Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Утверждены рекомендации парламентских слушаний о правовом регулировании взаимодействия промышленных компаний-недропользователей и представителей КМНС | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 05:52 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

Утверждены рекомендации парламентских слушаний о правовом регулировании взаимодействия промышленных компаний-недропользователей и представителей КМНС

28 апреля 2015 года в Государственном Собрании (Ил Тумэн) состоялись парламентские слушания на тему «Правовое регулирование вопросов взаимодействия промышленных компаний-недропользователей и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в местах их компактного проживания». Ровно через месяц, 28 мая 2015 года, на шестнадцатом (очередном) пленарном заседании Ил Тумэна народные депутаты республики утвердили рекомендации парламентских слушаний.
 
С учётом выработанных международных стандартов в федеральном и республиканском законодательстве принят ряд законов, направленных на правовое регулирование прав коренных малочисленных народов Севера в области формирования отношений с недропользователями в местах их компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции», в отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования. Земельный кодекс Российской Федерации, Закон Республики Саха (Якутия) «О правом статусе коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)» закрепляют права коренных малочисленных народов Севера контролировать использование земель при промышленном освоении земель и природных ресурсов, безвозмездно пользоваться общераспространёнными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд, участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз, получать возмещение убытков, причинённых в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Севера хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, проводить сходы, референдумы граждан.
 
Участники парламентских слушаний отметили, что в то же время в этой области имеется ряд нерешённых правовых вопросов. К примеру, до настоящего времени в федеральном законодательстве не выработаны механизмы правового регулирования в части обязательного заключения соглашений между компаниями-недропользователями с коренными малочисленными народами при промышленном освоении их территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Остаётся нерешённым вопрос об обязательном проведении этнологической экспертизы проектов промышленного освоения        территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в соответствии с частью 8 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
 
В настоящее время наблюдается новый виток интенсивного промышленного освоения территорий Якутии. На парламентских слушаниях прозвучало, что во всех районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера работают 144 недропользователя, в том числе 10 крупных промышленных компаний-недропользователей: АК «АЛРОСА» (Анабарский, Булунский, Оленёкский районы), ОАО «Алмазы Анабара» (Анабарский, Оленекский), ОАО «Нижне-Ленское» (Оленёкский, Булунский), ЗАО «Горно-металлическая компания «Тимир» (Алданский, Нерюнгринский), ООО «Нерюнгри-Металлик» (Олёкминский), ЗАО «Прогноз» (Кобяйский), ООО «Восток Инжиниринг» (Оленёкский), ОАО «Сургутнефтегаз» (Олёкминский), ООО «Газпром трансгаз Томск» (Алданский, Нерюнгринский), ООО «Транснефть-Восток» (Алданский, Нерюнгринский районы).
 
Вместе с тем, в силу известных отрицательных факторов, таких как неблагоприятный климат, вечная мерзлота, экологическая уязвимость, огромные расстояния, сильно удорожающие производство продукции, транспортные издержки и расходы населения на передвижение, хозяйственное и культурное развитие территорий мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в республике остаётся весьма низким. По уровню развития как производственной, так и, особенно, социальной инфраструктуры, по ряду других параметров территория традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера значительно отстаёт от средних показателей по Республике Саха (Якутия).
 
Исполнение недропользователями пункта лицензионных соглашений в части содействия в области социально-экономического развития носит рекомендательный характер. На 1 марта 2015 года заключено 21 соглашение с компаниями-недропользователями, осуществляющими промышленное освоение территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, в том числе, 5 соглашений между Республикой Саха (Якутия) и недропользователями (АК «АЛРОСА» ОАО, ОАО «Горно-металлургическая компания «Тимир», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Газпромтрансгаз Томск», ООО «Транснефть Восток»; 14 соглашений между 10 муниципальными районами (Алданский, Анабарский. Булунский, Ленский. Мирнинский, Нерюнфинский, Оленекский, Олекмннскнй, Сунтарский, Эвено-Бытантайский) и 8 недропользователями (АК АЛРОСА» ОАО, ОАО «Нижне-Ленское», ЗАО ГМК «Тимир», ООО «Нерюнгриметаллик», ЗАО «Прогноз», ООО «Востокинжиниринг», ОАО «Сургутнефтегаз»); одно соглашение между сельским поселением «Ламынхинский наслег» в Кобяйском районе и ЗАО «Прогноз»; одно соглашение между родовой общиной «Тяня» (Олёкминский район) и ООО «Нерюнгриметаллик». Отмечено, что практика ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижнеленское» по заключению договоров социально-экономического развития с районами, в том числе оказания содействия в развитии сельского хозяйства, в создании рабочих мест, поддержке молодых специалистов, обучению и приёму местной молодёжи на работу в алмазодобывающую отрасль должна стать примером для других промышленных предприятии.
 
Также отмечены негативные моменты во взаимодействии муниципальных образований с промышленными компаниями-недропользователями: крупные компании нефтегазовой отрасли, цветной металлургии, учредители многих действующих золотодобывающих предприятий зарегистрированы и находятся за пределами республики; из федерального законодательства о недрах изъяты нормы предварительного согласования отвода земель перед аукционами (конкурсами), земли недропользования в основном находятся на землях лесного фонда (федеральная собственность).
 
Конкретизации ущерба, наносимого коренным малочисленным народам Севера промышленным производством должна способствовать этнологическая экспертиза, осуществляемая по заявкам недропользователей. Однако, после принятия в 2010 году Закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» проведено всего 5 экспертиз проектов. В целях совершенствования правового регулирования взаимодействия промышленных компании-недропользования и коренных малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания участники парламентских слушаний приняли рекомендации.
 
Государственному Собранию (Ил Тумэн) рекомендовано совместно с Правительством республики образовать межведомственную рабочую группу по разработке предложений для совершенствования правового регулирования вопросов, касающихся взаимодействия промышленных компаний-недропользователей и коренных малочисленных народов Севера; обратиться в Совет Федерации и в Государственную Думу по вопросу учёта интересов и прав коренных малочисленных народов Севера при промышленном освоении территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Якутии; поддержать проект федерального закона «Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Российской Федерации».
 
Парламенту Якутии также рекомендовано инициировать поправку в Федеральный Закон «О недрах» в части правового регулирования взаимоотношений коренных малочисленных народов с промышленными компаниями-недропользователями, ведущими хозяйственную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (учёт интересов коренных малочисленных народов Севера при отводе земельных участков под лицензионные разработки недр, обязательность проведения этнологической экспертизы, обязательность заключения соглашений с органами местного самоуправления, ответственность за нарушение охранного режима территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности). Также рекомендовано рассмотреть проект закона «О социальной экологической ответственности компаний-природопользователей на территории Республики Саха (Якутия)».
 
Правительству республики рекомендовано разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года; создать в 2016 году постоянно действующую геоинформационную карту административных районов Республики Саха (Якутия) с включением распределённого и нераспределённого фонда недр, особо охраняемых территорий и территорий традиционного природопользования; разместить государственный заказ на НИР по разработке региональной Методики исчисления размера убытков, причиняемых коренным малочисленным народам Севера в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц на территориях традиционного природопользования и в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера республики; провести регистрацию территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера за счёт государственного бюджета Якутии.
 
Приняты рекомендации Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти: Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (Якутнедра), Управлению Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия). Министерству охраны природы Якутии рекомендовано предусмотреть в государственной программе «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» мероприятия по охране окружающей среды в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера на территории которых ведётся добыча полезных ископаемых; министерству имущественных и земельных отношений республики – разработать правовые механизмы государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в области земельных отношений в рамках исполнения Основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) в 2013-2020 годы.
 
Промышленным компаниям-недропользователям рекомендовано соблюдать выполнение Законов Республики Саха (Якутия) «О недрах», «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Также рекомендовано предусмотреть выплаты компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования согласно законодательству Российской Федерации; выполнить положения лицензионного соглашения в части недопущению загрязнения окружающей среды, водных объектов в зоне осуществления своей деятельности; заключить соглашения об участии в социально-экономическом развитии муниципального района, поселений, родовых общин на территории недропользования в рамках лицензионного соглашения.
 
Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) рекомендовано осуществить контроль за намечаемой и осуществляемой деятельностью промышленных компаний-недропользователей в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера; принять меры по охране священных мест культовых сооружений, мест древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность коренных малочисленных народов Севера; содействовать распространению конструктивного опыта взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера с промышленными компаниями- недропользователями, работающими на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
 
Уполномоченному по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) рекомендовано подготовить и внести в срок до 2016 года на рассмотрение постоянною комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики вопрос о реализации прав и интересов коренных малочисленных народов Севера в области природопользования, охраны окружающей среды обитания и традиционного природопользования при промышленном освоении.
 
Также приняты рекомендации в адрес министерства здравоохранения республики, Государственного комитета по геологии и недропользованию, Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия), глав Анабарского, Алданского, Абыйского, Аллаиховского, Булунского, Верхнеколымского, Верхоянского. Жиганского, Кобяйского, Мирнинского, Момского, Нерюнгринского, Нижнеколымского, Оленёкского, Оймяконского, Олёкминского, Среднеколымского, Томпонского, Усть-Майского, Усть-Янского и Эвено-Бытантайского улусов.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 28 мая, 2015 - 19:24
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице