Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Владимир Прокопьев разъяснил основные положения принятого закона о «дальневосточном гектаре» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 мая 2024 года, 17:09 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (21:00)

Владимир Прокопьев разъяснил основные положения принятого закона о «дальневосточном гектаре»

5 мая 2016 года в Государственном Собрании (Ил Тумэн) состоялась пресс-конференция председателя постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимира Прокопьева. В мероприятии принял участие заместитель председателя парламента республики Виктор Губарев.
 
Информационным поводом для проведения пресс-конференции послужило разъяснение основных положений нового Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон о «дальневосточном гектаре» был принят Государственной Думой 22 апреля 2016 года, одобрен Советом Федерации 27 апреля. 1 мая Президент России Владимир Путин подписал принятый Федеральный закон № 119-ФЗ.
 
Владимир Прокопьев напомнил основные этапы работы над проектом закона о «дальневосточном гектаре», начиная с 19 января 2015 года, когда зампредседателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев объявил Президенту страны Владимиру Путину о выделении бесплатных гектаров на Дальнем Востоке для привлечения населения в макрорегион.
 
Основные положения нового Федерального закона о «дальневосточном гектаре»
 
Далее председатель профильного комитета Ил Тумэна рассказал об основных положениях Федерального закона о «дальневосточном гектаре». Согласно закону, граждане Российской Федерации на основании заявления смогут один раз безвозмездно в упрощённом порядке получить земельный участок площадью 1 гектар на территории девяти субъектов Дальневосточного федерального округа: Якутии, Камчатского, Приморского, Хабаровского краёв, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Участок, свободный от третьих лиц и находящийся в свободном обороте, предоставляется на пять лет. Через пять лет, при условии использования участка, гражданину предоставляется право на получение его бесплатно в собственность или аренду. В случае, если земельный участок предоставлен из земель лесного фонда, предоставление его в собственность предусмотрено после пяти лет безвозмездного пользования и десяти лет нахождения такого участка в аренде. Если земля не будет использоваться по назначению, её изымут.
 
На участке можно осуществлять любую деятельность, при этом в течение года после предоставления участка гражданин обязан направить в уполномоченный орган уведомление о выбранном способе использования участка, а спустя три года — представить декларацию об использовании.
 
1 июня 2016 года стартует первый этап предоставления «дальневосточных гектаров». Их будут выдавать в пределах отдельных муниципальных образований, которые будут выбраны властями регионов. С 1 октября 2016 года участки начнут выдавать на территории всего ДФО. При этом до 1 февраля 2017 года участки смогут получить только россияне, зарегистрированные на территории соответствующего субъекта России, после этой даты землю смогут получать все граждане России.
 
Якутия внесла предложения в законопроект в установленный срок
 
Владимир Прокопьев сообщил, что в режиме второго чтения к проекту федерального закона поступило 98 поправок от субъектов законодательной инициативы, из них 52 приняты и 46 отклонены. Кроме того, поступило шесть дополнительных поправок в ходе рассмотрения законопроекта, которые были отклонены. Иногда высказываются замечания, что парламент Якутии слишком поздно направил поправки и предложения к проекту федерального закона. Однако Владимир Прокопьев подчеркнул, что парламент не опоздал и всё сделал в срок в соответствии с действующим законодательством. А законом и регламентом работы Государственной Думы установлено, что поправки поступают от субъектов законодательной инициативы только после принятия законопроекта в первом чтении. Ещё раз напомним, проект закона о «дальневосточном гектаре» принят 18 декабря 2015 года. При этом Госдума установила срок принятия поправок – 30 дней, то есть с 18 декабря 2015 года по 18 января 2016 года. Ил Тумэн направил официальные предложения Якутии в Госдуму в первый день – 18 декабря 2015 года.
 
Однако ещё задолго до этого властями республики направлялись предложения. Так, 26 января 2015 года была создана рабочая группа при Минвостокразвития России, которую возглавил замминистра Олег Скуфинский. И в этот же день республикой направлены первые предложения к будущему проекту закона (исх.№ И-012-475 от 26.01.2015 г), т.е. через неделю после обнародования предложения Юрия Трутнева. Такая предварительная работа привела к тому, что часть предложений республики была учтена уже в первой редакции текста закона о «дальневосточном гектаре». В частности, в стадии разработки проекта закона были учтены предложения Якутии о предоставлении земельных участков бесплатно только гражданам Российской Федерации; о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование сроком на пять лет с правом последующего бесплатного приобретения в собственность при условии целевого использования в целях исключения злоупотреблений.
 
Законопроект был существенно доработан с учётом поправок и предложений Якутии
 
Владимир Прокопьев напомнил, что наиболее плотная работа над проектом закона «шла с января по апрель» в Минвостокразвития России и в Комитетах Государственной Думы. Он отметил кропотливую работу над защитой поправок Якутии, проведённую рабочими группами парламента Якутии под председательством Александра Жиркова,  Правительства Якутии под председательством премьер-министра Галины Данчиковой, министром имущественных и земельных отношений республики Евгенией Григорьевой. «Пользуясь моментом, особо отмечу роль Главы Якутии Егора Борисова, который не раз лично встречался по этому поводу с Юрием Трутневым и другими, а также спикера парламента Якутии Александра Жиркова, который не раз встречался по поводу поправок и предложений Якутии со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, председателем Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Алексеем Русских и председателями других комитетов Госдумы», - сказал он.  
 
В итоге к рассмотрению во втором чтении – к 22 апреля 2016 года – законопроект был существенно доработан и изменён с учётом замечаний представителей Якутии. Об этом отмечают и представители Минвостокразвития России и Государственной Думы. «Активное участие в работе над проектом закона принимали представители Республики Саха (Якутия). Многие их предложения нашли отражение в тексте», - подчеркнул Алексей Русских на пленарном заседании Госдумы в ходе обсуждения законопроекта во втором чтении.
 
Далее Владимир Прокопьев рассказал о поправках и предложениях, которые Якутии пришлось отстоять. Прежде всего, остановился на положении, изложенному в п.3 статьи 2 Федерального закона, согласно которому «высшие исполнительные органы власти по согласованию с уполномоченным органом вправе определить территории в границах которых земельные участки не могут предоставлены в пользование». «То есть, сегодня Глава республики имеет право определить такие участки вблизи населённых пунктов», - пояснил он. Парламентарий отметил, что в основном по предложению Якутии существенно расширена глава 7 Федерального закона, которая регулирует основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование. Если в проекте закона, принятом в первом чтении таких оснований было всего 10, то в принятом в окончательном законе таких оснований 25.
 
Владимир Михайлович напомнил, что по предложению республики не будут раздаваться земли, являющиеся территориями традиционного природопользования, если испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, если участок указан в лицензии на пользование недрами, или находится в границах территории, указанной в такой лицензии, или на него подана заявка о предоставлении права пользования участком недр, принято решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования таким участком недр либо принято решение о предоставлении в пользование такого участка недр; если под поверхностью испрашиваемого земельного участка расположен участок недр, включённый в федеральный фонд резервных участков недр; если испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в аренду в соответствии с охотхозяйственным соглашением для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Отдельно остановился на пункте о том, что участок не будет предоставлен, если испрашиваемый  земельный  участок предоставлен гражданину до дня введения действующего Земельного кодекса Российской Федерации и в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.
 
Какие поправки Якутии не приняты
 
В своём выступлении Владимир Прокопьев остановился на тех предложениях, которые не приняты или поддержаны частично. Во-первых, это установление «ценза осёдлости». Казалось бы, что данная поправка должна была быть поддержана, с учётом того, что законопроект о «дальневосточном гектаре» с самого начала позиционировался как эффективный механизм для привлечения населения на дальневосточные территории и предотвращения оттока населения. Для выполнения заявленных задач в полной мере Якутия предложила, чтобы через пять лет земельный участок оформлялся в собственность безвозмездно только тем гражданам, которые переехали на постоянное место жительство на территорию ДФО.
 
Во-вторых, это поправка об установлении уполномоченного органа на распоряжение земельными участками законами субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день, уполномоченными органами по распоряжению земельными участками являются органы местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений; органы местного самоуправления муниципальных районов – в отношении земель, на которые зарегистрирована собственность муниципальных районов; уполномоченные органы государственной власти субъектов – в отношении земель, на которые зарегистрирована собственность субъекта РФ; а также уполномоченные федеральные органы государственной власти – в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Наличие множества уполномоченных органов разного уровня приведёт к сложностям при координации работы по реализации закона о «дальневосточном гектаре», мониторинге и сборе информации, создаст дополнительные препятствия для граждан при подаче заявлений на предоставление земельных участков. В этой связи, Ил Тумэном Якутии предложено дать право субъектам РФ самим определить единый орган власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками, независимо от форм собственности на землю и категории земли. Однако в последней редакции законопроекта установлено, что уполномоченными органами обозначены органы местного самоуправления и органы государственной власти, то есть предложение учтено частично.
 
В-третьих, напомнил о поправке о целевом назначении использования испрашиваемых земельных участков. Однако принятым законом установлено, что участки могут использоваться под любой вид деятельности, не запрещённый действующим законодательством.
 
Далее Владимир Прокопьев ответил на вопросы журналистов: Сусанны Рожиной, Галины Мозолевской, Татьяны Бурцевой, Ирины Мартыновой, Нины Герасимовой, Виталия Обедина, Ирины Романовой, Тимофея Ефремова и других. Представители средств массовой информации интересовались, могут ли получить земельные участки иностранные граждане, будут ли власти республики строить инфраструктуры для коллективных земельных участков, о порядке предоставления участков, о готовности информационной системы, об уполномоченных органах, которые будут предоставлять участки, о предложении Главы Якутии Егора Борисова о выдаче бесплатных земельных участков сельхозназначения площадью более 1 га фермерам, о «пилотном» районе в Якутии, в котором с 1 июня 2016 года начнётся старт кампании по выделению «дальневосточных гектаров». На все вопросы Владимир Прокопьев дал исчерпывающие ответы. О вопросах журналистов и ответах читайте в следующих материалах пресс-службы Ил Тумэна.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Новости по теме

Опубликовано: 5 мая, 2016 - 14:18
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице