Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Москве открылась конференция «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
17 мая 2024 года, 18:27 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (21:00)

В Москве открылась конференция «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития»

В Москве открылась конференция «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития», приуроченная к 20-летию Арктического совета.
 
За время своего существования эта организация провела огромную работу по вопросам сохранения хрупких экосистем Крайнего Севера, укрепления правовых основ сотрудничества в регионе. Темы дискуссий на нынешней конференции: перспективы коммерческого освоения арктических транспортных маршрутов и нефтегазовых месторождений; механизмы обеспечения мира, сотрудничества и устойчивого развития в Арктике; правовая основа деятельности стран и компаний в регионе. Обо всем этом — в спецпроекте ТАСС.
 
Хотя неискушённому читателю и зрителю иногда кажется, что жестокая борьба за ресурсы Арктики ведётся прямо сейчас, это, скорее, лишь медийный эффект. На самом деле статус значительной части арктических территорий давно определён и никем не оспаривается. Речь идёт о закреплённой международными законами 200-мильной зоне вдоль северного побережья России, США, Канады, Норвегии и Дании. На этой территории пять «арктических» государств имеют исключительное право хозяйственной деятельности и именно там сосредоточено подавляющее большинство всех разведанных запасов нефти и газа.
 
Благодаря плодотворной работе арктических держав более 93% всех ресурсов региона находится в пределах исключительных экономических зон. Это большое достижение. «Мы сможем убедительно доказать глубокую ошибочность выводов отдельных политических и научных деятелей, согласно которым Арктика в XXI веке станет ареной новой «большой игры» — ожесточённого военно-политического, экономического и идеологического противостояния за природные богатства этого уникального региона», — отметил Николай Патрушев на состоявшейся недавно встрече государств — членов Арктического совета.
 
Это, однако, не означает, что Россия и другие страны не будут отстаивать в Арктике свои стратегические интересы. Но стоит понимать, что они связаны не с сиюминутными выгодами, а с возможностью реализации различных экономических проектов на протяжении десятилетий. Сейчас их осуществлению может мешать ряд факторов: экономических, природных, юридических, но важно уже сейчас заявить о своём праве и желании реализовывать их.
 
Споры о принадлежности некоторых участков арктического шельфа — один из главных эпизодов этой «игры вдолгую».
 
Споры о шельфе
 
До начала XXI века арктические страны мало интересовались шельфом за пределами своих 200-мильных экономических зон. Все изменили исследования учёных. В 2008 году Геологическая служба США (United States Geological Survey, USGS) выпустила комплексную оценку неразведанных, но технически извлекаемых запасов нефти и природного газа в Арктике. USGS оценила неразведанные запасы углеводородов подо льдами Северного Ледовитого океана примерно в 90 млрд баррелей нефти и 50 трлн куб. м газа. При этом, по оценке учёных, 84% этих запасов находятся на континентальном шельфе.
 
Для сравнения: разведанные запасы нефти на арктическом шельфе России, по данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, составляют 1,69 млрд т нефти (примерно 12,3 млрд баррелей) и 13,19 трлн куб. м газа.
 
Впрочем, сообщая о потенциальных запасах нефти и газа на шельфе, учёные предупреждают и о сложностях с их извлечением. Компания Shell, работая в Чукотском море, истратила на разведку месторождений порядка $8 млрд. Результаты оказались весьма скромными. При таком уровне затрат рентабельными являются лишь гигантские месторождения с запасами более 200 млн т. А в случае с российским шельфом, изученным хуже, эта планка оказывается ещё выше
 
Проректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) по научной работе, доктор геолого-минералогических наук Сергей Аплонов отмечает, что изучение геологии Арктики традиционно сдерживалось и геополитическими интересами, и суровыми климатическими условиями, и нежеланием компаний уходить из регионов с более развитой инфраструктурой. Извлечение запасов с арктического шельфа будет рентабельно только при соответствующем развитии технологий и снижении себестоимости.  Но это не значит, что на дополнительные участки шельфа не нужно заявлять свои права. Тем более что статья 76 Конвенции ООН по морскому праву даёт такую возможность — претендовать на шельф, простирающийся за пределы 200-мильной экономической зоны.
 
Арктический шельф, несмотря на временное замедление проектов в связи с ценой на нефть, остается стратегическим направлением развития. Как и большинство экспертов, , министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской уверен, что уникальные месторождения, имеющие ключевую роль в мировом балансе запасов, будут открыты именно здесь.
 
Рассматривает заявки на расширение шельфа специальный международный орган — Комиссия ООН по границам континентального шельфа. И сейчас на неспешном рассмотрении Комиссии находятся заявки России (подана в 2001 году и содержит научные данные о том, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением Сибирской континентальной платформы) и ряда других стран. 
Россия, кстати, уже добывает нефть на арктическом шельфе. Пока в своей экономической зоне и недалеко от побережья — первая стационарная арктическая платформа действует на Приразломном месторождении в Печорском море. Объем добычи нефти в 2015 году составил около 0,9 млн т.
 
Северный морской путь
 
Если масштабная разработка нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе — вопрос среднесрочной перспективы, то развитие торговых путей и сопутствующей инфраструктуры идёт уже сейчас. Речь прежде всего о Северном морском пути (СМП).
Впервые о Северном пути по морю Россия задумалась ещё в 1525 году. Но временем его расцвета стала эпоха СССР. В 1960 году в Арктике появился первый атомный ледокол «Ленин». Ещё через 20 лет ледокол нового класса «Арктика» преодолел самую северную широту по океану. В 80-х годах объем перевозок по Северному морскому пути составлял примерно 6–8 млн т грузов в год. Не все они были экономически обоснованны — в Советском Союзе деньги зачастую не считали.
 
С распадом СССР перевозки по СМП практически сошли на нет и активизировались только в последние годы. Способствует этому и общее потепление климата: кромка льдов отступает и некоторые учёные прогнозируют, что к 2050 году навигация по СМП может быть даже круглогодичной.
 
Сейчас по Северному морскому пути перевозится порядка 2,5 млн т грузов в год, но российская судоходная компания «Совкомфлот» прогнозирует рост грузопотока по Северному морскому пути к 2020 году в три раза по отношению к историческим максимумам.
 
Сергей Франк, глава судоходной компании «Совкомфлот» говорит: «Очевидно, что с транспортной точки зрения возможности Северного морского пути будут нарастать, и они нарастают каждый день. Я уверенно хочу сказать, что в 2017 году все исторические максимумы перевозок по этому маршруту будут превышены, а к 2020 году они будут превышены втрое».
 
Высшая школа экономики ранее подготовила доклад «Глобальные технологические тренды», где прогнозировала рост грузооборота по СМП в 20 раз, до 50 млн т в год.
Интерес к арктическому маршруту проявляют не только российские компании, работающие в Арктике и на Дальнем Востоке. Китай, Япония и Южная Корея хотят найти альтернативу Суэцкому каналу.
 
Если в 2009 году между Европой и Азией через северные воды России проследовали всего два коммерческих судна под иностранными флагами, то в 2011 году — 34, а в 2015-м — 715, говорит начальник отдела судоходства «Администрация Севморпути» Святослав Степченков.
 
Китайская сторона уже давно заявила о готовности воспользоваться Севморпутем для транспортировки до 10–15% экспортных грузов. Только за последние четыре года китайские компании перевезли этим маршрутом более 900 тыс. т грузов.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в разговоре с корреспондентом ТАСС отметил, что в Даляне осенью прошлого года прошла конференция, посвящённая тестовой проводке по Северному морскому пути. Вывод, к которому пришли китайские эксперты: Северный морской путь, по самым консервативным оценкам, на 15% выгоднее по сравнению с традиционным каналом поставки грузов морским путём из Азии в Европу.
 
Россия намерена активно инвестировать в развитие арктической зоны России. Сейчас отобрано 145 проектов на общую сумму 4,8 трлн руб., сообщил недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики. Из этих денег почти 4 трлн руб. — это внебюджетные источники. В число наиболее перспективных и имеющих межотраслевое значение включено 17 проектов. Общий объем их финансирования составляет около 2,8 трлн руб. Все проекты находятся в разной степени готовности к реализации, тем не менее они «далеко не совсем бумажные», подчеркнул Рогозин.
 
Через льды во Владивосток
 
Некоторые проекты способны стать драйверами развития целых территорий. Так, например, Якутия станет пилотной территорией по созданию опорной зоны в Арктике. Концепция создания северо-якутской опорной зоны разрабатывается в данный момент, рассказал ТАСС и.о. первого зампреда правительства — министр экономики Якутии Алексей Стручков.
 
В концепции создания опорной зоны Якутия в качестве основы заложила добывающие проекты в своих арктических районах: добыча углеводородного сырья на территории Анабарского района, добыча олова в Усть-Янском районе, разработка золоторудных месторождений на северо-востоке республики, развитие порта Тикси и Зеленомысского речного порта, модернизация Жатайского судоремонтного и судостроительного завода, который будет обслуживать весь Ленский бассейн. Также предусмотрено развитие традиционных отраслей Севера: сельского хозяйства, туризма, энергетики, транспорта и создание аэропортовых комплексов. Доставка грузов в рамках проектов будет осуществляться как раз по Северному морскому пути.
 
В целом развитие Северного морского пути — тот проект, участие в котором интересно инвесторам из большого числа стран, и эта тема станет предметом серьезных переговоров в ближайшие годы.
 
Новые правовые нормы сотрудничества в Арктике
 
При определённом статус-кво, существующем по вопросам современного использования арктических территорий, многие моменты требуют уточнения. Прежде всего потому что сегодня интерес к Арктике проявляют не только страны, у которых есть арктическое побережье.
Эксперты отмечают, какие вопросы требуют первоочередного обсуждения. Нас всех заботит изменение климата, которое мы сейчас наблюдаем. И все это зарождается в Арктике, ее еще называют кухней погоды. Именно поэтому исследования Арктики с точки зрения метеорологии и ряда других наук являются ключевыми для понимания того, что будет со страной, даже находящейся ближе к экватору, через несколько лет
 
По словам заведующего кафедрой международного публичного и частного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Вячеслава Гаврилова, в частности, азиатские страны уже активно используют арктические исследования, чтобы понять, что может ожидать их в будущем. И для подобных исследований также необходимо подготовить правовую базу, чтобы избежать конфликтных ситуаций.
 
Эти вопросы уже решаются. Так, Арктический совет накануне конференции в Москве инициировал создание соглашения по развитию научного сотрудничества стран, в частности, о допуске учёных к исследованиям на территориях других государств Арктического региона. Документ готовится к подписанию весной 2017 года, сообщил заведующий отделом по вопросам разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Андрей Загорский. Речь идёт о поощрении международного сотрудничества в Арктике, там есть определённые сложные вопросы. Один из самых сложных заключается в том, разрешают или не разрешают иностранцам проводить научные исследования в исключительной экономической зоне.
 
«Соглашение должно создать для научных структур всех арктических стран большую определённость того, что касается допуска международных коллективов для проведения научных исследований в тех районах, на которые распространяется юрисдикция прибрежных стран», — отметил зав. отделом по вопросам разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО Андрей Загорский.
 
Вячеслав Гаврилов, в свою очередь, отмечает, что урегулированы должны быть вопросы не только научной деятельности. «Арктика в настоящее время в силу объективных причин становится центром притяжения и противоречий многих интересов... А коль скоро возникает столкновение интересов, встаёт вопрос: как это столкновение может быть разрешено? Так или иначе нужно договариваться, вопрос в том, кто и в каких рамках будет договариваться, какие структуры будут существовать для этого и при помощи чего будут создаваться механизмы взаимодействия», — говорит Гаврилов.
 
Экологическая безопасность
 
Экология Арктики — ещё один вопрос, который требует координации усилий многих государств.
 
На прошедшем недавно Всемирном конгрессе по охране природы в Гонолулу (США) было представлено уникальное исследование арктических морей, подготовленное российскими учёными при поддержке Минприроды РФ. Был разработан проект системы морских охраняемых территорий, которая позволит обеспечить сохранение биологического разнообразия и функционирование экосистем северных морей в условиях климатических изменений и интенсивного социально-экономического развития Арктики.
В случае создания подобная система морских особо охраняемых природных территорий (ООПТ) станет самой большой в Арктике.
 
Создание морских охраняемых территорий в Арктике — необходимое условие для сохранения экологической стабильности во всем мире, потому как процессы, которые происходят в Арктике, имеют непосредственное влияние на климат всей планеты.
В то же время мы не можем просто закрыть Арктику для человека, прекратить судоходство, рыболовство и добычу углеводородов. Поэтому задачей в рамках данного исследования была разработка такой системы ООПТ, которая позволит при минимальной площади сохранить максимальный объем экосистем
 
В результате анализа в российской Арктике было выявлено 47 районов наибольшей экологической ценности, суммарная площадь которых составляет 25% от площади морей региона. Уникальность предлагаемой системы ООПТ состоит в том, что она представляет собой не просто набор отдельных территорий, а является истинной системой взаимосвязанных элементов, которые в совокупности обеспечивают её устойчивость.
 
Виктор Кудревич, ТАСС
  
Новости по теме

Опубликовано: 13 октября, 2016 - 08:50
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице