Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выездной «круглый стол» постоянного комитета Ил Тумэна состоялся на территории бизонария «Усть-Буотама» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 06:58 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

Выездной «круглый стол» постоянного комитета Ил Тумэна состоялся на территории бизонария «Усть-Буотама»

22 апреля 2015 года председатель постоянного комитета Госсобрания по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев провел выездной «круглый стол» на тему «О границах особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» на территории бизонария «Усть-Буотама» национального природного парка «Ленские столбы».
 
В заседании круглого стола приняли участи народные депутаты республики Александр Романов, Василий Местников, Александр Уаров, Дмитрий Саввин, Юрий Баишев, Александр Корякин, министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев, руководитель дирекции биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий республики Семен Терехов, первый заместитель главы МР «Хангаласский улус» Василий Афанасьев, глава Качикатского наслега Ирина Оболкина.
 
Открывая «круглый стол», Владимир Прокопьев отметил, что в последнее время вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ особенно обострился. И попытки изменить границы особо охраняемых природных территорий участились. «В Государственное Собрание поступают обращения по вопросу изменения границ особо охраняемых природных территорий республики. Буквально недавно, на XV пленарном заседании Госсобрания был принят Закон республики, вносящий значительные изменения в базовый Закон республики «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)». Новым законом введена норма о том, что решения об изменении границ особо охраняемых природных территорий республиканского значения, кроме подобных территорий, решения о создании которых принимаются Главой Якутии, принимаются Правительством республики по представлению органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченного в области охраны окружающей среды, и по согласованию с органами местного самоуправления», - сказал председатель профильного Комитета.
 
С подробной информацией выступил министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев. В своём докладе он заострил внимание, что создание, управление и обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий в Республике Саха (Якутия), как ресурса устойчивого развития, является основным направлением реализации государственной экологической политики республики. «Система особо охраняемых природных территорий республики занимает 915.69 тыс. кв. км. или 29,7 % территории республики и состоит из трёх ООПТ федерального значения (государственные природные заповедники «Усть-Ленский» и «Олёкминский», «Ботанический сад ИБПК СО РАН»); 125 ООПТ республиканского значения (6 природных парков, 62 ресурсных резерватов, 13 государственных природных заказников, 26 уникальных озер, один охраняемый ландшафт и 17 памятников природы); 89 ООПТ местного – муниципального значения. Данная система создана на основании перспективной Схемы развития особо охраняемых природных территорий, утвержденной Указом Президента республики от 16.08.1994 года и многолетних исследований Института биологических проблем криолитозоны.
 
Законодательной базой создания республиканской системы ООПТ является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и Закон Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)». Первый республиканский закон «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» был принят в 1996 году, согласно  которому границы ООПТ определялись по согласованию с улусными (городскими) администрациями. Все ООПТ Республики в свое время были образованы на основании ходатайств администраций улусов и Улусных Собраний перед Правительством Республики Саха (Якутия) и согласия местного населения.
 
Благодаря созданию особо охраняемых природных территорий, у республики есть возможность оформить земельные участки особо охраняемых природных территорий в собственность. Напомним что, основную территорию республики занимает лесной фонд, который находится в федеральной собственности. Таким образом, одной из основных задач в этой сфере деятельности является перевод земельных участков ООПТ, расположенных в землях лесного фонда, водного фонда и иных в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов с последующим оформлением право собственности республики. Особое внимание министерством уделяется порядку пользования ресурсами особо охраняемых природных территорий, который, в свою очередь, регламентируется Законом Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия), типовыми Положениями о ресурсных резерватах (Эркээйи сирдэр), о государственных природных заказниках и Положениями конкретных ООПТ.
 
Руководитель дирекции биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Семен Терехов, подробно остановился на пользовании ресурсами особо охраняемых природных территорий. В Якутии большая часть коренного населения занята в сельском хозяйстве и более 200 кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера ведут традиционный образ жизни. Развиты такие традиционные отрасли хозяйствования, как коневодство, оленеводство, рыболовство и охотничий промысел.
 
На особо охраняемых природных территориях существует механизм использования природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания коренных народов и их традиционного образа жизни. С этой целью была создана основная категория ООПТ с гибким режимом охраны – ресурсные резерваты, для которых предусмотрена функциональная зона традиционного природопользования (Төрүт сирдэр). Дирекцией заключается договор на пользование ресурсами на определенных земельных участках для занятия оленеводством, коневодством, сенокошением, рыболовством и охотничьим промыслом, а также для организации экологического туризма. Заявителями на пользование ресурсами ООПТ могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.
 
На территориях ООПТ Якутии осуществляют традиционную хозяйственную деятельность 62 родовые общины на территории в 16,4 млн. га. Необходимо отметить, что наличие особо охраняемых природных территорий является гарантом сохранения жизненного уклада и традиционной деятельности малочисленных народов.
 
По видам деятельности существует четкое разделение в силу географических особенностей Якутии. Так в северных и южных районах республики наиболее распространены охота, рыболовство, выпас северного оленя, коневодство, т.е. виды деятельности, в силу своей специфики, требующие значительных площадей пастбищных участков. При этом количество пользователей относительно невелико, а предоставленные в пользование площади являются существенными по размеру и варьируют от 6000 до 1 700 000 га, в зависимости от количества членов родовых общин в договоре, число которых может быть более 20 человек. В среднем в северных и южных районах на одного пользователя приходится 135 000 га. В центральных районах республики большинство пользователей осуществляют сенокошение на ООПТ. Данный вид деятельности характеризуется локальностью расположения участков. Площадь, предоставленная в пользование, варьирует, в среднем, от 1 га до 15 га. Наибольшее количество пользователей выявлено в Таттинском и Мегино-Кангаласском районах республики – 89 и 29 соответственно. Наибольшие площади занимают пользователи Томпонского, Жиганского, Верхнеколымского и Аллаиховского районов Якутии.
 
На сегодняшний день, установлено 312 пользователей ООПТ, ведущих деятельность на 50 ООПТ республиканского значения в 31 районе республики, из них с 193-мя пользователями подписаны договора. Таким образом, в пользовании находится более 38 млн. га, что составляет 60% от общей территории ООПТ республиканского значения. Ведется работа по заключению договоров с остальными 119 пользователями, из которых 87 действуют на основании долгосрочных лицензий от Департамента охотничьего хозяйства на пользование животным миром, а остальные 32 пользователя ведут традиционный вид сельскохозяйственной деятельности. С целью систематизации данных о пользователях ресурсами ООПТ Дирекцией разработан республиканский Реестр о природопользователях с ежеквартальным обновлением, а также проводится работа по оцифровке границ пользователей на электронной карте ООПТ республики.
 
Подводя итоги, Владимир Прокопьев подчеркнул, что изменение границ ООПТ в сторону их сокращения будь то республиканского или местного значения является недопустимым. «Главной нашей задачей является сохранение природных комплексов, биоразнообразия и объектов природного наследия для будущих поколений, и роль особо охраняемых природных территорий для ее достижения является основной. И тут важно не сокращать территории ООПТ, а, наоборот, по возможности их увеличивать, это особенно актуально при крупномасштабном промышленном освоении территории республики. Но при этом, не ущемлять интересы населения республики при осуществлении ими пользования ресурсами особо охраняемых природных территорий. В действующем Законе РФ норм, которые бы регулировали случаи изменения границ особо охраняемых природных территорий, нет. Хочу также отметить, что в действующем законодательстве не предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон», - подчеркнул он.
 
Также Владимир Прокопьев проинформировал, что эти проблемные вопросы были озвучены на парламентских слушаниях в профильном комитете Госдумы и по последней информации, соответствующие изменения федерального законодательства подготовлены Правительством РФ. В этой связи народные депутаты рекомендуют Правительству республики утвердить порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий, ускорить завершение работ по оформлению прав на земельные участки особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) рекомендовано продолжить работу по увеличению площади особо охраняемых природных территорий, провести разъяснительную и информационную работу среди населения по вопросу преобразования границ особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения.
 
Старший референт постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Айталина Иванова
Опубликовано: 23 апреля, 2015 - 18:49
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице