в
месячном выражении срока, на который избиралась Государственная Дума
действующего созыва.
 
Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству 

Опубликовано: 16 июня, 2015 - 10:40
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице