1 февраля 2023 года, 12:29 (UTC+9:00) t в Якутске: -32 (09:00)

Виктор Губарев: Об итогах парламентских слушаний в СФ по созданию новой эффективной системы северного завоза

Заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев рассказал об итогах участия в парламентских слушаниях в Совете Федерации по вопросу обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, 20 декабря в Москве.
 
Площадкой для обсуждения стал комитет парламента по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. К диалогу были приглашены законодатели 25 субъектов РФ, в том числе Якутии, где проблемы северного завоза имеют особую важность.
 
В ходе работы были рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования осуществления северного завоза, логистические аспекты доставки грузов, совершенствование контрактной системы, механизмы финансирования операторов, взаимодействия в этом процессе органов исполнительной власти страны и субъекта.
 
Парламентарий отметил, что для Якутии это очень важные вопросы, поскольку наша республика является самым крупным субъектом Российской Федерации, занимающей пятую часть территории всей страны, и где 40% площади отведено северным и арктическим улусам. Регион является одним из изолированных и труднодоступных в мире, так как 90% территории Якутии не имеет круглогодичного транспортного сообщения. Одной из приоритетных задач для республики в этой связи является северный завоз, имеющий важнейшую роль для жизнеобеспечения региона.
 
Как сообщил Виктор Губарев, сегодня в районы Севера и Арктики Якутии доставляется около полутора миллионов тонн груза. Это только незначительная часть по сравнению с 80-ми годами. Они в основном идут по рекам, малая часть перевозится Северным морским путем.
 
До настоящего времени всю финансовую нагрузку по обеспечению поставок в северные и арктические районы несет республика. Стоимость завоза для нужд самообеспечения ежегодно составляет более 30 млрд. рублей. Из них 20 млрд. рублей оплачивается за счет кредитов под 16-20%. Доля бюджетного кредитования составляет всего 10 % - порядка 3 млрд. рублей. Поэтому цены на Севере очень высокие.
 
Сегодня главным оператором по северному завозу в Якутии является Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия). Виктор Губарев поблагодарил руководителя госкомитета Дмитрия Лепчикова и руководителя департамента Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности Афгалину Матвееву за помощь в подготовке материалов к парламентским слушаниям. Благодаря их участию были сформулированы постановочные вопросы и озвучены проблемы северного завоза Якутии на федеральном уровне (смотреть по ссылке).
 
Народный депутат республики сообщил, что в ходе парламентских слушаний рассмотрены ряд приоритетных вопросов, требующих первоочередного решения. В своем выступлении директор Департамента регионального развития Министерства экономического развития Российской Федерации Игорь Егоров сформулировал практическую реализацию многих из них.
 
Так, планируется увеличить бюджетный кредит на завоз жизнеобеспечивающих грузов из федерального бюджета, а также расширить перечень субсидируемых товаров. В него будут включены не только топливо и мука, но и, прежде всего, лекарства и детское питание.
 
Вторым важным вопросом было озвучено содержание зимних дорог, которыми сегодня завозится большая часть грузов. Эти временные дороги сегодня эксплуатируются за счет республики. Поэтому нужно ввести понятие  «автозимник», «сезонная дорога» во все федеральные нормативные акты о зимниках и предусмотреть финансирование из федерального бюджета.
 
Следующий важный момент – было обговорено развитие Северного морского пути. Напомним, Госдума РФ в июле 2018 года приняла в первом чтении законопроект, определяющий полномочия Росатома в сфере развития и функционирования Севморпути и прилегающих территорий. Управление Северным морским путем при принятии соответствующего законопроекта сможет начаться уже в первом квартале 2019 года.
 
Был поднят вопрос о строительстве речных судов класса «река-море», водоизмещением более 4 тысяч тонн. Утверждена программа о создании высокотехнологичной Жатайской судоверфи. На реализацию проекта из федерального бюджета выделено более 4 млрд рублей. Бюджетные ассигнования предусмотрены в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Целью проекта является бесперебойное обеспечение грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне и Арктической зоне Российской Федерации, в том числе через Северный морской путь, за счет обновления флота. На создаваемой современной высокотехнологической верфи планируется строить два судна в год. Программа рассчитана на 10 судов. Госсобранию (Ил Тумэн) необходимо уделить непосредственное внимание и оказать всяческую организационную и нормативную помощь, чтобы проект заработал в полную силу.
 
Министерству экономического развития РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о возобновлении работы координирующего органа – проектного офиса «Северный завоз». Проблема северного завоза стоит сегодня в 25 регионах страны. Особенностями Якутии являются огромные территории, и короткий срок навигации, и зимнего завоза сроком всего в пару месяцев.
 
По информации Минэкономразвития также подготовлен проект о создании необходимой инфраструктуры для принятия грузов в арктических и северных территориях. Сюда входит строительство подъездных путей, складов, овощехранилищ и многих других объектов. Это необходимо сделать, поскольку рост объема перевозок в Арктику значительно возрастет. Север будет развиваться. Это связано с безопасностью страны. Сегодня поставлена задача обеспечения Арктики трехгодичным запасом всего необходимого.
 
Большая программа предусмотрена для дноуглубительных работ на барах рек на территории северных и арктических районов.
 
В ходе парламентских слушаний также было высказано предложение ускорить рассмотрение закона «Об арктической зоне». Отдельный федеральный закон нужен  и о северном завозе, но в Минэкономразвития считают, что решение необходимо принимать на локальном уровне, решая все вышеперечисленные проблемы. Поэтому в весеннюю сессию в план работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) будем вносить предложение рассмотреть весь комплекс работ, связанных с северным завозом.
 
По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации. Считаю, что парламент Якутии должен очень настойчиво включиться в их реализацию. Вопросы обеспечения поставок продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов необходимо внести также в Стратегию социально-экономического развития республики до 2032 года. Вопрос имеет широкое значение, поскольку у нас на территории республики много труднодоступных мест, куда без помощи авиации не добраться», - говорит Виктор Губарев.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 

Опубликовано: 27 декабря, 2018 - 15:29
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице