Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виктор Губарев выступит на парламентских слушаниях в Совете Федерации по вопросам северного завоза | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
1 мая 2024 года, 04:34 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (03:00)

Виктор Губарев выступит на парламентских слушаниях в Совете Федерации по вопросам северного завоза

Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев 20 декабря 2018 года примет участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему: «Вопросы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов».
 
Площадкой для обсуждения станет комитет верхней палаты российского парламента по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. К диалогу приглашены законодатели 25 субъектов РФ.
 
На парламентских слушаниях обсудят нормативно-правовое регулирование осуществления северного завоза, логистические аспекты доставки грузов, совершенствование контрактной системы, механизмы финансирования операторов северного завоза. Также остановятся на взаимодействии в этом процессе органов исполнительной власти страны и субъекта.
 
В своем докладе вице-спикер парламента республики затронет проблемные вопросы северного завоза и внесет предложения по их решению на федеральном уровне.
 
ДОКЛАД
 
заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева на парламентских слушаниях в Комитете Совета Федерации Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
 
Для Республики Саха (Якутия) и других территорий, расположенных в районах Крайнего Севера, с учетом их экстремальных природно-климатических условий, сложной транспортной доступности и ограниченными сроками навигации, своевременная организация и проведение «Северного завоза» является одним из условий стабильного жизнеобеспечения и экономического развития республики.        
 
Для Северного завоза ключевыми факторами выступают транспортный комплекс, обеспечивающий доставку грузов, и финансовая обеспеченность завоза для гарантированного снабжения населения товарами и стабильного функционирования систем жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
 
Северный завоз осуществляется в 25 субъектах РФ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. №402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)».
 
Регионы России, расположенные в районах Крайнего Севера, на сегодня являются дотационными, при этом финансовая поддержка субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. №670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», которая является единой для всех субъектов.
 
Республика Саха (Якутия) – самый крупный по площади субъект (более 3 миллионов квадратных километров, из которых 40 процентов находится за Северным полярным кругом), что составляет 1/5 территории Российской Федерации. В настоящее время только 8,7% территории республики обеспечено круглогодичной транспортной связью, почти 90% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений. Срок оборачиваемости ресурсов в среднем от 220 до 250 дней, по отдельным труднодоступным арктическим территориям от 1,5 до 2-х лет.
 
Особенностью «Северного завоза» в республике является то, что основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период до пунктов депонации (районных центров и населенных пунктов, расположенных на водных путях) и с дальнейшей доставкой до пунктов назначения автомобильным транспортом в период действия сезонных автомобильных дорог (автозимников).
 
В целом ежегодно для нужд Республики Саха (Якутия) до пунктов назначения внутренним водным транспортом перевозится более 3 млн. тонн грузов, из которых 1 млн. 500 тыс. тонн жизнеобеспечивающих грузов. Объемы перевозок жизнеобеспечивающих грузов автомобильным транспортом в зимний период составляют порядка 700 тыс. тонн жизнеобеспечивающих грузов.
 
С учетом сезонного характера завоза грузов и необходимостью аккумулировать значительные финансовые средства для завоза жизнеобеспечивающих грузов в короткий период навигации, юридические лица, участвующие в «Северном завозе», сталкиваются с проблемой нехватки оборотных средств, длительным циклом «оборачиваемости товара» на Севере, необходимостью привлекать кредитные ресурсы в коммерческих банках под высокие процентные ставки(16-20% годовых), что приводит к увеличению кредитного портфеля и повышению кредитной нагрузки на предприятия. (в 2017 году стоимость завоза для нужд жизнеобеспечения составляет порядка 30 млрд. рублей (с учетом для производственных нужд предприятий порядка 57 млрд. рублей), из которых за счет кредитов 20 млрд рублей, в том числе бюджетный кредит – 3,17 млрд. рублей, госгарантия –1,74 млрд. рублей, субсидии – 217 млн. рублей). Общий объем процентов за пользование кредитными ресурсами достигает порядка 3 млрд. рублей, которая включается в тариф, и эта сумма ежегодно увеличивается.
 
Республикой Саха (Якутия) оказывается государственная поддержка из государственного бюджета республики в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лица, осуществляющим мероприятия по «Северному завозу», в форме предоставления субсидий на возмещение части транспортных затрат и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
 
При этом, положение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имеет дополнительных пояснений, касающихся завоза жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов.
 
Таким образом, предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета и субсидий на возмещение транспортных затрат и уплаты процентов по кредитам позволит решить вопрос с финансированием завоза грузов, что в экономическом плане положительно скажется на финансовом положении обеспечивающих предприятий, сделав комплекс мероприятий по завозу грузов рентабельным, также создаст условия для стабильного развития территорий и бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения. Устойчивое финансовое положение позволит не снижать уровень выплат по налогам предприятий, исключит вероятность появления задолженности по выплатам заработной платы, налогов и сборов. В социальном плане своевременный завоз жизнеобеспечивающих грузов предприятиями, получающими государственную поддержку, позволит улучшить уровень жизни населения в районах Крайнего Севера. В технологическом плане положительное финансовое положение предприятий, получающих государственную поддержку, позволит своевременно проводить обновление своих фондов, производить закуп современных транспортных средств и оборудования.
 
На федеральном уровне были приняты ряд решений, направленных на совершенствование системы Северного завоза:
 
внесение изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса РФ в части кредитования юридических лиц для целей закупа муки и других товаров;
 
актуализация перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) с внесением изменений в  постановление Правительства РФ от 23.05.2000 г. №402.
 
Но главное, в настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, механизмов финансирования для обеспечения завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
 
В целях решения существующих проблем завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Республика Саха (Якутия) предлагает разработать Федеральный закон «Об особом режиме завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Российской Федерации с ограниченными сроками завоза грузов», предусматривающий меры государственной и имущественной поддержки для обеспечения досрочного завоза грузов, с четким разграничением обязанностей и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, осуществляющих завоз грузов, с закреплением положений, предусматривающих меры финансовой поддержки, в том числе через предоставление субъектам Российской Федерации бюджетного кредита из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета в целях предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам на закупку и доставку топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
 
Предложения по решению вопросов и проблем Северного завоза в Республике Саха (Якутия) для их решения на федеральном уровне:
 
Внести изменения в 184-ФЗ о разграничении полномочий по Северному завозу грузов между РФ и РС (Я), закрепив обязанности и полномочия по Северному завозу грузов на федеральном законодательном уровне, ввести федеральное финансирование Северного завоза.
 
Определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за Северный завоз, создать Федеральный офис «Северный завоз», единую федеральную систему по северному завозу.
 
Решить вопрос по субсидированию завоза грузов, возмещению процентов по кредитам предприятиям, ответственным за осуществление Северного завоза.
 
Решить проблему логистики, связанную с финансированием строительства логистических центров - овощехранилищ в районных центрах республики.
Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в части проектного финансирования Северного завоза в целях стимулирования экономии, так как в случае не освоения средств они подлежат возврату в бюджет, а могли бы быть направлены на финансирование строительства тех же логистических центров - овощехранилищ в районных центрах республики. 
 
Необходимо развивать Северный морской путь, от которого напрямую зависит развитие Северного завоза.
 
До 2004 года были федеральные трансферты по Северному завозу, которые впоследствии отменили, и теперь Северный завоз осуществляется за счет кредитных средств, что приводит к значительному удорожанию стоимости продуктов, ТЭР и ТМЦ.
 
Ввести субсидирование Северного завоза, осуществляемого водным транспортом.
 
Ввести в федеральное законодательство понятие (термин) «Автозимник», «Сезонная дорога» с целью обеспечения инфраструктуры сезонных дорог, так как на автозимниках нет автосервисов, столовых, гостиниц.
 
Расширить ассортимент поставок социально-значимых товаров в рамках Северного завоза, включив лекарства, детское питание.
 
Ввести продовольственные карты, талоны на питание для малоимущих, малообеспеченных, многодетных семей, так как на Севере люди живут очень бедно вследствие низких доходов населения.
 
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 

Опубликовано: 20 декабря, 2018 - 18:51
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице