Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В здании Ил Тумэна открылась выставка художественных свитков «Софрон Сыранов. Вехи истории» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
17 мая 2024 года, 14:26 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

В здании Ил Тумэна открылась выставка художественных свитков «Софрон Сыранов. Вехи истории»

Выставка художественных свитков «Софрон Сыранов. Вехи истории», посвященная 300-летию со дня рождения депутата Екатерининской комиссии по составлению Нового уложения (свода законов) России Софрона Сыранова, открылась 3 декабря в здании Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

 

«Вы знаете, что еще 360 с лишним лет тому назад Мазары Бозеков с двумя своими сородичами был у первого царя Российского государства», - напомнил первый вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Александр Жирков. Он отметил, что значение Софрона Сыранова заключается не только в том, что он выступил продолжателем традиций, заложенных его далекими предками, а еще и в том, что он заложил основы постоянных контактов якутского тойонатства с российской метрополией, императорским двором, основанных уже на подключении якутских тойонов непосредственно к управлению империей, созданию региональной системы власти российской империи.

 

«Софрон Сыранов добился того, чтобы его призвали депутатом, который бы непосредственно, на освобожденной основе, работал над составлением Соборного уложения. А Соборное уложение по тем временам – это Конституция Российской империи. Его не хотели отсюда отпускать – препоны, препятствия преследовали Сыранова до самого Санкт-Петербурга. Даже там ему отказали, ссылаясь на то, что якуты – кочевой народ. А представители кочевников не могли принимать участия в составлении Соборного уложения. Сыранов сумел добиться приема у Екатерины II, что было сложно сделать. Но он пустил в ход мудрость своих предков, сумел добиться аудиенции, где доказал, что якуты не кочевой народ, а зимой и летом переходят из места в место. И это не совсем кочевье. Екатерина II приняла это», - рассказал первый вице-спикер Ил Тумэна.

 

Он еще раз подчеркнул, что Софрон Сыранов заложил начало официального участия института якутского тойонатства, представителей якутов, в создании региональной политики, конституционных основ, государственных основ Российской империи.

 

Вторым важным моментом Александр Жирков назвал принятие Софроном Сырановым христианства. В 1770 году в Иркутске он принял крещение от рук митрополита Иркутского Василия Вениаминова. «Он полностью принял его имя и стал Василием Вениаминовым. Сейчас ошибочно пишут, что он стал Василием Вениаминовичем Сырановым, что не верно. После этого он приложил очень много усилий для распространения православия в Якутии. Эта часть его деятельности сильно не выпячивается, что имеет свои причины. Но последующим исследователям в любом случае придется обратить на это большое внимание. Он строил церкви, он находил финансирование для обучения детей в церквях, сам непосредственно принимал участие в миссионерской деятельности», - сообщил парламентарий.

 

Третий момент, на который обратил внимание Александр Жирков – создание Софроном Сырановым устойчиво просуществовавшей вплоть до Октябрьской революции 17-го года, до установления Советской власти в Якутии в 1919 году, системы самоуправления якутов.

 

«Есть историк, известный в нашей республике и за ее пределами, Андриан Борисов, доктор исторических наук, он плотно работает над этой темой. По заказу администрации Хангаласского улуса он в Иркутске издает научно-популярную книгу «Софрон Сыранов и императрица Екатерина». Издание книги поднимет еще раз интерес населения к персоне этого выдающегося человека», - сказал первый вице-спикер Ил Тумэна.

 

Александр Жирков озвучил еще одну новость: «Вы знаете, что в издательстве «Бичик» создана серия «Национальная интеллигенция и становление государственности народов Якутии». Первой в этой серии была отражена личность Василия Васильевича Никифорова – Кюлюмнюр. Сейчас готовится еще одна книга, она посвящена раскрытию проблемы предтечи якутской национальной интеллигенции. Ее появление – это очень спорная тема. Долгое время считалось, что якутская интеллигенция появилась только в советское время, благодаря государственной национальной политике. Потом все-таки оказалось, что и до революции были грамотные, образованные люди среди якутского народа, которые очень активно и на уровне подвижничества занимались просветительством, распространением грамоты, культуры, и по всем своим основным характеристикам полностью отвечают тому феномену, который характеризует лучшие слои российской интеллигенции. Поиск предтечи. На чем основана интеллигентность, в чем ее проявления? Мы приходим к солидарному мнению о том, что предтечей, истоком появления, становления и развития национальной интеллигенции как раз являлись такие люди, как Софрон Сыранов, как Алексей Аржаков – Сэһэн Ардьакыап. Еще один ваш земляк, Илья Максимович Шадрин в 1801 году, документально установлено, встретился с императором Александром I. Еще есть косвенные доказательства, что он имел аудиенцию у отца Александра I, императора Павла I. Он своего пятилетнего сына устроил в морской кадетский корпус, куда брали строго дворянских детей, эти документы тоже обнаружены. Вот эта плеяда трех якутских деятелей войдет в одну книгу под общим названием «Предтеча якутской национальной интеллигенции».

 

Завершая свое выступление, первый вице-спикер Ил Тумэна подчеркнул: «Это хорошее начало, хорошее направление. Мы все более и более находим свои корни, упираем эти корни в хорошую, твердую землю, расчищаем все ненужные отростки и воссоздаем картину якутской общественно-политической мысли, якутской интеллигенции, якутской государственности. Сегодняшняя выставка – это составляющая часть, основа этой работы».

 

Председатель постоянного комитета парламента по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева назвала символичным, что выставка организована в год 25-летия Государственного Собрания (Ил Тумэн).

 

Народный депутат Якутии подчеркнула, что особая ценность выставки в том, что на ней представлены работы не профессиональных, а самодеятельных художников: «Это именно те люди, которые хотят знать свою историю и искренне хотят представить ее народу, населению».

 

Она рассказала о мероприятиях, которые возглавляемый ею постоянный комитет парламента проводит совместно с Хангаласским улусом. В частности, в мае комитет провел в улусе выездное заседание, где очень остро обсуждалось пресловутое постановление правительства №202, связанное с оптимизацией учреждений бюджетной сферы. «И именно в тот день, когда у нас проходило обсуждение, Главой республики было принято решение отозвать данное постановление», - сказала Феодосия Габышева.

 

Второе мероприятие – круглый стол по вопросам цифровизации учреждений культуры. Пользуясь случаем, парламентарий наградила начальника управления культуры и духовного развития администрации Хангаласского улуса Сахаайю Громову.

 

На открытии также выступили председатель Хангаласского районного совета депутатов Анатолий Антонов и заместитель главы администрации Николай Федоров.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

 

Опубликовано: 3 декабря, 2019 - 19:09
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице