Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Госдуме обсудили стратегические направления развития системы среднего профобразования | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
18 мая 2024 года, 17:48 (UTC+9:00) t в Якутске: 3 (21:00)

В Госдуме обсудили стратегические направления развития системы среднего профобразования

На заседании Комитета по образованию и науке, состоявшемся под председательством Вячеслава Никонова, депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, ученые, эксперты обсудили ход реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.
 
Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова напомнила, что стратегия призвана создать единое образовательное пространство для подготовки профессиональных кадров. В соответствии с документом в регионах, в ведении которых уже несколько лет находится среднее профобразование, реализуются свои программы развития, софинансируемые из федерального бюджета.
 
В результате проведённой оптимизации с 2012 по 2016 год количество организаций, обучающих по программам начального и среднего профобразования, сократилось с 5 053 до 3 900. В 2016 году в них учились 2,85 млн. человек, что на 120 тысяч меньше чем в 2012 году. При этом, заметила Л.Огородова, в последние годы подготовка специалистов среднего звена увеличивается, в отличие от подготовки рабочих кадров.
 
Большинство колледжей относится к категории политехникумов. По словам замминистра, на следующем этапе оптимизации предстоит определить дальнейшую судьбу малокомплектных техникумов, расположенных в сельской местности. Иногда они настолько малочисленны, что эффективность финансирования из бюджета требует дополнительного анализа, пояснила Л.Огородова.
 
За рубежом, сообщила она, 40-50% финансирования подготовки кадров – это «внебюджет», так называемая индустриальная политика. В России внебюджетное финансирование составляет очень небольшую долю. В связи с этим на втором этапе оптимизации сети образовательных организаций следует найти эффективные механизмы государственно-частного партнёрства и организовать подготовку кадров на территориях крупных предприятий и госкорпораций.
 
«Технологии быстро устаревают и обеспечить подготовку современных квалифицированных кадров только государственными средствами невозможно», - констатировала Л.Огородова. Вместе с тем, она признала, что система СПО по-прежнему выполняет социальную функцию, что накладывает серьёзные обязательства на тех, от кого зависит принятие решений.
 
Депутат Лидия Антонова отметила, что Стратегия должна носить межведомственный характер. Только в этом случае удастся решить поставленные задачи и в конечном счёте убедить детей и их родителей, что рабочие специальности - это перспективно, это путь в средний класс, а практические знания не менее важны, чем интеллектуальные способности.
 
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, возглавляющий экспертный совет по среднему профобразванию и профобучению при Комитете Госдумы, полагает, что системе не достаёт внешнего контура управления. Нет пока и конкретных механизмов внедрения профстандартов и перехода к системе квалификаций. Отсутствует межрегиональное финансовое взаимодействие при подготовке кадров. Эксперт не исключил, что проблема может потребовать правового решения.
 
Поддерживая систему WorldSkills, призванную вывести рабочие профессии в России на качественно новый уровень, А.Лейбович заметил, что ее стандарты предназначены для проведения конкурсов и чемпионатов высших достижений, а не для базовой профподготовки, финансирование которой, по мнению эксперта, должно оставаться в приоритете.
 
Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Дёмин, признавая положительные изменения в системе СПО, вместе с тем констатировал, что профобразование развивается значительно медленнее, чем промышленное производство, техника и технологии. «Стараясь догнать, мы все равно отстаём, а нужно работать на опережение», – сказал он.
 
Между тем, по словам В.Дёмина, за последние пять лет обновлено только 4% оборудования, 17% сооружений находится в аварийном состоянии, а социальная сфера СПО не выдерживает никакой критики. Да и зарплата в СПО ниже, чем в организациях других уровней образования. «Пора говорить не только о профессиональных, но и о единых социальных стандартах в образовании», - резюмировал он.
 
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс предложил подумать о программе модернизации зданий колледжей и техникумов. В «особенно плачевном состоянии», по его словам, находятся спортивные залы, столовые, мастерские, общежития.
 
Заместитель председателя Комитета Любовь Духанина обратила внимание депутатов и представителей исполнительной власти на то, что количество платных программ в СПО с каждым годом увеличивается в нарушение российского законодательства, в соответствии с которым этот уровень образования должен оставаться бесплатным.
 
Первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин в развитие «социальной» темы поднял вопрос о повышении стипендии учащихся колледжей. Она, по его словам, должна быть не ниже прожиточного минимума.
 
С ним согласился и Григорий Балыхин, который в свою очередь удивился, узнав, что только 24% учащихся СПО получают социальную стипендию. «Ведь в колледжи и техникумы, как правило, идут ребята из малообеспеченных семей», - заметил он.
 
По итогам обсуждения выработаны рекомендации Правительству, профильному министерству и регионам.
 
Источник: официальный сайт Государственной Думы ФС РФ
  
Опубликовано: 10 февраля, 2017 - 08:39
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице